• записи
    24
  • комментариев
    156
  • просмотров
    6319

Глубже! чем Лето'85-го

Добби Таттлер

959 просмотров

Две новинки кино уходящего года, которые, как бывает, не могли стать трендами, но мимо которых пройти было бы ошибкой. Первый - снятый 17-летними переживаниями Франсуа Озона на атмосферную камеру Спутник-16 времен диско, второй - российская комедия (но, нет,  сатира - правильнее) на удивление злободневная и яркая, и, по традиции, с плохим продакшн-сопровождением.

"Лето'85"

Роман "Станцуй на моей могиле" Эйдена Чемберса, который прочитал юный Озон в 17 лет стал для него и откровением и потрясением. Такие вещи глубоко въедаются в память, особенно когда ты считаешь темы, затронутые в них, находящимися под строгим табу. У вас наверное тоже есть такие произведения или фильмы, которые стали символами откровения, и которые вы несете в памяти как флаг по жизни. 

Роман повествует о двух парнях, случайно встретивших друг друга теплым молодым летом и о романтической страсти между ними, которая, как и лето - разгорается стремительно, обещает много счастливых дней, но имеет свои сроки. У Озона - это безбашенный 19-летний Давид и замкнутый, постоянно думающий о смерти 17-летний Алекси, который и есть альтер эго самого режиссера. Как признается сам Франсуа Озон, он не сразу понял, что роман сыграл большую роль в его творчестве, даже сакральное "Летнее платье" он считает навеяным сюжетами из "Станцуй на моей могиле". 

Не буду дальше нагружать, скажу лишь, что, не смотря на завязку картины с угнетеным, находящимся под следствием Алекси, фильм Озона нарочито легкий, даже местами наивный, будто снятый тем самым 17-летним юношей, впервые открывающим для себя мир влюбленности, первых поисков близкого по духу друга, первыми разочарованиями оттого, что это всё не так просто, как кажется, и зачастую вы на одном танцполе танцуете с любовником под разную музыку. По замыслу автора, зритель, окунувшийся в эту атмосферу, сможет испытать легкое смятение, вспоминая своё взросление, сможет снова прожить те "ужасные" прекрасные чувства. Поможет в этом и локация сцен на лазурном побережье Франции и теплое мягкое свечение экрана - эффект той самой старенькой камеры Спутник-16 и музыка времен диско, которая не просто дань тенденциям, а потому что вечно молода и искрится бликами зеркального шара под потолком местной дискотеки.

"Глубже!"

Мой вам совет - не читайте комментарии под трейлером. Наш зритель так привык к плохому, что судит поверхностно. А еще лучше - не смотрите трейлер, потому что наши прокатчики настолько считают своего зрителя поверхностным и глупым, что превратили трейлер в пародию на фильм "Горько!". 

На самом деле кино Михаила Сегала - далеко не комедийное, не пошлое, а жесткая ирония на нашу современную жизнь, которая сплошь - порнография.

Вот теперь о завязке. Молодого режиссера в исполнении Александра Паля (который выделяется усталым взглядом Бодрова-младшего и тяжелой челюстью) Главный режиссер Главного театра страны увольняет в связи со слишком замороченым, глубоким взглядом на классику. На его место берут мейнстримного вездесущего Хачатряна (в исполнении Лапенко). Скитаясь по подработкам и бедствуя, молодой непонятый талант по воле случая и школьного товарища попадает в мир порнобизнеса. Но и тут ему неймется и, нарушая стандарты, он привносит в фильмы для взрослых глубину и искренность актерской игры. И незамысловатый текст "-Что у вас течет? -Всё течет" вдруг поражает зрителей своей правдоподобностью. А дальше за дело берутся властные структуры и зомби-ТВ, которым давно никто не верит и этой самой искренности ой как не хватает. Михаил Сегал доводит абсурд сюжета до степени нашей с вами реальности настолько мастерски и ненавязчиво, что начинаешь испытывать легкий неожиданный восторг от картины (а кто ждет сейчас хорошего от нашего кино?), провокативно заигрывает с нынешней ситуацией во власти, ТВ и культуре в целом, не пошло ставит на место юных стартаперов, зарвавшихся талантов, театральных прим, министров и даже самого сами знаете кого. Последняя фраза, когда президент в исполнении Игоря Угольникова предлагает изменить все вместе, и получает далеко неоднозначный ответ, в современных реалиях вообще могла погубить картину. Но нет, не это попортило прокат. Не смотря на ироничный нестандартный сюжет, талант режиссера и отличную игру как молодых актеров, так и уже известных, хорошей работе осветителей и операторов в условиях небольшого бюджета картины, именно благодаря туалетно-порнографическому пиару она просто слегка не зашла зрителю. 

