• записей
    186
  • комментарий
    1641
  • просмотр
    32811

3 февраля 1931 года. Рюрик Ивнев. Дневник

Dante

1307 просмотров

3 февраля 1931 года. Рюрик Ивнев. Дневник. 1906-1980. Москва, 2012. С. 482-483.

В мою последнюю поездку в Ленинград произошла замечательная встреча, бросившая меня на страницы Достоевского. Я никогда ее не забуду, но, чтобы так же ярко и красочно ее вспоминать и потом, - я набросаю ее схему. (Все подробности записывать очень долго). 2 часа ночи: Угол Каменоостровского и Песочной. Возвращаюсь домой. Три парня. Закуриваю папиросу. Один из них: "Ты приезжий?" - "Да". Всматриваюсь: тип шофера, кэпка. Хорошее лицо, но есть что-то бандитское. "Тебе, может быть, негде ночевать?" Я отвечаю: "Нет, я имею, где ночевать". Показываю на дом, угловой, на Вологодской. "А может быть, пойдем ко мне?" - "Что же мы будем у тебя делать?" - "Топить печь и разговаривать". Я решаю идти к нему. Глубь Песочной ул. Дальше дома, где жила когда-то Е.Г. Гуро и где я первый раз читал свой первый роман "Несчастный ангел". Калитка. В глубине - парк. Домов никаких не видно. Мне становится страшно. Со мной бумажник с деньгами (сравнительно много денег), документы. (Перед этим еще его фраза. На мой вопрос: "О чем же мы будем разговаривать?" - "Браток, разве у двух людей не найдется о чем поговорить? Я расскажу тебе свою жизнь, ты - свою. Вот, например, я бросил жену, или зачем врать, она сама от меня ушла... Я тебе все расскажу, а ты мне расскажешь свое...").

Он говорит: "Иди вперед". Дорожка занесена густым снегом. Идем буквально по колени в снегу. Наконец, домик. Он открывает дверь. Кухня. Никого нет. Горит электричество. Вдруг: "Руки вверх". Я растерянно улыбаюсь. Оказывается, он пошутил. Мы входим в его комнату. Дикий холод. Несколько дней он не топил. Начинает топить печь. Я дрожу от холода. Он согревает руками мои ноги. Рассказывает про себя. Потом спрашивает про мою жизнь. Я под влиянием пережитых волнений рассказываю многое.

На его глазах выступают слезы. "Но, Боже мой, - восклицает он, - ведь мое страданье в сравнении с твоим - такое ничтожное". Он нагибается и целует мне руку.

Ночь. Печь согрелась. Мы ложимся спать. Он нежен. Утром назначил мне час, чтобы я пришел. Я не пришел, не заглянул к нему и на другой день, и на третий день, а из Москвы написал ему письмо, где благодарил за хорошее, человеческое чувство.

Он - рабочий - Иван Дмитриев.


5


22 Комментария


Меня всегда поражало вот это сочетание, мне недоступное. Интеллигентности, глубины восприятия мира и полного безразличия к чувствам другого человека. Не могу это осуждать, может в этом и кроется внутренняя свобода и уважение к чужой свободе. А может и нет.

3

Поделиться этим комментарием


Ссылка на комментарий
58 минут назад, Yar сказал:

Интеллигентности, глубины восприятия мира и полного безразличия к чувствам другого человека.

Что ты имеешь ввиду?

0

Поделиться этим комментарием


Ссылка на комментарий
1 hour ago, Yar said:

Интеллигентности, глубины восприятия мира и полного безразличия к чувствам другого человека. 

Да, эта беда встречается куда чаще, чем хотелось бы. Но это, видимо, просто инфантилизм. Интеллектуальная деятельность почему-то никого не делает взрослым.

0

Поделиться этим комментарием


Ссылка на комментарий
7 минут назад, Melech сказал:

Я не понял, был у них секс или нет?) 

Думаю нет. Иначе зачем было убегать. 

Я забыл упомянуть. Это автор повести Юность, которая видимо не зря считается латентно гомоэротической.

0

Поделиться этим комментарием


Ссылка на комментарий
Только что, Dante сказал:

Думаю нет. Иначе зачем было убегать. 

