• записи
    34
  • комментариев
    549
  • просмотра
    4244

Стих 3 (отредаченное)

Атенаис

388 просмотров

Чтоб заглушить да убавить боль,
Кристально-острую, бьющую влёт,
Я сижу и курю, дымом кутая ночь,
Пачками напролёт.
И в сумраке тихом, когда всё острее,
Я падаю в пропасть -
И нет со мной цели.
И, чтоб не давила меня тишина,
Включаю наушники, пью пиво до дна.

И боль отступает, уходит к утру,
И снова могу! Я могу! Я могу!
Но вот тишина и ночной полумрак -
И падаю в бездну я снова, опять.

А мне говорят все, что я - мазохист,
Что боль - способ сделать страдальческий вид,
Что боль - лишь побег, и когда захочу -
Я горы мизинцем своим сворочу.

Я слушаю их, я киваю в ответ,
К полуночи зная, что выхода нет.
Курю, разгоняя ночной полумрак,
И чуда не жду уж - устала от врак.


4


14 Комментариев


Уже лучше, но мала :) 

Цитата

Я сижу и курю, дымом кутая ночь,

Не ясно ты куришь дымом или ночь крутая дымом. А если второе, то не ясно, что крутого в дыму?

Цитата

Но вот тишина и ночной полумрак -
И падаю в бездну я снова, опять.

И рифма тоже видимо упала.

Цитата

А мне говорят все, что я - мазохист,
Что боль - способ сделать страдальческий вид,

Кстати а вот это хорошо - мазахист + страдальческий вид, у меня в голове собирается в образ. Это гуд.

Цитата

Что боль - лишь побег, и когда захочу -
Я горы мизинцем своим сворочу.

Неплохо, хорошие образы.

Но вот в первой части беда с этими образами. И потом не ясно зачем боль глушить и убавлять? 

Чтоб масло намазать да нанести -- аналогия
Не нужно ножом по хлебу скрести :) 

 

То есть, что такое стихи. Стихи -- это способ заставить человек насильно увидеть мир твоими глазами. Для этого ты управляешь чужими чувствами:

  1. Созданием образов, которые передают настрой
  2. Сюжетом, который передаёт настрой
  3. Смыслом, который передаёт настрой

При этом:

  1. Рифма нужна, чтобы передать настрой
  2. Рифма нужна, чтобы заставить взять настрой
  3. Рифма нужна, чтобы отрубить логику и включить "музыку"

То есть самое главное в стихах - это образ, всё остальное -- вспомогательные средства.

Поэтому если рифма хромает, есть два варианта:

  1. создаёшь настрой
  2. мешаешь читателю :) 

Если ни первое, то второе :) 

0

Поделиться этим комментарием


Ссылка на комментарий
Только что, Dante сказал:

или ночь крутая дымом.

Почему кРутая то?

КУтая! Укутывая то есть. Очень образно мне кажется как раз.

3

Поделиться этим комментарием


Ссылка на комментарий

Дальше. Создание образов. В поэзии есть несколько приёмов создания образов, которые в целом не расходятся с прозой. Но фишка поэзии в том, что её образы должны быть высококоцентрированными. Это в прозе вы можете потратить ... как это делали некоторые... 4-5-10 страниц на описание неведомой *** :) А в поэзии так нельзя.

У всех этих приёмов куча умных названий, которые я знать не знаю, но можно и нужно ознакомиться: https://pishi-stihi.ru/category/spravochnik/poeticheskie-priemy

В принципе все эти приёмы направлены на создание ассоциаций. Причём эти ассоциации должны быть БЫСТРЫМИ ТОЧНЫМИ и выдирающими сознание :) 

Цитата

Она пришла ко мне молчащая как Ночь,
Глядящая как Ночь фиалками-очами,
Где росы кроткие звездилися лучами,
Она пришла ко мне такая же точь-в-точь,
Как тиховейная, как вкрадчивая Ночь.

 

1 минуту назад, Любопытная сказал:

Почему кРутая то?

Спасибо, тогда другое дело. Моя ошибка.

0

Поделиться этим комментарием


Ссылка на комментарий
53 минуты назад, Dante сказал:

И потом не ясно зачем боль глушить и убавлять? 

Если у тебя сильный ушиб ноги и при этом надо как-то ходить, то ты вколешь обезболивающее или будешь мужественно терпеть? 