Так что, если не будете знать, что посмотреть, я не буду рекомендовать, просто возьмите на заметку. Это реально не по задорново-петросянски самоиронично, а значит искренне смешно и грустно одновременно. 

 


5


6 Комментариев


"Так что, если не будете знать, что посмотреть, я не буду рекомендовать, просто возьмите на заметку. Это реально не по задорново-петросянски самоиронично, а значит искренне смешно и грустно одновременно". 

Взял на заметку и посмотрел. На мой взгляд, Сегал пробует себя  в непростом жанре социально-абсурдистской комедии, и, на мой же взгляд, делает шаг назад даже по сравнению с "Рассказами". В 2016 году  мне посчастливилось познакомиться с Мишей (он сам просил так себя называть), когда он привозил на Дни российского кино свою отличную работу "Кино про Алексеева". Тогда он как раз размышлял о новом фильме и сказал, что хочет снять комедию. Комедия социального абсурда у него получилась. А Кино, на мой взгляд, нет. Слишком много в этой кинопародии пародий социальных: Пу, Мединский, Соловьев, Табаков, Богомолов, Серебреников...Даже Павлу Дурову досталось и тете Меркель! И  штампов предостаточно, например о соприкосновении  с нашими доблестными спецслужбами, которые, судя по разоблачениям Навального, не такие уж и доблестные. И, хотя талант не пропьешь ( в фильме масса клевых находок - не хочу спойлерить; есть и предвидения: Президент знает порноактеров Тимура и Леру по именам! Чем не аналогия с вопросом о  с Дзюбе на недавней пресс-конференции? САМ, конечно, не смотрел. Но очень в курсе!), я огорчен и разочарован.

Во-первых, потому что для фильмов  типа "Кино про Алексеева" в нынешней России нет зрителя. И никакими отсылками к Чехову и портретам Бродского этого, увы, не изменить.

Во-вторых,  попытка фронды типа критики Пу или иронии с корзинкой грибов  в костюме и рассуждений о траектории пули ни к чему не приведет. Это сродни тактике ненападения Венедиктова или Минкина - все не очень хорошие, кроме.... Понятно, что жизнь и свобода дороже. Но дуля в кармане - это не для Сегала. Возможно, это были настоятельные  пожелания продюссеров. Точней, мне очень хочется верить, что его заставили этот мусор  не выбросить в корзину при монтаже.

Поэтому финальный прыжок главного героя - альтер-эго режиссера Сегала - это прыжок в никуда. Либо это прыжок в бездну забвения из-за посягательств на САМОГО и систему, либо (чем, собственно, и заканчивается фильм) режиссеру нужно зависнуть. Как минимум до тех времен, пока в зале не сменятся зрители, а на сцене не появятся новые актеры.

"Лето'85"

Роман "Станцуй на моей могиле" Эйдена Чемберса, который прочитал юный Озон в 17 лет, я не читал. А фильм Озона посмотрел. 2 красивых мальчика  и час сорок потеряного времени.