Может, он потому и убежал, что ему слишком понравилось, и он испугался собственных чувств?

0

Поделиться этим комментарием


Ссылка на комментарий
6 минут назад, Melech сказал:

Может, он потому и убежал, что ему слишком понравилось, и он испугался собственных чувств?

Не знаю:) может .

0

Поделиться этим комментарием


Ссылка на комментарий

Ну видишь, он говорит: 

Цитата

замечательная встреча, бросившая меня на страницы Достоевского. Я никогда ее не забуду, но, чтобы так же ярко и красочно ее вспоминать и потом, - я набросаю ее схему. (Все подробности записывать очень долго)

Долго там подробности были. Всякие. 

12 минут назад, Dante сказал:

Это автор повести Юность, которая видимо не зря считается латентно гомоэротической.

Скинь почитать? 

0

Поделиться этим комментарием


Ссылка на комментарий
2 часа назад, Dante сказал:

Что ты имеешь ввиду?

Поясню, Дим. Мое восприятие этого кусочка:

"Мы ложимся спать. Он нежен. Утром назначил мне час, чтобы я пришел. Я не пришел, не заглянул к нему и на другой день, и на третий день, а из Москвы написал ему письмо, где благодарил за хорошее, человеческое чувство. "

Он фиксируется исключительно на своем восприятии, нисколько не задумываясь, что там испытал  Иван Дмитриев.
Он относится к случайному партнеру не как к человеку, а как к явлению какому-то. Изучающе, отстраненно.

И дело я думаю вовсе не в том, что  Иван Дмитриев рабочий. Я такое отношение к людям и жизни встречал у знакомых, которые совсем не были дворянами. Именно отношение к жизни, людям, приоритеты. Холодное такое, как из аквариума они смотрят на мир. Попробовал диковинный фрукт и смакует ощущения. Разве фрукты могут чувствовать, надеяться на что-то кроме письма с благодарностью? нет конечно. И это - красивый жест, по большей мере для себя.

Ну и я не утверждаю что это плохо. Потому что что-то в этом есть. Знаешь, как уважение чужого суверенитета. Он не отвечает за чужие чувства, только за свои.

Просто сам я не такой. И мне очень сложно таких людей воспринимать)

54 минуты назад, Melech сказал:

Может, он потому и убежал, что ему слишком понравилось, и он испугался собственных чувств?

Не думаю что он испугался. Это же начало века. Гомосексуальность не была чем-то постыдным. Наоборот, шарман.

1

Поделиться этим комментарием


Ссылка на комментарий
32 минуты назад, Yar сказал:

Он фиксируется исключительно на своем восприятии, нисколько не задумываясь, что там испытал  Иван Дмитриев.

Откуда же ему знать, что испытал другой человек.

32 минуты назад, Yar сказал:

Он относится к случайному партнеру не как к человеку, а как к явлению какому-то. Изучающе, отстраненно.

Потому что он с ним не близок.

33 минуты назад, Yar сказал:

Я такое отношение к людям

Отношение некой отстранённости? Обычное отношение для человека, который боится. Ничего особенного. Нет смысла брать на своё счёт.

0

Поделиться этим комментарием


Ссылка на комментарий

Из его дневника:

Цитата

— 28 сентября, Лахтинская, возле Приютинской церкви, средь шумной ватаги бегущих реалистов. Как, в сущности, чужды мне все люди; особенно молодежь.

Дневники - это, скажу я вам, штука интересная: в них человек часто совсем не таким предстает, каким его хотят видеть или представляют, - при условии, конечно, что дневник пишется для себя и не предназначен для публикации.

Цитата

“Манеж Гренадерского полка (угол Монетной и Вульфовой) […] Почему у эсеров (почти у всех поголовно) такие благородные лица? Почему среди эсеров не чувствуешь никакого страха? […] Почему среди “большевиков” так много “подонков”, так много самой ужасной, самой омерзительной и злобной черни? Почему около цирка “Модерн” я чувствую себя оплеванным и загрязненным, почему я не вижу там — человеческого чувства?”

И это пишет человек, который всю жизнь потом работал на большевиков, начиная с того, что был секретарем Луначарского.

