Соня

Орфизм (в живописи)

В теме 5 сообщений

 

Орфизм (фр. orphisme, от фр. Orpһée — Орфей) — направление во французской живописи 1910-х годов, образованное Р. Делоне, Ф. Купка, Ф. Пикабия, М. Дюшан. Генетически связан с кубизмом, футуризмом и экспрессионизмом.

Название дано в 1912 французским поэтом Гийомом Аполлинером.

Художники-орфисты стремились выразить динамику движения и музыкальность ритмов с помощью «закономерностей» взаимопроникновения основных цветов спектра и взаимопересечения криволинейных поверхностей.

Орфизм повлиял на русскую живопись в 1913—1914 годах через прямые контакты русских с самим Робером Делоне. Его влияние можно увидеть в работах Аристарха Лентулова. Также орфизм повлиял на некоторые работы Александры Экстер, Георгия Якулова и Александра Богомазова.

Спойлер

В недрах кубизма в 1912- 1913 годах сформировалось оппозиционное течение, которое благодаря поэту Гийому Аполлинеру, получило название «орфизм». Создателей его – художников Роббера Делоне и его жену Соню Терк-Делоне увлекала работа с абстрактным цветовым ритмом. 

Хотя Супруги Делоне и использовали в построении пространства картины принципы кубизма, они создали свой художественный язык, в котором приоритетное значение приобретал цвет. Живописные концентрические «солнечные круги», составлявшие основу многих их композиций, были очень динамичны, а тонкости созвучий цвета, буквально пульсирующего в их картинах, казалось, издают звуковые вибрации. Делоне в своих картинах, как и кубисты, дробит формы на грани, состоящие из треугольников, трапеций и других геометрических фигур. Как и футуристы разрушает форму предметов. Цвет у него наполнен символическим значением, что сближает орфизм с экспрессионизмом. Этот музыкальный ритм цвета и формы и дал основание для названия течения. «Орфизмом» Аполлинер назвал новое течение в живописи по аналогии с именем древнегреческого певца Орфея, голосу которого подчинялись даже силы природы. Цвет у Делоне приобретает и композиционное назначение. Как и многие художники-модернисты – Роббер и Соня Делоне занимались изучением проблем оптического восприятия, их поиски натолкнули художников на идею создания живописных композиций в основе которых – кругообразные поверхности и плоскости. Они словно создавали разноцветную бурю, наполняя динамикой все пространство картины. Такой интенсивный цветовой ритм вызывал эмоциональный отклик у зрителей. «Орфизм» активизировал формирование беспредметных цветовых поисков в дальнейшем развитии европейской живописи. 

Одним из первых произведений орфизма были композиции, напоминавшие цветные диски, яркие цветовые переходы этих концентрических кругов придавали всей композиции необычайную энергию. Для художников эти пульсирующие концентрические круги были символами космической энергии. 

Сам Роббер Делоне говорил о своих картинах «Это синтез всего того, что присуще эпохе разрушения. Пророческое видение. Видение катастрофического проникновения, предрассудки, неврастения.. Космические потрясения, желание очищения… Ничего ни горизонтального, ни вертикального. Свет все деформирует, все разбивает… Европа рушится…»

Симультанизм – прием, который использовали и художники -орфисты. Кстати, с футуристами их сближало и восхищение достижениями техники. Вспомним работу Роббера Делоне «В честь Блерио». А этой картине среди абстрактных форм есть и вполне реальные элементы: высоко в небе над Эйфелевой башней летит самолет летчика Блерио впервые совершившего перелет через Ла-Манш. Тающее пространство за Эйфелевой башней говорит о небывалом по тем временам расстоянии, которое беспосадочно перекрыл героический пилот. Для такого перелета нужны была фантастическая энергия, которую художник передает с помощью расходящихся разноцветных кругов, на которых как лопающиеся мыльные пузыри, цветные пятна создают вибрирующую массу, «взбиваемую» пропеллером. 

