Stylist

Плохие и хорошие рифмы

В теме 14 сообщений

Если рифма есть, это не значит, что она хорошая и украшает стихотворение. Плохие рифмы, к сожалению, встречаются тут и там в работах современных поэтов, практически всё время приходится зажимать руками уши, чтобы не слышать подобных опусов и не рассмеяться всласть.  

На различных фестивалях порой до абсурда доходит уверенность того или иного поэта в замечательности своего стихотворения, а между тем, рифмы там примитивны до крайности. 

Условно можно разделить плохие рифмы на несколько категорий:

Созвучия, или неверные рифмы. Всем известна строка "…и целуй меня везде, восемнадцать мне уже…". "Везде - уже", "тебя - меня" - это просто плохие, неверные рифмы, точнее, это созвучия. 
Что-то общее в этих словах есть, они созвучны (не "селёдка - таракан"), но это не является рифмой. Так рифмовать просто нельзя, потому что эти слова в действительности не рифмуются. Кроме помянутых мной"везде - уже" и "тебя - меня", можно отметить ещё "балконе - голубое", "дорога - книга" и так далее. Подобные ошибки встречаются, в основном, в стихотворениях совсем молодых поэтов или поэтов бесталанных, лишённых чувства рифмы.

Однокоренные рифмы. 

КАТЕГОРИЧЕСКИ не рекомендуется рифмовать однокоренные слова. Это жуткий примитив: мол, я не нашёл подходящего слова и зарифмовал с подобным однокоренным. 
Это говорит только о неразвитости словарного запаса поэта и неспособности заменить слово синонимом. Каноническим примером такой "рифмы" можно назвать Кинчевское "столетий - тысячелетий". 
Также часто бывает "ботинки - полуботинки", а замечательный бард Вячеслав Ковалёв постебался над такими рифмами, намеренно срифмовав в одной песне "площадь - жилплощадь" (это не совсем однокоренная, это полутавтологическая рифма) . По сути, это одни и те же слова, просто чуть в другой форме. 

Самым худшим вариантом однокоренной рифмы является глагольная однокоренная: например, "пришёл" - "подошёл" или "зарубил - порубил". Такие рифмы примитивны даже по двум причинам. 

Вторая рассмотрена ниже.

К этому же подвиду относятся эпифоры или тавтологические рифмы - когда слово рифмуется само с собой. Многие замечательные поэты использовали в своём творчестве этот приём, но он давно устарел и ныне считается просто примитивным. Канонический пример:

«Всё моё», - сказало злато;
«Всё моё», - сказал булат.
«Всё куплю», - сказало злато;
«Всё возьму», - сказал булат. (А.С. Пушкин)

К полутавтологическим рифмам относятся помянутые мной выше"ботинки - полуботинки", а также "люби - возлюби", "нас - вас".

Здесь сделаю одно отступление. Существует такой тип рифм, какомонимическая (или редиф). Она не является однокоренной и относится к хорошим рифмам. Дело в том, что омонимы, несмотря на то, что пишутся одинаково, - не однокоренные слова, и не одинаковые. Пример:

Вдруг на Мишку, вот напасть,
Пчёлы вздумали напасть. (Я. Козловский)

При этом напасть-1 и напасть-2 тут - вовсе разные части речи.

Бедные рифмы – недостаточные рифмы, 

в которых созвучны только ударные гласные, например: звезда - волна, вино - легко, пою - люблю, заря - звеня, доля - море и пр. Фактически то же, что и ассонанс.

Твоих лучей небесной силою
Вся жизнь моя озарена.
Умру ли я, ты над могилою
Гори, гори, моя звезда! (слова народные)

Бедными принято считать также рифмы, составленные из слов одинаковых частей речи в одинаковых грамматических формах, особенно если рифмословарный запас таких слов очень велик. 
Так, в силу своей незатейливости - подобрать такую рифму не составляет труда - бедными рифмами называют глагольные рифмы, как, например, на "ать": летать - стонать - читать - знать - играть - писать - держать...; 

рифмы из прилагательных на "ой" (свыше 1200 слов): большой - простой - сухой - немой - степной - озорной...; 

рифмы из существительных на "ание" (более 1000 слов): гадание - желание - знание - венчание - сверкание - сияние - щебетание... 

Наиболее распространённой разновидностью бедных рифм являются параллельные рифмы, в которых рифмуются одинаковые части речи в одной форме (к ним относятся и глагольные) Крайне бедными считаются тавтологические и полутавтологические рифмы.

