MaxMar

Какой сеттинг вы сейчас выбираете?

В теме 59 сообщений

Раз уж литературным темам выходит расшевелить публику, так, пожалуй, продолжим.

Сеттинг  - одно из ключевых в творчестве автора. Он определяет настроение, атмосферу и возможности автора. 

Понятное дело, из-за мирового кризиса всего-всего о настроении можно промолчать в тряпочку, тем не менее, творить хочется, иногда это единственная панацея, чтобы не влиться в общий котёл безумия.

И до кризиса нам всем хотелось привычных реалий, только чтобы немного лучше. Но "эпоха хаоса" вносит свою лепту.

Фэнтези держит позицию, оно актуально, как никогда, рискует даже пережить человечество. И набирает обороты альтернативка. Мир, в котором мы бы хотели оказаться, если бы не "вот это вот всё".

Ну вот если честно, мне в плане сеттинга сейчас тяжело даются современные реалии окружающих меня континентальных просторов. Не в плане "не могу", а в плане "лезет одно стекло", а поскольку то самое стекло аж сыплется их любых инфо-источников, то рисовать среди этого стекла кусочек счастья выглядит чуть ли не оксюмороном.

Поэтому мой сеттинг - место, где люди пока ещё могут жить привычной жизнью...

А ваш?

2

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
2 минуты назад, MaxMar сказал:

А ваш?

Как сказал Курт Воннегут, если хочешь... написать... поставь героев раком. Мой сеттинг - раком.

2

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Только что, Dante сказал:

Как сказал Курт Воннегут, если хочешь... написать... поставь героев раком. Мой сеттинг - раком.

Но раком - где? Есть места, где позиция раком - это даже не выбор, а перманентное состояние)

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Только что, MaxMar сказал:

Но раком - где? Есть места, где позиция раком - это даже не выбор, а перманентное состояние)

Ты имеешь ввиду мир? Ну это ведь зависит от того где раком поставить легче. Иногда это может быть фантастический мир, иногда реальный. Вопрос только в том, где раком больнее. Вот мне конечно фантастика нравится. Там можно ТАК ПОСТАВИТЬ и в ТАКИЕ ПОЗЫ!!!

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
13 минут назад, Dante сказал:

Ты имеешь ввиду мир? Ну это ведь зависит от того где раком поставить легче. Иногда это может быть фантастический мир, иногда реальный. Вопрос только в том, где раком больнее. Вот мне конечно фантастика нравится. Там можно ТАК ПОСТАВИТЬ и в ТАКИЕ ПОЗЫ!!!

Это да. Создать интересный мир, и так, чтобы он не сильно откликался на реальность (которая и так всех ракообразила). Из мира хоть теоретически сбежать можно. А у нас Макс пока ещё Марс с Луной не обжил...

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
12 минут назад, MaxMar сказал:

Это да. Создать интересный мир, и так, чтобы он не сильно откликался на реальность (которая и так всех ракообразила). Из мира хоть теоретически сбежать можно. А у нас Макс пока ещё Марс с Луной не обжил...

Я не понимаю зачем это нужно. Фигня.

Если цель книги создать интересный мир - это одна история. Но тогда в книге не важно о чём она. Если цель книги в другом. Не важно интересный ли мир.

Нужно понимать в чём цель.

Вот например. Можно рассказать историю Ромео и Джульеты даже если Ромео + Ромео, и если это космоопера. Ничего не меняется. Но... ничем нельзя заменить мир толкиена. Даже если выбросить кольцо и Фродо.

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Фэнтези. Реже фантастика. Возможно альтернативная история. Современность категорически не идёт сейчас. 

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
18 минут назад, Dante сказал:

Я не понимаю зачем это нужно. Фигня.

Если цель книги создать интересный мир - это одна история. Но тогда в книге не важно о чём она. Если цель книги в другом. Не важно интересный ли мир.

Нужно понимать в чём цель.

Вот например. Можно рассказать историю Ромео и Джульеты даже если Ромео + Ромео, и если это космоопера. Ничего не меняется. Но... ничем нельзя заменить мир толкиена. Даже если выбросить кольцо и Фродо.

Согласен полностью. Но ту же историю Ромео+Ромео можно рассказать в атмосфере современного Лондона и в атмосфере современного, к примеру, Воронежа. Или Афганистана. Или Покровска. Это будет пять разных историй. Потому что в Лондоне это будет выглядеть трагично, но мило. В Воронеже прятаться по кустам. В Афганистане и Покровске - сам понимаешь. И вот сеттинг определяет общее настроение, которое передает история.