Соня Терк- Делоне – удивительно многогранная художница с яркой творческой индивидуальностью. Она создала свою концепцию синтетической «синхронной» живописи, которую Терк-Делоне соотносила с музыкой. Она стремилась к раскрепощению цветовой экспрессии. Кажется, что художникам – орфистам хотелось бы вернуться к первобытному синкретизму в восприятии мира. К такому мировосприятию, когда аналитическая составляющая мышления людей была еще не так сильна, и мир звучал красками, а человек все ощущения воспринимал как единую мощную полифонию прекрасного мира. Впрочем, как ощущал мир первобытный человек, нам все равно не известно. Но то, что художники модернисты, отталкивая наследие европейской живописи, обращали особое внимание на искусство народов Африки, Полинезии, Японии и там искали новые идеи – это факт. Но вернемся к творчеству Сони Делоне. Особую популярность художнице принесла её работа в театре. Они делала эскизы костюмов и декораций для дягилевских сезонов в Париже. Особенно удачными считались её эскизы костюмов и декораций к балету «Клеопатра». В живописи Соня Делоне продолжает исследование мужа, анализируя цветовые переходы, их влияние на восприятие картины, и идет дальше по пути синтезирования пространства с помощью цвета, яркий пример её творческих поисков – картина «Электрические призмы». Эти эксперименты найдут продолжение в работах художников геометрической абстракции. Кроме супругов Делоне к орфизму какое-то время примыкали художники Франтишек Купка, Франсис Пикабиа, Владимир Баранов-Россине, Фернан Леже, Морган Рассел. Как художественное объединение орфизм просуществовал недолго и каждый из этих талантливых художников далее нашел свой собственный путь. 

Статья Отсюда

 

Приветствуются дополнения по теме. 

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Орфизм: когда свет обретает форму и становится цветом

Орфизм (фр. оrphisme) изобрел Робер Делоне, потому что в рамках кубизма ему было тесно. Возможность экспериментировать с формой увлекала Делоне гораздо меньше,чем игры со светом и цветом. Характерные черты орфизма — концентрические круги и диски контрастных цветов, создающие ощущение движения и ритма. Орфистские картины написаны либо на плоскости, либо представляют собой пересечение разных плоскостей.

Орфизм стал одним из первых направлений абстрактной живописи. Уход от фигуративности, конечно,не Делоне придумал. Зато именно он объявил сюжет делом второстепенным. Главное — цвет и свет. Технически чаще всего это воплощалось посредством концентрических цветных кругов,наполненных светом и создающих у зрителя ощущение, что он видит картину из множества позиций одновременно.

Впервые публике орфистские картины были представлены в 1913 году на Салоне независимых, также они участвовали в выставках «Синего всадника».

Родственники орфизма, или Как отличить орфистские картины

Наибольшее влияние на создание орфизма оказал Жорж Сёра — первый, кто разложил цвет на составляющие его точки. Но,в отличие от пуанталистов, орфисты при этом использовали схему кубистов — разобрать нечто на изначальные составляющие и соединить в порядке,продиктованном собственным вдохновением, а не «как было». Орфисты таким образом поступали не с формой, а со светом — раскладывали его на все оттенки спектра и соединяли в контрастном порядке.

С кубизмом орфизм роднит форма и абстракция, но существенно отличает богатство палитры. Для орфиста главное — цвет!

Спойлер

Даже фовисты — известные ценители цвета — не рискнули провозгласить его важнее сюжета. Но яркостью красок с новым направлением поделились. Сила эмоционального воздействия несет след экспрессионизма, мазок в некоторых работах отчетливо импрессионистический. Но орфизм — это не сюжет, изображения его могут нести элементы фигуративности,но в целом не фигуративны, в отличие от вышеназванных стилей.

У футуристов орфисты взяли любовь к машинам и динамичность. Но у орфистов внутренняя динамика изображения возникала при сопоставлении контрастных цветов,а не в результате изображения собственно движения.