1254.jpg

Однородные рифмы 

- разновидность бедных рифм. Такая рифма встречается практически только в глагольных рифмах. Вообще, хороших глагольных рифм очень и очень мало. Чаще всего получается что-то вроде "передал - забодал" или "проскочил - обличил". 

Или инфинитивы: "хотеть - свистеть". Вроде как и корни разные, но одна и та же форма слова отдаёт всё той же примитивностью. 

Таким образом рифмовать допустимо, но просто нежелательно: красоты это не добавляет. То же самое относятся к рифмам прилагательное - прилагательное (к примеру, "смешной - смурной"). Существительные с существительными рифмовать можно, но здесь встречается другая опасность.

Графические рифмы 

- рифмы из слов, окончания которых совпадают по написанию, но не совпадают по звучанию. Не образуя слуховой гармонии, графическая рифма является таковой чисто условно (рифма для глаз) и в наши дни почти не применяется. Большого – немного (ово-ого), утес - лес (ёс - ес), срочно – нарочно (очно-ошно), вечно – конечно (ечно-ешно), смелый - веселый (елый - ёлый).

Банальные (заезженные) рифмы. Бывает и так, когда корни разные, формы пусть даже различные, и рифма хорошая с технической точки зрения, а звучит плохо. Странно! Дело в том, что такая рифма ввиду своей явности сотни раз уже использовалась в стихах и потому стала просто избитой: Вновь – любовь – кровь (канонический пример).Ночь – дочь – прочь. Тебя – любя. Трудный – чудный. Радость - младость. Вечер – встреча – свечи. Слёзы – морозы – грёзы - розы. Борьба – судьба. Век – человек. Чувство - искусство.Неплохие рифмы, но чересчур часто используются. Как и в предыдущем случае, такие рифмы допустимы.

Плохих и слабых рифм бесчисленное множество. Гораздо проще запомнить, какие рифмы следует употреблять, и пользоваться в стихосложении именно ими.

Хороших, добротных рифм, которые не просто можно, а нужно использовать в стихотворениях, множество. Причём нельзя останавливаться на каком-то одном варианте, зная, что он хорош, а постоянно перемешивать эти варианты зарифмовки для получения сложного и эффектного стихотворения.

Рифмы различных частей речи (разнородные рифмы).

Хороших рифм гораздо меньше, чем плохих, но, поверьте, их хватит не только на ваш век, но и на век ваших прапра…правнуков. Русский язык не только невероятно богат, но он имеет замечательную способность к поглощению большого количества новых слов, не теряя при это старых. То есть в языке, например, сожительствуют "голкипер" и "вратарь",не вытесняя друг друга. Это хорошо: лет через 500 будет забыто, что когда-то слова "бутерброд" или "портмоне" были иностранными.

Но вернусь к рифмам.

Отмечу, что рифмовка одинаковых частей речи в одной и той же форме называется параллельной и не является шедевром рифмы.

Глаголы.

Глагол - существительное. Это классическая идеальная рифма, к которой всегда следует стремиться.

Уж сколько их упало в эту бездну,
Разверстую вдали!
Настанет день, когда и я исчезну
С поверхности земли. (М. Цветаева).

Вообще, Цветаева - гениальная поэтесса. У Цветаевой рифмы - потрясающие, настолько верные и удивительные по силе - читайте и учитесь!

Продолжение

3

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Я не такой великий ценитель рифмы, как многоуважаемый автор поста, да и во обще в этом ничего не понимаю, мне главное, что бы стихотворение или песня брали за душу и оставляли след. Если такого не происходит, значит плохо написано и не важно кем, великим классиком( не знаю на основании чего их во обще приписали к великим) или дядей Васей баянистом. 

 

 

3

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Ого, скокабукав!!))

Плохие рифмы, слабые рифмы, банальные рифмы, ну, и последняя стадия - какомонимические рифмы (кака она и есть кака!!))

Рифма - это одно из художественных средств, что-то вроде отвёртки из поэтического чемоданчика автора. А отвёртка не может быть ни плохой, ни хорошей сама по себе - она просто инструмент.

Инструмент может быть плох тогда, когда используется не по назначению, и вы пытаетесь отвёрткой шпаклевать стену. То есть художественное средство не соответствует содержанию и образному строю произведения, индивидуальности автора. 

Вообще, в поэзии заведомо плохо только одно - отсутствие таланта.