Цитата

В 1912 году Ковалев пишет гей-роман “Юность”, отчасти автобиографический. 19-летний герой, студент филфака Борис Арнольдович Анайцев, ведет бурную личную жизнь — несчастный роман с молодым врачом, нераскрытое убийство, костюмированные оргии в закрытых клубах, платный секс с вокзальным носильщиком, БДСМ-священник, дуэль, трансвеститы в Технологическом институте, счастливая любовь с гимназистом 7-го класса. Рукопись он показал Блоку, которому та не понравилась. То ли поэтому, то ли потому что книга была слишком откровенной, Ковалев не пытался напечатать ее ни до 1917, ни в первые послереволюционные годы, когда гомосексуализм был декриминализован. В результате текст, интереснейший документ эпохи, впервые был напечатан только в 2007 году в журнале “Крещатик”.

 

2

Поделиться этим комментарием


Ссылка на комментарий

Начал читать его "Юность" и бросил. Терпеть не могу такой стиль. Напомнил мне "На кого похож Арлекин" Бушуева. Может, позже соберусь с духом и прочитаю.

1

Поделиться этим комментарием


Ссылка на комментарий
5 часов назад, Yar сказал:

Он фиксируется исключительно на своем восприятии, нисколько не задумываясь, что там испытал  Иван Дмитриев.
Он относится к случайному партнеру не как к человеку, а как к явлению какому-то. Изучающе, отстраненно.

Это гениально! Как ты это подмечаешь? Реально низкий уровень эмпатии, описание только личных ощущений. Ну,  может так сильно напугался? К тому же они не знакомы. 

И почему нам кажется, что у интеллигенции эмпатия должна быть более высоко развита?

1

Поделиться этим комментарием


Ссылка на комментарий

Может быть, потому что анализ любого явления предполагает понимание и его эмоциональной составляющей. Но эмоцию невозможно понять, если не прочувствовать ее в какой-то мере. Поэтому, если человек на это не способен, он скатывается попросту в умствование. А это не имеет отношения к интеллектуальной деятельности.

1

Поделиться этим комментарием


Ссылка на комментарий
5 часов назад, Добби Таттлер сказал:

описание только личных ощущений. 

Если это был первый опыт, отличный от всего, ранее испытанного, то что ещё ему описывать? Конечно, фокусировка будет на личных ощущениях. Тем более, что ГГ решил опустить подробности.

Да и что писать? В голову другому ведь не заглянешь. Максимум - понравилось/не понравилось партнёру, и то это уже детали, которые меркнут на фоне личных переживаний.

12 часов назад, Dante сказал:

Думаю нет. Иначе зачем было убегать. 

Затем и убегать, что было и понравилось.) Вряд ли он написал бы письмо, если бы сбежал, прервав процесс.) Я бы точно не написала.)

Да и до повторного приглашения в этом случае бы вряд ли дошло.)

Изменено пользователем Атенаис
0

Поделиться этим комментарием


Ссылка на комментарий
5 часов назад, Добби Таттлер сказал:

И почему нам кажется, что у интеллигенции эмпатия должна быть более высоко развита?

А это интересная тема! Мне кажется, это ловушка. Если человек знает 11 синонимов к слову сердечность, нам кажется что он более тонко чувствует. Но это не значит, что он будет эту сердечность хоть к кому-то проявлять.

И наоборот бывает: человеком могут руководить чувства, которым он даже не знает названия.

Мне кажется причина кроется в том, что существуют разные виды интеллекта. И у конкретного человека может превалировать один тип, а другой быть совсем не развитым.

11 часов назад, Dante сказал:

Обычное отношение для человека, который боится

У меня не создалось впечатление что он боится. Да и чего ему бояться? На момент написания он уже точно знает, что его не убили и не ограбили. Напротив, рабочий "был нежен". Гомосексуальных отношений в его среде бояться не принято, это вариант нормы и для него не является открытием.

2

Поделиться этим комментарием


Ссылка на комментарий
2 минуты назад, Yar сказал:

и для него не является открытием.

Первый опыт всегда - открытие.) Особенно, если его полирнуть внезапностью.))

