Dante

Когнитивная стилистика и образование речи

В теме 5 сообщений

Когнитивная стилистика анализирует индивидуальные языковые особенности автора. Каждое высказывание отражает черты стиля его создателя. Совокупность этих черт уникальна, и ее можно использовать при установлении авторства или анализе текста. Определять их позволяют конкордансы (списки всех употреблений данного слова в контексте со ссылками на источник) и частотные списки слов и словосочетаний. Вместе они отражают ассоциативные связи в сознании автора на тот момент, когда он произносил текст.

ББессознательность стиля

В основе стилистических исследований лежит парадокс. Мы не знаем, как мы создаем и произносим высказывание просто потому, что мы привыкли это делать. Чем больше мы пишем текстов, тем меньше у нас времени на осознание процесса. Это как кататься на велосипеде, водить машину или просто шагать. Такие навыки, в том числе умение говорить и писать, не теряются даже при амнезии.

Опытные авторы упоминают о том, что творческий процесс зачастую находится за пределами их понимания. Сверхсила, нечто бестелесное диктует, что писать. Это то, что прежде писатели называли Музой.

ДДвоичный код для мозга

Эксперименты в когнитивной психологии и нейробиологии подтвердили концепцию бестелесного внутреннего голоса, который «произносит» предложения. Мозг обрабатывает и воспроизводит все высказывания, письменные или устные, в форме звуковой последовательности. Один из экспериментов показал, что нам сложнее запомнить ряд слов, если они близки по звучанию. Если бы мы запоминали слова визуально, их схожее звучание никак бы не помешало их запомнить.

То же самое происходит, когда мы обрабатываем чужую речь: мы получаем доступ к словам из нашего внутреннего словаря через их звуковую структуру. Кроме того, мы внутренне моделируем то, что ожидаем услышать, и это не связано с тем, что мы действительно слышим. То есть мы можем понять услышанную речь, только смоделировав в сознании артикуляционные действия, необходимые для ее создания.

ССтиль и память

Ученые выделяют три основных типа человеческой памяти: 1) кратковременная (рабочая) память; и долговременная ассоциативная память, которая делится на два вида: 2) имплицитная, или бессознательная и 3) эксплицитная, или осознаваемая. Имплицитная долговременная память включает воспоминания о нейронных процессах и прайминг (влияние скрытых, часто неосознанных воспоминаний и сенсорного опыта на наши действия и ассоциации). Эксплицитная долговременная память включает эпизодическую память (жизненный опыт, воспоминания) и семантическую память (факты, знания о мире).

В процессе создания предложения участвует имплицитная память: мозг вспоминает, как строить предложение только во время самого творческого процесса. Человек не в состоянии осознать, как он это делает. Гиппокамп, отвечающий за долговременную память, хранит образы, звуки, ощущения, идеи и чувства, но не нейронные процессы.
Вся сознательная умственная работа над языком осуществляется в рабочей памяти, а именно в артикуляционной петле. Она охватывает многие языковые центры, в том числе области Вернике и Брока, которые выполняют, соответственно, семантическую и синтаксическую обработку. При повреждении области Вернике человек начинает произносить грамотную бессмыслицу, а области Брока — грамматически не связанные фрагменты предложений.

Мы получаем информацию из долговременной памяти через кратковременную, думая о словах, явлениях, которые ассоциируются у нас с тем, что мы пытаемся вспомнить. При этом мы рассуждаем не логически, а случайно, связывая искомую информацию с жизненной ситуацией, в которой она была получена.

В зависимости от того, как в создании высказывания участвует память и нейронные процессы, есть 4 способа построить фразу:

  1. Спонтанно создать и произнести предложение без какой-либо осознанной редактуры, как, например, во время беседы или быстрого печатания на клавиатуре.
  2. Воспроизвести информацию из долговременной эксплицитной памяти в том виде, в каком ее туда записали путем повтора (например, прочитать наизусть стихотворение).
  3. Полностью оформить предложение в рабочей памяти. В этом процессе участвует не только долговременная память, но и эмоции, и логические рассуждения.
  4. Выводить весь творческий процесс на бумагу. Тогда внутренний голос и когнитивные ресурсы объединяются в процессе создания высказывания.