7 минут назад, Эрувен сказал:

Фэнтези. Реже фантастика. Возможно альтернативная история. Современность категорически не идёт сейчас. 

Вот и я о том же... Вернее, она заходит, но довоенная. Иди доковидная. А так вроде пишешь, заглядывая немного вперёд, но как оно там даже будет - кто его знает.  

1

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
12 минут назад, MaxMar сказал:

 

Вот и я о том же... Вернее, она заходит, но довоенная. Иди доковидная. А так вроде пишешь, заглядывая немного вперёд, но как оно там даже будет - кто его знает.  

Не, мне сейчас вообще ни какая не заходит. 

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

В основном сейчас фэнтези или городское фэнтези. Хотя недавно относительно прочитал "бабушка просила кланяться и передать что просит прощения" и прям прорыдался. 

У самого есть большой проработанный мир, мы с Саньком его придумывали, но нет таланта и идей что-то написать.

1

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
6 минут назад, Сибелл сказал:

В основном сейчас фэнтези или городское фэнтези. Хотя недавно относительно прочитал "бабушка просила кланяться и передать что просит прощения" и прям прорыдался. 

Я уже стар для такой литературы... ))) Хотя отзывы хорошие и написана неплохо (две первых страницы отлично демонстрируют). 

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
7 минут назад, Сибелл сказал:

У самого есть большой проработанный мир, мы с Саньком его придумывали, но нет таланта и идей что-то написать.

Если для ЛитРпг, то его по-прежнему хорошо читают. Но я не фанат ЛитРпг.

По фэнтези могу подсказать. Помнишь фильм "Приключения Одиссея" с Арманом Д Ассанте? Или хотя бы почитать раздел у Куна о приключениях Одиссея после Троянской войны. Это классический сюжет для большинства фэнтези-работ.

Если расписать для себя по пунктам все события и представить, что у тебя есть герой (тот же Одиссей), у него есть проблема (война закончилась, он мечется между привычкой воевать и осознанием своей ненужности), но у него есть цель (вернуться домой). 

Цель встречает препятствия (домой добраться нелегко, нужно найти корабль, проплыть острова Сирен и прочее)

Его останавливают соблазны (остров Лесбос и куча девок)

Но всё же он решает плыть домой (ностальгия и ощущение себя не в своей тарелке)

Он добирается домой (радость), но враги начинают ставить палки в колёса (жену выдают замуж и жрут за его счёт).

В итоге Одиссей просит помощи богов и набивает морды всем, кто его грабил.

Финал - он снова на троне.

Этот шаблон можно одеть в любой мир, из характеристики мира взять препятствия... Просто подумать: герой-цель-препятствия.

Тот же "Узник зама Иф" написан по этому шаблону. 

Самое главное - иметь желание убить на это кучу времени)

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
7 часов назад, MaxMar сказал:

Но ту же историю Ромео+Ромео можно рассказать в атмосфере современного Лондона и в атмосфере современного, к примеру, Воронежа. Или Афганистана. Или Покровска. Это будет пять разных историй. Потому что в Лондоне это будет выглядеть трагично, но мило. В Воронеже прятаться по кустам. В Афганистане и Покровске - сам понимаешь. И вот сеттинг определяет общее настроение, которое передает история.

Это будет одна история с разными оттенками и обёртками. Это никогда не будет 5 разных историй. 

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Нужно понимать в чём плюс фантастики. Например вы не эксперт в истории. Но хотите написать свой мир. Фантастика позволяет вам не быть экспертом, но придумать многое. Хотя при этом желательно быть экспертом в других областях. Фантастика это так же способ найти такой необычный поворот ситуации, в котором люди не были. Это большой плюс. Например "Мы" и прочие подобные произведения. Ну или скажем снова таки возьмём почти любой роман Воннегута и увидим там, что фантастика служит целью создать уникальные обстоятельства.

Можно быть конечно и Джорджом Мартином, и скажем создать Игру Престолов из отличных знаний истории. Так поступали многие творцы. Например Айзек Азимов придумал Основание на базе произведений про крах империи. Его зацепила идея... краха империи. И он захотел написать про неё... по своему. 

2

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
2 часа назад, Dante сказал:

Это будет одна история с разными оттенками и обёртками. Это никогда не будет 5 разных историй. 

