Dante

Как мальчик стал отцом

В теме 4 сообщения

http://www.kvir.ru/articles/kak-malchik-stal-otcom.html

Сегодня выдающемуся сексологу и философу Игорю Кону исполнилось бы 90 лет. Предлагаем вам еще раз перечитать интервью Игоря Семеновича, которое он дал журналу "Квир" в 2009 году по случаю выхода своей книги.

790_300521.jpg

Известный, наверное, каждому читателю "КВИРа" сексолог Игорь Кон выпустил новую книгу. Называется это внушительное исследование "Мальчик - отец мужчины".
Почему? Сам автор объясняет это на первой же странице так:
"Название этой книги - перевод знаменитой строки английского поэта-романтика Уильяма Вордсворта The child is father of the man (1802). The child (ребенок) может быть как мальчиком, так и девочкой, а man обозначает не только мужчину, но и человека. Но стать отцом кого бы то ни было девочка не может, поэтому мой перевод абсолютно точен. Каков смысл этой метафоры и какие за ней скрываются проблемы?"
Ответить на последние вопросы сможет любой, кто книгу прочтет.

В книжном магазине "Москва" вашей книге посвящена отдельная витрина. Более того, она названа "книгой месяца"! Вы предполагали, что пишете бестселлер?
Да, потому что эта книга не имеет аналогов и существенно расходится с очень многими привычными представлениями. Но из того, что книгу покупают, еще не вытекает, что ее прочтут. Семьсот страниц текста - не для нашего времени. Впрочем, каждый может найти в ней что-то свое или для себя.

Третья глава вашей книги заканчивается подзаголовком "Гомоэротизм и гомофобия". Это все, что в ней о геях сказано? Или имеет смысл читать все 700 страниц?
Эта книга не о геях и натуралах, а о том, как мальчик становится мужчиной. В ней конкретно проcлеживается, какую важную роль гомоэротизм играет на разных стадиях развития, в разных средах, условиях и контекстах мальчишеской жизни. Так что, увы, лучше читать ее целиком и без спешки. В том числе обязательно исторический раздел. Это, правда, интересно. 

Вы посвятили свою книгу "всем настоящим, бывшим и будущим мальчикам, похожим и непохожим на автора". Разумеется, не все читатели знают вас лично. Поэтому, пожалуйста, расскажите, как это - быть похожим на Игоря Кона?
Для этого надо проглядеть мою книгу "80 лет одиночества".

Игорь Семёнович Кон (21 мая 1928, Ленинград, СССР - 27 апреля 2011, Москва, Россия)

И.С.Кон. Как не надо воспитывать мальчиков?
из книги "Мальчик - отец мужчины"

1. Не делайте из мальчика "настоящего мужчину". Все настоящие мужчины разные, единственные поддельные мужчины - те, которые притворяются "настоящими". Андрей Дмитриевич Сахаров так же мало похож на Арнольда Шварценеггера, как Кармен на мать-героиню. Помогите мальчику выбрать тот вариант маскулинности, который ему ближе и в котором он окажется успешнее, чтобы он мог принимать себя и не жалеть об упущенных, чаще всего лишь воображаемых возможностях.

2. Не воспитывайте из него воина и защитника отечества. Исторические судьбы современного мира, частью которого является Россия, решаются не на полях сражений, а в сфере научно-технических и культурных достижений. Если ваш мальчик вырастет достойным человеком и гражданином, умеющим отстаивать свои права и выполнять связанные с ними обязанности, он справится и с защитой отечества. Если же он привыкнет видеть кругом врагов и решать все споры с позиции силы, ничего, кроме неприятностей, ему в жизни не светит.

3. Не воспитывайте его охотником, эта профессия давно уже вышла из моды. Чуть не половина видов животных занесена в Красную книгу, а охотники на людей рано или поздно оказываются на скамье подсудимых Гаагского трибунала. Пусть он лучше будет экологом, защитником природы и всех тех, кто нуждается в помощи.

4. Не учите его отличаться от женщин. Во-первых, он и так от них отличается. Во-вторых, "не быть девчонкой" его обязательно и жестко, даже вопреки вашей воле, научат сверстники. Зачем вам петь в этом громком, но безголосом хоре? Родители уникальны и должны быть солистами.