53 минуты назад, Dante сказал:

То есть, что такое стихи. Стихи -- это способ заставить человек насильно увидеть мир твоими глазами. Для этого ты управляешь чужими чувствами:

  1. Созданием образов, которые передают настрой
  2. Сюжетом, который передаёт настрой
  3. Смыслом, который передаёт настрой

При этом:

  1. Рифма нужна, чтобы передать настрой
  2. Рифма нужна, чтобы заставить взять настрой
  3. Рифма нужна, чтобы отрубить логику и включить "музыку"

То есть самое главное в стихах - это образ, всё остальное -- вспомогательные средства.

Поэтому если рифма хромает, есть два варианта:

  1. создаёшь настрой
  2. мешаешь читателю :) 

Если ни первое, то второе :) 

Спасибо большое за развёрнутый комментарий!) Я рада, что тебе понравилось!) 

45 минут назад, Любопытная сказал:

Очень образно мне кажется как раз.

Спасибо, Катюш!) 

2

Поделиться этим комментарием


Ссылка на комментарий
23 минуты назад, Атенаис сказал:

Если у тебя сильный ушиб ноги и при этом надо как-то ходить, то ты вколешь обезболивающее или будешь мужественно терпеть? 

Не, я тут о том, что рядом два одинаковых по смыслу слова.

23 минуты назад, Атенаис сказал:

Спасибо большое за развёрнутый комментарий!) Я рада, что тебе понравилось!) 

Конечно мне нравится, когда человек вкладывает свой труд!

1

Поделиться этим комментарием


Ссылка на комментарий

Да, и ещё обрати внимание на ритм стиха:

Чтоб заглушить да убавить боль, --     Ла лалалА ла лалала лА
Кристально-острую, бьющую влёт, --   Лалала-лАлала, лалала лА
Я сижу и курю, дымом кутая ночь, -- Ла лала ла лалА, лАла лала лА
Пачками напролёт.                         -- ЛАлала лалала.

Тут тоже должна быть своя мелодия и закономерность. Если у тебя есть муз слух, то такие вещи можно делать неосознанно, но если нет, придётся лалкать :) 

1

Поделиться этим комментарием


Ссылка на комментарий
16 минут назад, Dante сказал:

Да, и ещё обрати внимание на ритм стиха:

Про "Ла" не очень поняла, но в том, что ты процитировал, кажется, ритм не скачет. Или скачет? 

0

Поделиться этим комментарием


Ссылка на комментарий
21 минуту назад, Атенаис сказал:

Про "Ла" не очень поняла, но в том, что ты процитировал, кажется, ритм не скачет. Или скачет? 

Скачет. Прочитай вот эту строфу и следующие.

Там по сути в начале один ритм, а потом другой

1

Поделиться этим комментарием


Ссылка на комментарий

Ах да, "лалала" - это по сути просто кол-во гласных. Но кроме них ещё есть ударения. Так вот они тоже учитываются. 

P.S. это всё ещё поэзия или квантовая механика? :) Такие дела.

Ах вот ещё: 

И в сумраке тихом, когда всё острее
Я падаю в пропасть - и нет со мной цели.
И, чтоб не давила меня тишина,
Включаю наушники, пью пиво до дна.

Воот! Теперь это уже правильное отображение. Проверяем окончания:

  • острее
  • цели
  • тишина
  • дна

Когда ты неверно пишешь строки, ты сбиваешь себя с толку.

1

Поделиться этим комментарием


Ссылка на комментарий
47 минут назад, Dante сказал:

Скачет. Прочитай вот эту строфу и следующие.

Там по сути в начале один ритм, а потом другой

Попыталась разбить первые четыре строки на стопы (ямб/хорей/дактиль и прочее) и чуть не сдурела... :wacko2:

0

Поделиться этим комментарием


Ссылка на комментарий
13 минут назад, Атенаис сказал:

Попыталась разбить первые четыре строки на стопы (ямб/хорей/дактиль и прочее) и чуть не сдурела... :wacko2:

Ну это всё таки нужно делать не осознанно. Осознанно такую задачу можно решать годами. Для того, чтобы справиться с задаче попробуй так.

Возьми хорошую часть своего стиха и читай её несколько раз, пока ты не ощутишь ритм шкурой. А после напиши новую строфу в этом ритме.

Вот например.

И в сумраке тихом, когда всё острее
Я падаю в пропасть - и нет со мной цели.
И, чтоб не давила меня тишина,
Включаю наушники, пью пиво до дна.

