• записи
    24
  • комментариев
    156
  • просмотр
    6321

"Дау. Дегенерация" О том как не осилил

Добби Таттлер

962 просмотра

Проект Ильи Хржановского был настолько масштабен, что о нем не говорил только ленивый. 10 лет съемок, 700 часов пленки, несколько шестичасовых лент - такие характеристики рисуют образ Титаника в кинематографе. Даже не знаю как его смотрели на фестивалях, но тратить столько времени своей жизни на кино такого жанра мне не очень хотелось.

Но вышло так, что я подписан на группу ЖЖ в  "телеграм". Если что, ЖЖ всегда мне казался местом для людей неординарных, талантливых, я не рискнул на нем регистрироваться, но читал статьи иногда. А тут такая возможность - в телеграм весь топ скидывают, и ты можешь пройти и почитать, ничего искать не надо. И вот попалась мне статья одного из участников съемок. Как я понял, человек этот как то связан с наукой, помимо этого часто "пописывает" и по этой причине "на виду", потому и был приглашен на роль научного сотрудника в одном из эпизодов. К тому же эпизод оказался не простым, а очень скандальным (хотя для Дау - это уже скорее одна из таких же характеристик, как для ели - зеленый цвет). Эпизод был построен на эксперименте над младенцами. Возможно вы про него слышали, особенно те, кто живут в Украине, так как именно там в Харькове прокуратура завела дело о жестоком обращении с детьми. Автор статьи и участник съемок пытался донести, что насилия не было, но как то коряво, как это и бывает у людей немного оторванных от реалий общества. В оправдание звучали такие фразы типа, что "это младенцы из дома ребенка (отказники) и возможно эта съемка - один из наиболее ярких событий в их жизни". Как вы понимаете, его закидали гневом и комментариями в одном флаконе. Но вот структура фильма и его скандальность меня заинтриговала, к тому же это была не "Наташа", а что то новое, мало кем смотренное и только выброшенное из свежестей - "Дау. Дегенерация" (или "Разложение" в другом переводе).

Немного о структуре фильма. Шесть часов разделены на часовые эпизоды. Практически в каждом присутствует завязка, ядро и развязка. В качестве ядра обычно выступает некий научный эксперимент, связанный с исследованием возможностей человека и возможностей создания сверхчеловека, развития знаний. Я так понимаю - это некая центральная идея фильма, вокруг которой и происходит то самое разложение. Эксперименты довольно странные, не знаю насколько они реальны. Например, в одном из них в разделенных стеклянных кубах находится шимпанзе и девушка в нижнем белье. Девушка полностью копирует движения обезьяны - прыгает, пытается влезть на стеклянную стену и так далее. За экспериментом молча наблюдают сотрудники института. В чем суть - вам решать. Возможно, как пишут "знатоки" - это некое представление о проекте "Дау", как попытке воссоздания условий НИИ СССР с реальными участниками, которые пытаются вжиться в роль героев того времени. Второй эксперимент - как раз с детьми. Троих младенцев привозят на столе, оформленном в виде клетки для кроликов. Они всё время плачут. Одного из младенцев укладывают на стол и подключают к голове шнуры, сплетенные в виде шлема, по которым подают слабые импульсы тока. Младенец начинает улыбаться. Пока остальные дети плачут и нянечки их пытаются успокаивать, ученые обсуждают работу разных отделов мозга. 

Между всеми этими экспериментами, партийными собраниями, на которые сам великий Ландау уже прийти не может, ибо немощен и стар, и его таскают в инвалидном кресле, в институте творятся тотальное пьянство, чернуха и разврат. И вот именно это смотреть тяжело, ибо не всегда понятно для чего. Можно порассуждать, о "препарации невежества", задуманной режиссером, если бы не но.

Ок, допустим автор хотел показать, что идея о сверхчеловеке скатилась в выгребную яму конъюнктуры и человеческих слабостей. Но не все же были такими. А в фильме такие все: и умные юные красивые молодые студенты-мальчишки с прекрасными мыслями, и пожилые опытные сотрудники института и девушки-прелестницы. Они постоянно бухают и резвятся как барашки на пастбище. И тут я как зритель чувствую подвох. А он в том, что режиссер меня пытается убедить в реальности происходящего тем, что собрал кучу народу, построил город в городе, буквально поселил их там на неопределенный срок и устроил тайную слежку с камерой, как за подопытными кроликами. Но я не верю, что эти люди до конца поняли, что это не игра, не квест, что это не халява, где заплатят за их постоянное побухивание. Они стараются, конечно, по своему - как та девушка, копирующая движения шимпанзе в кубе, и многие эмоции - и нервные срывы, и нецензурные слова их искренни, но жизнь то ненастоящая. Возможно ли им это ощущение выкинуть из головы?