 
Изменено пользователем Altermischka
3

Поделиться этим комментарием


Ссылка на комментарий

А почему потерянного времени? Озон в этом фильме не претендует на высокие смыслы или нравоучения. В его возрасте это скорее просто попытка снова быть молодым, вернуться в прошлое, пережить снова. "Комната Джованни" для меня в свое время тоже стала откровением, хотя многие считают, что ничего особенного в ней нет. Или та же "Зубная фея". Это я про книги. 

Насчет Глубже! Мне очень понравился ваш анализ картины и режиссера. Но в наше время мне кажется кино давно выходит за рамки традиционных представлений и допускает эксперименты даже в жанрах для массового зрителя. И я уже не первый раз вижу упрек режиссеру ,что он якобы смягчил критику политической ситуации в стране, хотя я сам такого не заметил. На мой взгляд он даже переступил черту сатиры и шагнул в некоторую оппозиционную пропаганду этим фильмом. 

0

Поделиться этим комментарием


Ссылка на комментарий
1 минуту назад, Младший брат Коля сказал:

Как по мне, так фильм "Лето'85" - это фильм о предательстве. И такое мое ощущение ничто не изменит.

Имеется ввиду любовное предательство? И кто кого предал, по твоему? Озон очень точно, на мой взгляд, передал два типа людей. Давид - влюбляющийся в ауру вокруг человека, в напряжение, которое дает ему ощущение жизни, новизны. Алекси - отдающийся непосредственно человеку, который его приручил, как пёс - преданно и надолго готовый быть с тем, кто его принял. Причем сам Алекси замечает, что он не знает точно - любовь это была или что-то другое, и он же быстро переключается на новые поиски, но уже будучи с опытом, который ему помогает превратиться "из жертвы в охотника". В то же время, Давид, сломавший идиллию из-за чувства застоя, покоя, попадает в беду, решившись догнать Алекси, чтобы вернуть (по словам матери, конечно). Мне показалось, что это кино не столько о любви, сколько о первом опыте, страсти и поисках себя в новых условиях. То есть о взрослении, о переживаниях молодости. 

 

1

Поделиться этим комментарием


Ссылка на комментарий
3 часа назад, Добби Таттлер сказал:

Озон в этом фильме не претендует на высокие смыслы или нравоучения.

Поясню (сразу прошу прощения у тех, кто еще не посмотрел - вынужден буду спойлерить). Сначала по части смыслов. На мой взгляд, Озон злоупотребляет и штампами, и самоцитированием, и  натяжками (я не читал роман; возможно, режиссер следует за автором). Сцена знакомства ох как не оригинальна, хотя чего не бывает в зоологии!!!. Мама, снимающая с гостя трусы (зачем?!) и фраза - Твоя мама могла бы тобой гордиться! Чем гордиться? Тем, что в 16 лет вырос такой большой хрен? Поднимите руку, чья мама гордится тем, что у вас большой член? Или тем, что член в принципе есть?Я уже не говорю об эрекции в пижаме. Снова вопрос - а это зачем? Или кто-то не знает, что у мальчиков по утрам эрекция? У режиссера сперматоксикоз? (замечу в скобках - я не ханжа, нужна касса, нужны зрители-геи, пускающие слюни..Но Большие режиссеры борятся за внимание зрителя не так. Почему то подумалось о Греге Араки или о "Нимфоманке" Триера. А если бороться так, то лучше сразу снимать порно, честней будет). Младший герой увлечен аурой смерти, даже в ванной видит саркофаг! Но почему его проводницей в мир смерти является случайная англичанка?  Почему она англичанка, а не итальянка? Героиня вскользь говорит - английский шарм. Английский шарм, Карл! И где? Во Франции! Даже не смешно, просто несерьезно. Почему взрослый герой еврей? И если уж он еврей, то никогда равин во время чтения Поминальной молитвы не будет говорить по телефону! Почему взрослый герой во время ссоры говорит - ты мне надоел! С тобой скучно! (явно, мысли не случайные, а выношенные - просто появился повод озвучить), и вдруг срывается без шлема вдогонку. И почему на мотоцикле не по городу, как младший на велике, а ...А младший в состоянии истерики и глубокой депрессии вдруг решает посмотреть телек, и именно новости, и видит...Могу продолжать, но не хочу. Просто Озон притягивает все за уши, и у него нет экранного времени на ответы. Зато есть на панорамные виды Лазурного берега и на продактс плейсмент.