Рифма, если она использована талантливым автором в точном соответствии с художественной задачей - будет удачной и даже более.

6 часов назад, Stylist сказал:

Вообще, Цветаева - гениальная поэтесса.

Да ладна!))) Спасибо автору статьи, просветил нас, "валенков"))

Я в ответ приведу стихи моей любимой Ларисы Миллер, созданные из одних глагольных, "слабых" рифм:

"А вдруг Господь меня читает
И чувства нежные питает
К стишкам, которые пишу.
А вдруг я всё ещё дышу
Лишь потому, что сам Создатель
Мой очень преданный читатель?"

Любая рифма, художественное средство, не пропитанное "веществом поэзии" - слабо, банально и кака.) И наоборот!)

А вот что это за вещество и где его взять, то тайна великая есмь, и об этом интернет умалчивает))

Изменено пользователем Anidd
4

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Ну да, согласна с @Anidd  И за Кинчева обиделась))) "столетий - тысячелетий" то у него больше смысл, плевал он на правильность рифмы)))

Да и говорила я тут недавно, что всё это классифицировать и обзывать разными неудобоваримыми словами - удел изучающих, а не пишущих. Сомневаюсь, что та же Цветаева сидела и чесала за ухом карандашом, подбирая не приведи господь неоднокоренные слова)

1

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Стоит помнить об одной особенности: нарушения как способ создания настроения. Это очень интересная языковая особенность, когда нарочно неправильные предложения или конструкции освещаются особым смыслом. 

2

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
В 27.10.2018 в 02:32, Stylist сказал:

«Всё моё», - сказало злато;
«Всё моё», - сказал булат.
«Всё куплю», - сказало злато;
«Всё возьму», - сказал булат. (А.С. Пушкин)

"Так ступай" -- сказало злато;
"И пойду" -- сказал булат. (А.К. Толстой))

А еще у Гумилева есть:
" А я уже стою в саду иной земли,
Среди кровавых роз и влажных лилий,
И повествует мне гекзаметром Вергилий
О высшей радости земли."

Почему-то эти строки не вызывают у меня такого уж отторжения...

3

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Рифма - один из инструментов, с помощью которых создаётся поэзия. Она возникает у автора непередаваемым способом, который обуславливает талант. Вряд ли кто-то перед написанием сверяется со списком "плохих" рифм. Если это необходимо, если это украшает стихотворение и помогает передать мысли и чувства автора, то, мне кажется, уместной будет любая из упомянутых рифм. Как возникают стихи? Лучше Цветаевой я не могу сказать -

Стихи растут, как звезды и как розы,
Как красота — ненужная в семье.
А на венцы и на апофеозы —
Один ответ: — Откуда мне сие?

Мы спим — и вот, сквозь каменные плиты,
Небесный гость в четыре лепестка.
О мир, пойми! Певцом — во сне — открыты
Закон звезды и формула цветка.

5

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Мне очень нравится, как о стихосложении сказала Ахматова:

Когда б вы знали, из какого сора
Растут стихи, не ведая стыда.
Как желтый одуванчик у забора,
Как лопухи и лебеда.
Сердитый окрик, дегтя запах свежий,
Таинственная плесень на стене...
И стих уже звучит, задорен, нежен.
На радость всем и мне.

А что до меня, то сочиняю, стараясь выдержать ритм. А остальным особо не заморачиваюсь. Иногда, говорят, что-то получается.)) Правда, сейчас стихи читают относительно мало, основную массу читателей (-ниц) интересует совсем другое. Так что это больше для себя.

1

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
55 минут назад, Сергей Греков сказал:

По-гречески "какос" -- плохой.))

Боюсь предположить, как по-гречески будет "хороший"))

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
27 minutes ago, Anidd said:

Боюсь предположить, как по-гречески будет "хороший"))

Калос -- отсюда и Каллас (красота), чья настоящая фамилия была Каллогеропулос, что для сцены несколько убийственно.)

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
9 часов назад, Сергей Греков сказал:

Калос -- отсюда и Каллас (красота), чья настоящая фамилия была Каллогеропулос, что для сцены несколько убийственно.)

Зато классный ник)

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
8 часов назад, ElijahCrow сказал:

Я почему-то это фрагмент из кино вспомнил:

Это, Слава, ещё цветочки были)

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать учетную запись

Зарегистрируйте новую учётную запись в нашем сообществе. Это очень просто!


Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.


Войти