Есть исключения, конечно, из этого невежества, но неоднозначные. После партии юных практикантов, которых с позором отчитывает за аморальное поведение новый руководитель института - бывший кгбэшник, (и, как оказывается, только он может навести некое подобие порядка в этом мрачном балагане) на смену им он приглашает тех самых "будущих сверхлюдей" - спортсмены, конченные моралисты, ибо по ним - абстракция - не искусство, оно должно быть понятным большинству (одна из самых ярких сцен общения жены Ландау с этими молодыми людьми, ведь они говорят свои настоящие мысли), спиртное убивает генофонд нации, и вообще его бы - генофонд, подчистить не мешало от алкашей, наркоманов, геев и прочих вырожденцев. Конечно, эти герои преданы властвующей системе. Также очень показательно в этом плане собеседование, которое проводит с новыми подопечными тот самый новый начальник - Ажиппо (он, кстати, реально бывший сотрудник КГБ, написавший критическую книгу, но согласившийся на воспроизведение своего опыта в кино), когда он спрашивает их смогли бы они убить кого-либо за идею, и приходилось ли им убивать до этого. Ребята немного теряются, но отвечают по максимуму лояльно авторитету собеседника.

Да и чего им теряться, ведь на их роль пригласили подопечных Тесака, которым по сценарию (которого нет) и предстоит разгромить всю эту систему к чертовой матери, ибо она ни в каком виде не имеет права на жизнь. 

Вот честно, я потратил на этот фильм пять часов и на шестом просто тупо выключил. Спросите, чем он меня держал - ни внятного сценария, ни актерской игры, ни красоты. Мрачные стены, постоянный полумрак переходов и коридоров болотного оттенка, постоянные пьянки, секс по принуждению и нет (здесь тоже всё предельно натурально - эрегированный член, эякуляция - всё задокументировано, операторская работа - это отдельная тема о тяжелом труде из любви к искусству), симуляция сарказма на партийные собрания и псевдоморализм советских комсомольцев. 

Эксперимент. Только он держит в напряжении. Он повсюду - в каждом эпизоде над героями, над участниками проекта, над вами в том числе. Интересно как режиссер этот весь балаган вывезет. 

Поведение людей-неактеров. Оно странное. Ну смотрели же полстраны Дом-2 на протяжении многих лет, а вторая половина недоумевала зачем. А тут тот же Дом-2, но как бы с высоким замыслом и масштабным размахом, с подачей якобы для эстетов. Не зря фильм называют "советским шоу трумена". И когда ты за ним наблюдаешь, то пытаешься угадать - это настоящее сейчас было или нет? Это уже падение моралей или им просто там нехрен делать? Да и как, мать его так, это вообще соотносится с советским прошлым, настоящим и потенциальным будущим в параллельной вселенной?  

Дальше должна была быть жесть. Тесак в прямом эфире ножом должен будет отрезать голову с нарисованной на ней звездой Давида живой свинье натурально без всяких эффектов. Его сверхлюди - разгромить НИИ, убить всех - но уже понарошку, конечно (что мало, как говорят, успокаивало участников проекта). Их мораль - сильный всегда побеждает слабого - восторжествовать. Идея сверхчеловека - превратится в банальное животное превосходство, ибо нефиг себя мнить венцом творения.

Я не осилил этот час. Может однажды вернусь к нему. Пусть будет интрига.

Вот только не знаю, смогу ли я после "Дегенерации" приступить к более сценарной и разнообразной на кинематографию "Наташе". Если решитесь посмотреть, не начинайте с "Дегенерации". Потому что это мрак, без готической эстетики, эксперимент и над вашим восприятием не в последнюю очередь. 

 

 

 

 


3


3 Комментария


Я только краем уха слышал об этом, но не смотрел. Ты разжег мое любопытство.)) Одним глазом таки гляну, наверное, чтобы иметь представление.

0

Поделиться этим комментарием


Ссылка на комментарий

А я как-то вообще не слышал. И даже не знал что такое бывает. Теперь тоже любопытно, гляну.

0

Поделиться этим комментарием


Ссылка на комментарий

Но вот смотрю

Цитата

В ноябре 2019 года Минкульт не выдал прокатные удостоверения фильмам «Дау. Наташа», «Дау. Новый человек», «Дау. Нора Сын», «Дау. Саша Валера» из-за обнаруженной в них пропаганды порнографии.

Интересно, что-то с тех пор изменилось? Я бы про Сашу и Валеру посмотрел, но пока даже трейлер не найду.

0

Поделиться этим комментарием


Ссылка на комментарий

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать учетную запись

Зарегистрируйте новую учётную запись в нашем сообществе. Это очень просто!


Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.


Войти
  • Последние посетители   0 пользователей онлайн

    Ни одного зарегистрированного пользователя не просматривает данную страницу