Ну и о предательстве. Первое предательство, имхо  - это предательство Озоном своей профессии. Снять такое после "8 женщин", "Капель дождя.." и "Времени прощания"...Объяснений нет. Возможно, деньги были очень нужны, в рулетку проиграл...

 

3 часа назад, Добби Таттлер сказал:

Причем сам Алекси замечает, что он не знает точно - любовь это была или что-то другое, и он же быстро переключается на новые поиски

Конечно, это была и любовь, и страсть. Отлично сыграно - от прикосновений до раскапывания могилы.И вдруг сразу младший герой кадрит нового кента! Так не бывает, а в 16 лет особенно, когда захватывает первая любовь, а потом первая огромная боль от предательства, усиленная болью потери. Поэтому финал воспринимается как фальшивый и нелогичный. 

Я думаю, если бы Озон это прочел, ему было бы обидно. Также обидно, как было обидно мне, когда я все это смотрел. А мальчики красивые. Очень!

 

Если не устали от многабуков, пару слов о Сегале.

3 часа назад, Добби Таттлер сказал:

эксперименты даже в жанрах для массового зрителя.

Экспериментируют в лаборатории, а не наживом зрителе - это я так, побрюзжать. На самом деле, а в чем эксперимент?

 

3 часа назад, Добби Таттлер сказал:

упрек режиссеру ,что он якобы смягчил критику политической ситуации в стране, хотя я сам такого не заметил. На мой взгляд он даже переступил черту сатиры и шагнул в некоторую оппозиционную пропаганду этим фильмом. 

Упрек не в этом. И это не сатира. Сатира была у Салтыкова-Щедрина. А это типа юмор. Не такой плохой как у Петросяна и не такой хороший как у Жванецкого (Светлая Память!). Такой себе Бульдог Воляхарламовфахрутдинов от кино. Но зачем это Сегалу, который снял "Франца и Полину", "Рассказы" и "Кино об Алексееве"? Зачем это Сегалу, который сказал - О чем с тобой трахаться?! У меня нет ответа. Может, снова приедет, выпьем, спрошу. Режиссер хотел попробовать себя в жанре остросоциальной комедии в РФ? Но это же изначально провальная идея! Он что, думал, что может быть смешнее тех, кто сегодня на Лубянке забирал у Манского трусы?! И где Вы видите "...оппозиционную пропаганду"? Такой же опозиционной пропагандой тогда можно считать и сериал Константинопольского "Мертвые души", не к ночи будет упомянут,который я сегодня посмотрел. Надругательство над классикой, изощренное вылизывание ... Короче Ковид-19 в четырех сериях.Будь у Сегала хоть один лишний несогласованный политический писк, этот фильм  получил бы прокатное удостоверение в Минкульте у тети, которая рулила всем кино, а теперь рулит культурой, докладывая Пу о комедиях Пушкина? Та ни в жисть! Мне кажется, что российское кино еще долго будет в стагнации после атаки на Гоголь-центр и КС. И будем мы вынуждены смотреть или не смотреть байопики Учителя, который старается всенародную любовь к Цою использовать в своих интересах. Равно как Озон, который пытается выдавать страстные поцелуи красивых молодых мальчиков за кино!

Изменено пользователем Altermischka
1

Поделиться этим комментарием


Ссылка на комментарий

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать учетную запись

Зарегистрируйте новую учётную запись в нашем сообществе. Это очень просто!


Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.


Войти
  • Последние посетители   0 пользователей онлайн

    Ни одного зарегистрированного пользователя не просматривает данную страницу