Купил килограмчик пельменей на вечер,
Чтоб с другом отпраздновать первую встречу
Смотрю а на улице просто беда
Кругом одни лужи -- большая вода. 

Как только у тебя это начнёт получаться, то вместо ерунды подставляй эмоции и то, что ты хочешь сказать.

То есть, процесс создания стиха -- это постоянно переписывание одного и того же разными словами по многу раз. Или ты тут думала что в сказку попала? :) Недавно смотрел рукописи Постернака с его правками. И это ещё не ужас ужас. А кто-то из маститых товарищей тратил на стихотворение больше полугода... Такие дела :) 
 

Цитата

Редакции и варианты «Февраль. Достать чернил и плакать!»

1.
Сады, где вынуты снега,
Зияют, как пустые перстни.
Проваливается нога
В заголосившее отверстье.
1910

2.
Сады, где вынуты снега,
Чернеют, как пустые перстни.
Проваливается нога
В дымящие землей отверстья.

Оконницы – следы сердец
Зияют в этот час капризный
…………………………….
Так тонет в них своею жизнью.
1910

3.
Чернеют, как пустые перстни.
Проваливается нога
В дымящие землей отверстья.

Жизнь – сотни налитых сердец
Поддерживают мир капризный
А я <…> гордец,
Обманутый своею жизнью.
1910

4.

Весна! Пролить чернил и плакать.
Писать о феврале навзрыд,
Пока грохочущая слякоть
Весною черною горит.

Достать пролетку! За пять гривен
Чрез благовест, чрез клик колес
Меня б везли, везли под ливень
Пролить чернил! Чернил и слез.

Там, как обугленные груши,
На ветках тысячи грачей.
За грустью грусть февраль обрушит
В бессонный зов твоих очей.
1910

5.
Февраль! Достать чернил и плакать,
Писать о феврале навзрыд,
Пока грохочущая слякоть
Весною черною горит!

Достать пролетку. За шесть гривен,
Чрез благовест, чрез клик колес
Меня б везли туда, где ливень
Сличил чернила с горем слез,

Где, как обугленные груши
На ветках – тысячи грачей,
Где грусть за грустию обрушит
Февраль в бессонницу очей.

Крики весны водой чернеют
И город криками изрыт,
Доколе песнь не засинеет
Там, над чернилами – навзрыд.
1912

6.
Февраль. Достать чернил и плакать!
Писать о феврале навзрыд,
Пока грохочущая слякоть
Весною черною горит.

Достать пролетку. За шесть гривен,
Чрез благовест, чрез клик колес
Перенестись туда, где ливень
Еще шумней чернил и слез.

Где, как обугленные груши,
С деревьев тысячи грачей
Сорвутся в лужи и обрушат
Сухую грусть на дно очей.

Под ней проталины чернеют,
И ветер криками изрыт,
И чем случайней, тем вернее
Слагаются стихи навзрыд.
1912 (цикл «Начальная пора»)

7.
Февраль. Достать чернил и плакать!
Писать о феврале навзрыд,
Пока грохочущая слякоть
Весною черною горит.

Достать пролетку. За шесть гривен,
Чрез благовест, чрез клик колес
Перенестись туда, где ливень
Еще шумней чернил и слез.

Где, как обугленные груши,
На ветках тысячи грачей,
Неистовствуя, как кликуши,
Галдят торговок горячей.

Кругом проталины чернеют,
И город карканьем изрыт.
И чем случайней, тем вернее
Слагаются стихи навзрыд.
1929 и 1945 год

8.
Февраль. Достать чернил и плакать!
Писать о феврале навзрыд,
Пока грохочущая слякоть
Весною черною горит.

Достать пролетку. За шесть гривен,
Чрез благовест, чрез клик колес
Перенестись туда, где ливень
Еще шумней чернил и слез.

Где, как обугленные груши,
С деревьев тысячи грачей
Всей стаей оглушая уши
Сорвутся с карканьем в ручей.

Кругом проталины чернеют
И ветер криками изрыт,
И чем случайней, тем вернее
Слагаются стихи навзрыд.
1956 год

 

7 минут назад, Dante сказал:

Достать пролетку. За шесть гривен,

Забавно, а зачем было пять на шесть менять? :) А хотя... да.. да.