Ну, тогда оттенки и обвёртки )) Просто мне сложно отделить нынешний реал от Покровска и Воронежа, поэтому и выбираю... Лондон )

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
12 минут назад, MaxMar сказал:

Ну, тогда оттенки и обвёртки )) Просто мне сложно отделить нынешний реал от Покровска и Воронежа, поэтому и выбираю... Лондон )

Вообщем мой посыл таков: что если тебе не важен сеттинг... не нужно мучаться.

Но я конечно обычно иду по такому правилу. Вот есть идея. Что нужно для идеи? Или есть персонаж. Иногда персонаж - это идея. Как мне поставить персонажа в сложное положение? Кто мне нужен? Нужна гадина? ОК, сейчас мы ему её нарисуем. То есть персонажи живут ради гадин.

Так было с "Когда небеса падут". Моня был придуман как гадина для главного персонажа. Хотя там вокруг все были гадинами. А потом правда Моня неожиданно стал почти центральной фигурой. Но кто же знал. Смысл Мони был в том, чтобы показать версию ГГ в будущем. А смысл любовника ГГ был в том, чтобы показать вариант ГГ в мире, где бы он не был мудаком. Каждый персонаж - был отражением ГГ в разных мирах, так сказать. Ну а Грегори Лемаршаль был нужен, чтобы отобразить идею мечты. 

Персонажи - это как хрустальные стёкла. Они приобретают разный цвет на фоне других.

Для Мони тоже был придуман свой персонаж, с позитивным ореолом, чтобы компенсировать гадность Мони. Ректор был нужен, чтобы показать, что есть гадина больше Мони. Каждая гадина сыграла свою гадскую роль

И вот все эти персонажи собрались вместе, чтобы отобразить главную идею. Которую я могу сказать, но вы всё равно не поймёте её пока не прочитаете. И то не факт...

Когда я создаю сеттинг... Ну вот как недавно. Все эти вагончики, паровозики, я хочу усилить общую идею. Когда я описываю природу - я рассказываю вам главную идею. Я не занимаюсь херней, а хочу усилить то, что является важным. Мне не интересно писать про дерево просто так. Если оно там есть, то значит... оно передаёт мысль. Если вы читаете про умершие корни, про песок, про пустыню - это отражение состояния.

Сеттинг - это как квартира для событий. Она помогает. Подчёркивает, искажает. Иногда сеттинг - это даже главный персонаж. Бывают и такие произведения. В них внешнее важнее внутеннего

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
1 час назад, Dante сказал:

Нужно понимать в чём плюс фантастики. Например вы не эксперт в истории. Но хотите написать свой мир. Фантастика позволяет вам не быть экспертом, но придумать многое.

Она освобождает руки додумать что-то своё. Альтернативный поворот. Сформулировать своё видение чего-то, иносказательно обрисовать текущую ситуацию.

Плюс защищает от нападок других экспертов, которые пришли не оценить идею и реализацию, а скурпулёзно порыться в авторских ошибках, которые есть действительно вопиющие, а есть такое себе. Скажем, автор может написать превосходный исторический роман, при этому упустить несколько нюансов. Насчет материала, из которого тогда делали посуду, ботинки и т.п. Это все, безусловно, важно, но...

Если раньше автор мог позволить себе писать книжку годами, перерывая кучу источников. То сейчас многие сначала оценивают "выхлоп", и понимают, что утонут в ворохе литературы, которая пишется несколько месяцев и радует публику чуть больше, чем супердостоверные исторические романы. Вот и не заморачиваются люди...

Или меньше заморачиваются. 

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Только что, MaxMar сказал:

Она освобождает руки додумать что-то своё. Альтернативный поворот. Сформулировать своё видение чего-то, иносказательно обрисовать текущую ситуацию.

Но в замен вы обещаете потратить ещё больше усилий.

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
1 час назад, Dante сказал:

 Например вы не эксперт в истории. Но хотите написать свой мир.

На самом деле "историческая достоверность" никому нафиг не нужна в художественной литературе. Да, какие-то правдоподобные момент вставлять нужно, но... не в ущерб художественной сочности. Но это так - практически эпиграф.

На мой скромный взгляд, полотно любого художественного произведения складывается из четырех компонентов:

1. Сеттинг. - это то, в какой мир вы помещаете героев. Это сцена, в которой вы можете ставить героев в разные позы, хоть раком.

