• записи
    124
  • комментарий
    641
  • просмотров
    22866

Грамота 605

ElijahCrow

919 просмотров

Цитата

Поклон от Ефрема брату моему Исухии. Ты разгневался, не расспросив: меня игумен не пустил. А я отпрашивался, но он послал [меня] с Асафом к посаднику за медом. А пришли мы (двое), когда [уже] звонили. Зачем же ты гневаешься? Ведь я всегда у тебя (при тебе). А зазорно мне, что ты злое мне говорил. И [всё же] кланяюсь тебе, братец мой, хоть ты и такое говори. Ты мой, а я твой

Неожиданно наткнулся на этот текст. Грамота была найдена еще в начале 80-х, старая грамота. Из Новгорода. "Брат" в тексте - это в смысле брат в монашестве. Любовь и преданность одного монаха другому и тот укор: "чего ты гневаешься, меня к тебе не пустили, а за медом послали? и вот это "я всегда у тебя", "ты мой, а я твой"... очень похоже на любовное письмо. 


6


8 Комментариев


1 час назад, Yar сказал:

Правда похоже. И так мило!

Ага. Вот. Всегда подозревал, что нечто в этом роде наверняка отыскать можно в корпусе грамот. А этот текст, оказывается, зачитывали в 80-е годы в передаче "Очевидное-Невероятное". 

1

Поделиться этим комментарием


Ссылка на комментарий

Разве похоже на письмо романтического содержания? В этих стародревних текстах по-моему везде эти фамильярности, видимо, тогда так общались. Помню в учебнике истории было письмо по-моему Грозного какому-то боярину (которого он потом казнил, кажется), так он его там тоже во все незагорелые места лобызал и про любовь в уши лил. Думаю, это стиль такой. Да он и позже в дипломатии сохранился (не знаю как в личном общении), если почитать что Александр Первый пишет Наполеону, тоже можно подумать, что он к нему яйца подкатывает и вдуть хочет, по современным представлениям текст полон неуместных фамильярностей и нежностей, а 200 с лишним лет назад - дипломатия и учтивость...

0

Поделиться этим комментарием


Ссылка на комментарий
26 минут назад, ElijahCrow сказал:

А этот текст, оказывается, зачитывали в 80-е годы в передаче "Очевидное-Невероятное". 

Почему в ней? С чем это связано?

2 минуты назад, sollozapada сказал:

а 200 с лишним лет назад - дипломатия и учтивость...

Не совсем так. Так реально была нежная дружба, броманс почти.

1

Поделиться этим комментарием


Ссылка на комментарий
2 минуты назад, Ветер сказал:

Не совсем так. Так реально была нежная дружба, броманс почти.

Не, я читал. Как раз как-то здесь про это рассказали, и я заинтересовался, нашел материал, где были дипломатические письма тех времен других монархов. Австрийского императора, британского короля, еще кого-то Ммежду собой и разным другим деятелям, и Джеферсон по-моему был, не помню кому писал. Они там если в текущий момент не воевали друг с другом, все подобные пошлости писали, хоть в фанфик перепечатывай. Принято так было)))

0

Поделиться этим комментарием


Ссылка на комментарий
35 минут назад, sollozapada сказал:

Разве похоже на письмо романтического содержания? В этих стародревних текстах по-моему везде эти фамильярности, видимо, тогда так общались.

На самом деле для берестяных грамот 11-13 вв характерна лаконичность без лишних фамильярностей:

Цитата

Пойди за меня - я тебя хочу, а ты меня. А свидетель тому Игнат Моисеев

В более поздних текстах - там да, уже всякое "много челом бьем" и все в таком духе. А в начале XIII века в тексте и послать могли и обозвать по-всякому. Собственно есть почти вот аналогичное письмо, только наоборот: там, надо сказать, женщина пишет, что не единожды посылала за человеком (видимо возлюбленным), а он не пришел. И дальше прямо: "был бы мне люб, вырвался из под чужих глаз и примчался"... ну и все в таком духе. Письмо трактуется вполне однозначно как любовное. Здесь, да, все не так однозначно. 

50 минут назад, Ветер сказал:

Почему в ней? С чем это связано?

Был выпуск про берестяные грамоты и новгородскую археологию. И на момент записи в Новгороде это была самая последняя из найденных грамот.

43 минуты назад, sollozapada сказал:

Они там если в текущий момент не воевали друг с другом, все подобные пошлости писали, хоть в фанфик перепечатывай.

Ну это тогда так было принято. Время чутка другое. 

1

Поделиться этим комментарием


Ссылка на комментарий

Что сказать, у нас постмодернизм, каждый волен интерпретировать как хочет :) Текст автору не принадлежит. Если хочешь найти гейство в исторических источниках, то ты его найдешь.

А вообще напоминает чутка недавний польский скандал, связанный с якобы "обнаруженным" гомосекством Шопена - хотя вся сенсация свелась к тому, что некий иностранец прочитал давно известные сентиментально-романтические письма Шопена к его другу через "гейдар". (что, разумеется, вовсе не говорит о том, что Шопен геем НЕ был)

Что касается этой грамоты, то у нас слишком мало данных, чтобы отнести это письмо к разряду любовных. Мы ничего не знаем о статусе Исухии. Автор, по всей видимости, монах рядовой, выполняющий повседневные поручения начальства - его посылают за медом. Начальник у них общий - игумен, его приказом можно оправдать свое отсутствие. А что если Исухия - не возлюбленный, а какой-нибудь покровитель или авторитет в монашеской среде, которого с Ефремом связывают отношения патрон-клиентские? Или же неформальный духовный наставник? В общем, информации явно недостаточно.

Изменено пользователем Венцель
1

Поделиться этим комментарием


Ссылка на комментарий
11 часов назад, Венцель сказал:

Что касается этой грамоты, то у нас слишком мало данных, чтобы отнести это письмо к разряду любовных. Мы ничего не знаем о статусе Исухии. Автор, по всей видимости, монах рядовой, выполняющий повседневные поручения начальства - его посылают за медом. Начальник у них общий - игумен, его приказом можно оправдать свое отсутствие. А что если Исухия - не возлюбленный, а какой-нибудь покровитель или авторитет в монашеской среде, которого с Ефремом связывают отношения патрон-клиентские? Или же неформальный духовный наставник? В общем, информации явно недостаточно.

О, да я полностью согласен. Данных не слишком много. Даже  сама трактовка, что это письмо от монаха к монаху может вызвать вопрос - ведь грамота найдена не на территории монастыря. Впрочем, это Черницына улица, да и есть свидетельства, что монахи могли спокойно жить вне стен монастыря. Насколько этот монах рядовой - тоже вопрос, если его посылают с Асафом аж к самому посаднику. Тогда, это конечно, не выбранный посадник, а назначенный князем наместник, но это все равно самая верхушка общества. Ну и не похоже это на отношения патрона и клиента. Слишком на равных обращается человек и даже с некоторым укором. Но данных, действительно, не очень много - вопросов нет. 

0

Поделиться этим комментарием


Ссылка на комментарий

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать учетную запись

Зарегистрируйте новую учётную запись в нашем сообществе. Это очень просто!


Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.


Войти
  • Последние посетители   0 пользователей онлайн

    Ни одного зарегистрированного пользователя не просматривает данную страницу