5. Не учите мальчика, по примеру благородных рыцарей и гнусных насильников, относиться к женщине с позиции силы. Быть рыцарем красиво, но если ваш мальчик окажется в отношениях с женщиной не ведущим, а ведомым, или столкнется с недобросовестной конкуренцией с ее стороны, это станет для него травмой. Разумнее видеть в "женщине вообще" равноправного партнера и потенциального друга, а отношения с конкретными девочками и женщинами выстраивать индивидуально, в зависимости от их и твоих ролей и особенностей.

6. Не пытайтесь формировать сына по собственному образу и подобию. Это не удалось даже Господу Богу, любимое творение которого часто выглядит злой карикатурой на Его замысел. Для родителя, не страдающего манией величия, гораздо более важная задача - помочь мальчику стать самим собой.

7. Не заставляйте мальчика реализовать ваши несбывшиеся мечты и иллюзии. Вы не знаете, какие черти сторожат тропинку, с которой вы когда-то свернули, и существует ли она вообще. Единственное, что в вашей власти - помочь мальчику выбрать оптимальный для него вариант развития, но право выбора принадлежит ему.

8. Не пытайтесь изображать из себя строгого отца или ласковую мать, если эти черты вам не свойственны. Во-первых, обмануть ребенка невозможно. Во-вторых, на него влияет не абстрактная "полоролевая модель", а индивидуальные свойства родителя, его нравственный пример и то, как он к сыну относится.

9. Не верьте психологам, утверждающим, что в неполных семьях вырастают неполноценные мальчики. Это утверждение фактически неверно, но действует как самореализующийся прогноз. "Неполные семьи" - не те, в которых нет отца или матери, а те, где недостает родительской любви. Материнская семья имеет свои дополнительные проблемы и трудности, но она лучше, чем семья с отцом-алкоголиком или где родители живут как кошка с собакой.

10. Не пытайтесь заменить сыну общество сверстников, избегайте конфронтации с мальчишеской средой, даже если она вам не нравится. Единственное, что вы можете и должны сделать - это смягчить связанные с нею неизбежные травмы и трудности. Против "плохих товарищей" лучше всего помогает доверительная атмосфера в семье. А стопроцентную гарантию от всех неприятностей, если верить старой рекламе, дает только страховой полис.

11. Не злоупотребляйте запретами и по возможности избегайте противоборства с мальчиком. Если на вашей стороне сила, то на его стороне - время. Краткосрочный выигрыш может легко обернуться долгосрочным поражением. А если вы сломаете его волю, в проигрыше окажутся обе стороны.

12. Никогда не применяйте телесных наказаний. Тот, кто бьет ребенка, демонстрирует не силу, а слабость. Кажущийся педагогический эффект полностью перекрывается долгосрочным отчуждением и неприязнью.

13. Не пытайтесь навязать сыну определенный род занятий и профессию. К тому времени, когда он будет делать свойответственный выбор, ваши предпочтения могут морально и социально устареть. Единственный путь - с раннего детства обогащать интересы ребенка, чтобы у него был возможно более широкий выбор вариантов и возможностей.

14. Не слишком уповайте на опыт предков. Мы плохо знаем реальную историю повседневности, нормативные предписания и педагогические практики друг с другом никогда и нигде не совпадали. Кроме того, сильно изменились условия жизни, а некоторые методы воспитания, которые считались полезными раньше (та же порка), сегодня неприемлемы и неэффективны.

8

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Боже мой, как жаль, что его больше нет среди нас... Какой прелестный был человек!

2

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

От чудесно как совпало. Именно эта книжица лежит сейчас в моём рабочем компе. А я в отпуске теперь, на две недели. Даже начать не успела. Надеюсь она меня дождётся), если доживём.

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать учетную запись

Зарегистрируйте новую учётную запись в нашем сообществе. Это очень просто!


Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.


Войти

  • Обсуждаемые сейчас

  • Последние посетители   0 пользователей онлайн

    Ни одного зарегистрированного пользователя не просматривает данную страницу