2. Персонажи - они важны сами по себе. Когда вы создаете характер, личность, даже если лепите ее по понятным стандартным лекалам "добрый-злой", "хаотичный-законопослушный" и т.д. вы все равно закладываете потенциальный конфликт. Потому что два РАЗНЫХ человека это всегда конфликт. А когда их больше - это просто фейерверк разнообразных конфликтах. Кроме того, в одной и той же позе разные герои будут вести себя по-разному.

3. Собственно "что хотел сказать автор". Тут есть два пути. Иногда автор хотел прочитать мораль. Я такие истории не очень люблю, поскольку под прокрустово ложе морали автору приходиться подгонять героев и сеттинг. Иногда автор ставит мысленный эксперимент. В этом случае очень многое зависит от сеттинга и персонажей. Все три компонента работают вместе, в связке. 

4. Стилистика произведения: драма это или комедия? Эпос или бытовая история? Стилистика может, безусловно, меняться и развиваться (комедия эволюционировать в драму, а бытовая история - в эпос) - за этим тоже интересно наблюдать. 

 

Теперь про сеттинг.  

Сеттинг задается двумя параметрами:

1. Дружелюбность среды. Т.е. мир может быть дружелюбным, нейтральным или враждебным. 

2. Чужеродность среды. Т.е. мир может быть совершенно чужим для нас, а может быть знакомым и привычным, как домашние тапочки.

И когда мы говорим о чужом и привычном то тут не особенно важно, происходит у вас действие в фантастическом будущем, сказочной реальности с эльфами и орками, или в пригородах крупного современного города - мы все равно можем находиться в рамках знакомого и привычного. Мир "Властелина колец" - достаточно привычен. Он узнаваем - от патриархального, аграрного Шира, похожего на английскую глубинку начала XX века, до Мордора, в котором прослеживаются очевидные отсылки к индустриальной революции и промышленным городам погруженных в вечный смог. Самые чужеродные кусочки Средиземья - это эльфийские царства-государства и королевства гномов. 

Особняком в этом смысле стоят "миры-эксперименты". Т.е. когда "мысленный эксперимент автора" обусловлен помещением персонажей в ящик искусственного мира. Тут вспоминается "Многорукий бог Далайна", или "Вертикальный мир" и много чего еще. Когда сеттинг неотделим от эксперимента. В такие миры интересно погружаться иногда, но они, если честно, мне не особенно близки.

Я люблю, когда сеттинг - это скорее красивая декорация. Но, при этом создающая условия для эксперимента. Фантастический сеттинг в этом смысле позволяет чуть больше. 

1

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
33 минуты назад, Dante сказал:

Но в замен вы обещаете потратить ещё больше усилий.

Да, но как ты выше писал, каждый элемент имеет смысл и превращается в инструмент. Ты собираешь мир, как конструктор. Это приятные усилия)

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
2 часа назад, Dante сказал:

Это будет одна история с разными оттенками и обёртками. Это никогда не будет 5 разных историй. 

Там основной конфликт заложен в обстоятельствах двух враждующих сторон. В этом смысле, конечно, это будет одна и та же история. Совершенно не важно в каких обстоятельствах она разворачивается, мальчик там и девочка, две девочки, два мальчика, жаба и гадюка, эльф и человек, вампир и оборотень... короче вариантов уйма, а сюжет один. Однако если мы просто берем влюбленную пару и помещаем ее в эти пять локаций, то сами локации становятся "экспериментом" и мы реально получаем пять разных историй. Для Лондона - одни обстоятельства создают конфликт, для Афганистана - другие. В первом случае мы сосредотачиваемся на конфликте внутри пары, исследуем, как два человека влюбляются и "притираются" друг к другу, как из всего разнообразия выбора останавливаются друг на друге. Для Афганистана это история о конфликте между парой влюбленных и враждебной средой. Для России мы можем совместить и первое и последние, и добавить еще политические моменты. Когда мы к этому сверху добавляем сюжетную канву Ромео и Джульетты: встретились на вечеринке, провели ночь, потом пара разделяется, у одного проблемы с законом, снотворное, самоубийство... Этот сюжет может быть просто декорацией. Обманкой. Нет, это может быть история о совершенно другом. Все зависит куда ты сместишь акцент. Если в центре сюжета конфликт двух кланов, причем конфликт безыдейный - да, это Ромео и Джульетта. Если в центре сюжета тема гомофобии, то это уже другая история. А если Ромео - сторонник "СВО", у него отец военный, а мать чиновница, а Юра - противник СВО, мать у него профессор, а отец - бизнесмен спонсировавший ФБК, то это уже третья история. Тут даже тема гомофобии уходит на второй план. И это уже не Ромео и Джульетта. Это обманка. Красивая обертка и только. Короче - вариантов тьма-тьмущая. Можно закрутить историю очень по-разному. Короче, смещая акцент, всю историю можно поменять так, что канва сюжетная останется, а сама история будет другая. 