ССтиль сознания

Итак, наш когнитивный стиль имеет следующие признаки. Он:

  • фонологичный. Слова и фразы сохраняются, обрабатываются и извлекаются в форме последовательности звуков, а не символов.
  • лексико-синтаксический. Грамматика и лексика не могут быть разделены: область Брока и область Вернике одновременно участвуют в процессе высказывания.
  • комбинаторный. Наш мозг запоминает сочетания слово-образ-понятие-звук, а не словарные статьи.
  • семантически не определенный. Ни один тезаурус, энциклопедия или словарь не могут отразить то, как мы понимаем то или иное слово. Долговременная память человека формируется случайными ассоциациями, которые образуются в течение всей жизни. Это частично объясняет явление лексической неопределенности: большинство слов невозможно определить так, чтобы между людьми не возникало недопонимания.

Согласно когнитивной модели, стиль имеют не тексты, а сознание автора, который создает текст. Работу сознания можно проанализировать только косвенно, поэтому будущее стилистики как дисциплины — это исследования на стыке когнитивных наук и корпусной лингвистики.

Вусале Агасиева, Женя Заковоротная

Источник: Cognitive Stylistics and the Literary Imagination

2

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Мой приятель, получивший серьезную травму головы (прямо над ухом), долгое время переставлял слоги в словах...

1

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
2 часа назад, Dante сказал:

Опытные авторы упоминают о том, что творческий процесс зачастую находится за пределами их понимания. Сверхсила, нечто бестелесное диктует, что писать. Это то, что прежде писатели называли Музой.

Боже мой, как вас легко запутать, а Зина говорила, что вы опытный маклер. (с) :11:

Может, оно и к лучшему, что ученые не разобрались, где у человека находится зона размещения Музы/Муза.
А то как запустят гениальность на поток, и от гениев будет не спрятаться, не скрыться. И тех, кто не захочет или не сможет оплатить имплантацию таланта, --- объявят изгоями.

3

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
13 часов назад, Stylist сказал:

Может, оно и к лучшему, что ученые не разобрались, где у человека находится зона размещения Музы/Муза.

О, меня это не пугает.

13 часов назад, Stylist сказал:

А то как запустят гениальность на поток, и от гениев будет не спрятаться, не скрыться. И тех, кто не захочет или не сможет оплатить имплантацию таланта, --- объявят изгоями.

Да я об этом роман хочу написать. Только фишка в том, что... то, что люди называют гениальностью не всегда вызывает у меня восхищение. 

1

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
В 25.10.2019 в 00:25, Сергей Греков сказал:

Мой приятель, получивший серьезную травму головы (прямо над ухом), долгое время переставлял слоги в словах...

Вспомнился рассказ Александра Грина "Возвращенный ад" , как раз о раненном в голову журналисте, потерявшем всякий интерес к суете:

Спойлер

когда человек чувствует себя хорошо, другим это всегда мешает. Да пусть бы все так изменились, как я! Хоть и смутно, но понимаю же я наконец, каким я был до болезни, до этой замечательной раны, нанесенной Гуктасом. Все меня волновало, тревожило, заставляло гореть, спешить, писать тысячи статей, страдая и проклиная, - что за ужасное время! Фу! Каким можно быть дураком!

о чем писать? Все ведь избито.

война, религия, критика, театр и т.д., - трогали меня не больше, чем снег, выпавший, примерно, в Австралии.

 

12 часов назад, Dante сказал:

О, меня это не пугает.

В приведенном мною выше рассказе прекрасно написано, КАК нужно относиться к собственной Музе.

2

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать учетную запись

Зарегистрируйте новую учётную запись в нашем сообществе. Это очень просто!


Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.


Войти

  • Обсуждаемые сейчас

  • Последние посетители   0 пользователей онлайн

    Ни одного зарегистрированного пользователя не просматривает данную страницу