7 минут назад, Dante сказал:

За грустью грусть февраль обрушит

О боже какой оргазм!!! И взял просто убил эти строки. Ну вот за что?!!!

1

Поделиться этим комментарием


Ссылка на комментарий
В 18.02.2020 в 21:52, Dante сказал:

Возьми хорошую часть своего стиха и читай её несколько раз, пока ты не ощутишь ритм шкурой. А после напиши новую строфу в этом ритме.

О да, это работает! Теперь про сам стих:

Цитата

Чтоб заглушить да убавить боль,
Кристально-острую, бьющую влёт,
Я сижу и курю, дымом кутая ночь,
Пачками напролёт.
И в сумраке тихом, когда всё острее,
Я падаю в пропасть -
И нет со мной цели.
И, чтоб не давила меня тишина,
Включаю наушники, пью пиво до дна.

И боль отступает, уходит к утру,
И снова могу! Я могу! Я могу!
Но вот тишина и ночной полумрак -
И падаю в бездну я снова, опять.

А мне говорят все, что я - мазохист,
Что боль - способ сделать страдальческий вид,
Что боль - лишь побег, и когда захочу -
Я горы мизинцем своим сворочу.

Я слушаю их, я киваю в ответ,
К полуночи зная, что выхода нет.
Курю, разгоняя ночной полумрак,
И чуда не жду уж - устала от врак.

Первое четверостишие - прекрасно. Даже не смотря на однокоренную рифму "влет"-"напролет". Дальше начинаются проблемы. Чтобы попасть в ритм первого четверостишия нужно что-то делать в первую очередь с последней строкой. В таком вот варианте звучит куда ярче, согласитесь:

Цитата

И в сумраке тихом, когда всё острей,
Я падаю в пропасть -  не со мной цель.
И, чтоб не давило меня тишиной -
Пью алкоголь. 

Последнюю строчку необходимо резать. Короткая последняя строка - прекрасная фишка первого четверостишия. 

Третье четверостишие ужасно. Нужно что-то делать со второй и последней строчкой. При этом  третье, четвертое и пятое четверостишие  очень сильно отличаются от первых двух. Возможно имеет смысл их чередовать.

Т.е. 1 строфа, потом 3-я, затем 2, потом - 4, дальше, теоретически, должна быть строфа в духе первой. 

 

2

Поделиться этим комментарием


Ссылка на комментарий
В 18.02.2020 в 21:47, Атенаис сказал:

Попыталась разбить первые четыре строки на стопы (ямб/хорей/дактиль и прочее) и чуть не сдурела... :wacko2:

Про ямб и хорей вообще не думай. Ерунда это. Нужно просто записать текст, выделяя ударные и безударные слоги, но и тут все не однозначно:

Цитата

Чтоб заглушить да убавить боль,
Кристально-острую, бьющую влёт,
Я сижу и курю, дымом кутая ночь,
Пачками напролёт.

! _ _ ! _ _! _ _!

_ ! _ ! _ _! _ _!

_ _ ! _ _ !  ! _ ! _ _ !

! _ _ ! _ !

Хм... красоты не получилось? А вот и нет:

В последней строчке должно быть: ! _ _ ( ! ) _ _ ! - где (!) - это как ни странно пауза между "пачками" и "напролет". Ну а дальше все довольно просто: На самом деле тут четыре строчки по 10 слогов:

Цитата

 

Чтоб заглушить да убавить боль, ! _ _ ! _ _! _ _!

Кристально-острую, бьющую влёт, _ _ ! ! _ _! _ _!

Я сижу и курю,(!)  дымом ку...  ! _ _ ! _ _ (!) _ _ !

...тая ночь, пачками (!) напролёт _ _ ! ! _ _ (!) _ _ !

 

Я это к тому, что "все не так просто" в поэзии кроме звуков есть еще и звенящая пустота, и намеренное сбивание ритма и рваные строчки. 

 

2

Поделиться этим комментарием


Ссылка на комментарий
4 часа назад, ElijahCrow сказал:

Теперь про сам стих:

Спасибо большое за развёрнутый комментарий.) Стих редачить больше не буду, но постараюсь учесть все советы на будущее.) 

0

Поделиться этим комментарием


Ссылка на комментарий

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать учетную запись

Зарегистрируйте новую учётную запись в нашем сообществе. Это очень просто!


Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.


Войти
  • Последние посетители   0 пользователей онлайн

    Ни одного зарегистрированного пользователя не просматривает данную страницу