1

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
6 минут назад, ElijahCrow сказал:

Все зависит куда ты сместишь акцент. Если в центре сюжета конфликт двух кланов, причем конфликт безыдейный - да, это Ромео и Джульетта. Если в центре сюжета тема гомофобии, то это уже другая история. А если Ромео - сторонник "СВО", у него отец военный, а мать чиновница, а Юра - противник СВО, мать у него профессор, а отец - бизнесмен спонсировавший ФБК, то это уже третья история. Тут даже тема гомофобии уходит на второй план. И это уже не Ромео и Джульетта. Это обманка. Красивая обертка и только. Короче - вариантов тьма-тьмущая. Можно закрутить историю очень по-разному. Короче, смещая акцент, всю историю можно поменять так, что канва сюжетная останется, а сама история будет другая. 

Где это можно почитать? :) Хотя боюсь таких историй.. хватает в жизни

7 минут назад, ElijahCrow сказал:

И это уже не Ромео и Джульетта. Это обманка. Красивая обертка и только.

Нужно иметь недюжинный талант, чтобы создать из Ромео и Джульетта новое. Но так бывает. Вспоминаем Розенкранц и Гильдестерн мертвы

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
2 часа назад, Dante сказал:

Это будет одна история с разными оттенками и обёртками. Это никогда не будет 5 разных историй. 

Там основной конфликт заложен в обстоятельствах двух враждующих сторон. В этом смысле, конечно, это будет одна и та же история. Совершенно не важно в каких обстоятельствах она разворачивается, мальчик там и девочка, две девочки, два мальчика, жаба и гадюка, эльф и человек, вампир и оборотень... короче вариантов уйма, а сюжет один. Однако если мы просто берем влюбленную пару и помещаем ее в эти пять локаций, то сами локации становятся "экспериментом" и мы реально получаем пять разных историй. Для Лондона - одни обстоятельства создают конфликт, для Афганистана - другие. В первом случае мы сосредотачиваемся на конфликте внутри пары, исследуем, как два человека влюбляются и "притираются" друг к другу, как из всего разнообразия выбора останавливаются друг на друге. Для Афганистана это история о конфликте между парой влюбленных и враждебной средой. Для России мы можем совместить и первое и последние, и добавить еще политические моменты. Когда мы к этому сверху добавляем сюжетную канву Ромео и Джульетты: встретились на вечеринке, провели ночь, потом пара разделяется, у одного проблемы с законом, снотворное, самоубийство... Этот сюжет может быть просто декорацией. Обманкой. Нет, это может быть история о совершенно другом. Все зависит куда ты сместишь акцент. Если в центре сюжета конфликт двух кланов, причем конфликт безыдейный - да, это Ромео и Джульетта. Если в центре сюжета тема гомофобии, то это уже другая история. А если Ромео - сторонник "СВО", у него отец военный, а мать чиновница, а Юра - противник СВО, мать у него профессор, а отец - бизнесмен спонсировавший ФБК, то это уже третья история. Тут даже тема гомофобии уходит на второй план. И это уже не Ромео и Джульетта. Это обманка. Красивая обертка и только. Короче - вариантов тьма-тьмущая. Можно закрутить историю очень по-разному. Короче, смещая акцент, всю историю можно поменять так, что канва сюжетная останется, а сама история будет другая. 

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
8 минут назад, MaxMar сказал:

Это приятные усилия)

Нет конечно. Это ещё то дерьмо и тонны работы.

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
10 hours ago, MaxMar said:

В итоге Одиссей просит помощи богов и набивает морды всем, кто его грабил.

Финал - он снова на троне.

Одиссей - личность сложная, неоднозначная (в отличие от плоских абсолютно положительных, чаще всего, персонажей у эпигонов). Я, например, никогда не прощу ему Паламеда, оклеветанного и убитого с изощренным коварством. Очень хорошо Одиссей показан в пьесе Вальехо "Она ткала свои мечты", советую.

И конец его, согласно мифам, был крайне печальный - убит собственным сыном, прижитым на стороне.

Но он - живой, не плоский, не картонный!

2

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать учетную запись

Зарегистрируйте новую учётную запись в нашем сообществе. Это очень просто!


Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.


Войти