Изменено пользователем Атенаис
1

Поделиться этим комментарием


Ссылка на комментарий
7 часов назад, Ветер сказал:

Начал читать его "Юность" и бросил. Терпеть не могу такой стиль. Напомнил мне "На кого похож Арлекин" Бушуева. Может, позже соберусь с духом и прочитаю.

Зачем? Это проходной писатель. Ну так бывает 

7 часов назад, Ветер сказал:

это пишет человек, который всю жизнь потом работал на большевиков, начиная с того, что был секретарем Луначарского.

Сталин его дневник не читал, потому и работал.

1 час назад, Yar сказал:

меня не создалось впечатление что он боится. Да и чего ему бояться?

А там в начале. Посмотри. Нота недоверия. Характер вопросов.

И результат какой: с одной стороны хочется зайти, с другой нет. Написал письмо. Так поступают те, кто боится. 

Так что не было у них секса. Трус не играет в хоккей и не еб%т парней. 

1 час назад, Yar сказал:

Гомосексуальных отношений в его среде бояться не принято, это вариант нормы и для него не является открытием.

Я этого не вижу.  В тексте ни одной явной эмоции. Все скрыто. Так не пишут те, кто свободно занимаются сексом

Вот рабочий тот да. Куда проще. А этот кадр ещё тот мамкин гей

0

Поделиться этим комментарием


Ссылка на комментарий
1 час назад, Атенаис сказал:

Затем и убегать, что было и понравилось.) Вряд ли он написал бы письмо, если бы сбежал, прервав процесс.) Я бы точно не написала.)

Зачем убегать? Не знаю. Но если незачем, почему не пришёл?

Цитата

Домов никаких не видно. Мне становится страшно. Со мной бумажник с деньгами

 

0

Поделиться этим комментарием


Ссылка на комментарий
3 часа назад, Dante сказал:

Сталин его дневник не читал, потому и работал.

Цитата

В 1920-х — начале 1930-х Ивнев много пишет для газет и журналов, колесит по всей стране. В самые страшные 1936–38 годы, когда погибла значительная часть друзей его юности, он переезжает с места на место каждую неделю. Возможно, это его и спасло.

Перед войной он переезжает на Кавказ и проводит там все военные годы, работая в газете “Боец РККА”, и часть послевоенного времени. После войны жизнь его успокаивается, он становится типичным советским литератором второго ряда, успешно избегает репрессий. Пишет стихи, выпускает мемуары, пьесы, много переводит поэтов из южных республик и классику восточной литературы.

Дневники, которые Ивнев вел всю свою жизнь, он переработал во множество книг, частью документальных, частью беллетризованных: “Богема”, “В вихре революции”, “Память и время”, “Часы и голоса”, “У подножия Мтацминды”, “Жар прожитых лет”… Издан и сам дневник с обширными комментариями — непонятно, впрочем, насколько полный: вроде бы архив Ивнева разобран не до конца. Дневниковые записи порой производят странное впечатление. Множество откровенных деталей — и при этом полное отсутствие важнейших событий, и личных, и исторических. Можно объяснить то, что в дневнике никак не упомянуты смерти Ленина и Сталина, репрессии друзей и знакомых, XX съезд, Хрущев и Брежнев — но нет там, в общем-то, и смерти мамы и брата, самоубийств Маяковского и Есенина, войны в целом и смерти тетушки в блокадном Ленинграде в частности. Целые темы исчезают — после смерти патриарха Тихона в 1925 году и окончательной победы обновленческой церкви из дневника пропадает религиозная линия, после облав на гомосексуалистов 1933 года исчезает романтическая-эротическая. Впрочем, старые записи, из-за которых у Ивнева могли быть большие неприятности, попади они не в те руки, он не уничтожал — рисковал.

 

3 часа назад, Dante сказал:

Зачем?

Вот и я думаю, зачем?  Ты меня убедил. :)

1

Поделиться этим комментарием


Ссылка на комментарий

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать учетную запись

Зарегистрируйте новую учётную запись в нашем сообществе. Это очень просто!


Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.


Войти
  • Последние посетители   0 пользователей онлайн

    Ни одного зарегистрированного пользователя не просматривает данную страницу