Симультанизм VS орфизм

В 1912 году вышел манифест Робера Делоне «О свете», в котором были озвучены основные положения не орфизма, а симультанизма(от латинского simul — вместе,одновременно). Именно такое название основатель дал своему«детищу». Сказалось увлечение Робера Делоне трудами возглавлявшего Мануфактуру гобеленов химика Эжена Шеврейля — у него Делоне перенял принцип симультных контрастов, по которым наше восприятие при созерцании определенных цветов требует поместить рядом контрастные им.

 

Спойлер

Основатели орфизма супруги Робер и Соня Делоне. 

274721@2x.jpg


«Космические потрясения, желание очищения… Ничего ни горизонтального, ни вертикального. Свет все деформирует, все разбивает…» (из манифеста Робера Делоне «О свете»).

Название «орфизм» придумал поэт Гийом Аполлинер, с отсылкой к древнегреческому музыканту Орфею. По мнению Аполлинера,воздействие симультных картин на зрителя сопоставимо с воздействием музыки Орфея. Кстати, самому Роберу Делоне название «орфизм» не особенно нравилось, но с легкой руки Аполлинера оно прижилось и употребляется активнее, чем первоначальное. К тому же, оно отражает и такие параметры симультанистских картин, как музыкальность и ритмичность.

Орфистская перекличка с Россией

Георгий Якулов в 1913 году приложил достаточно много усилий, чтобы привезти картины супругов Делоне на выставку в Москву, но ему это так и удалось. Сам Якулов в это же время изобрел собственный стиль — «теорию солнц», близкую глубоко поразившему его симультанизму.

Интересно сопоставить супругов Делоне с другой парой художников,проживавших в эти годы в России и параллельно орфистам заявивших о новом художественном течении — лучизме, который стал предвестником беспредметности в России. Михаил Ларионов и Наталья Гончарова изображали лучи,отражаемые от предметов. Но в отличие от российских «коллег», для которых лучизм стал лишь одним из этапов в творчестве, Соня и Робер Делоне активно использовали приемы орфизма в течение всей жизни, хотя как активное движение орфизм существовал до 1915−1916 годов.

Орфизм: шпаргалка

Художники, которые писали в стиле орфизм или близкому к нему: Робер Делоне, Соня Делоне, Франтишек Купка, Фернан Леже, Франсис Пикабиа, Аристарх Лентулов, Владимир Баранов-Россине, Морган Рассел.

 

Спойлер

151013@2x.jpg

495741@2x.jpg

270162@2x.jpg

 

Источник

 

Названия картин можно посмотреть по ссылкам. 

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Ох! Не осилила весь текст с разбегу.))  А    показанные картины сразу Кандинского напомнили.))  Понятия не имею к каким течениям и пр. сам он себя относил, но, по моему, без подписей фик разберешь кто из них что написал.)):dntknw: 

IMG_20171108_233730.jpg.a31358853f1f83ad7ce38acb9efd224c.jpg 

IMG_20171108_233706.jpg.19cf683b5e976a076c6692a00d3154bf.jpg 

IMG_20171108_233646.jpg.6093b607bc15e5d3bee9e42f51fe39a5.jpg

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
15 минут назад, Любопытная сказал:

Ох! Не осилила весь текст с разбегу.))  А    показанные картины сразу Кандинского напомнили.))  Понятия не имею к каким течениям и пр. сам он себя относил, но, по моему, без подписей фик разберешь кто из них что написал.)):dntknw: 

В списке орфистов его нет (в обоих статьях есть имена). Наверное, он просто абстракционист. Даже является его основателем ) 

Но его круги с квадратами - да, похоже, хотя выглядят иначе. 

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Довольно интересно и да -- связь с Кандинским какая-то прослеживается (случайная?).

Ну и пузырей они напускали, эти орфики, -- страсть!)

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать учетную запись

Зарегистрируйте новую учётную запись в нашем сообществе. Это очень просто!


Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.


Войти

  • Обсуждаемые сейчас

  • Последние посетители   0 пользователей онлайн

    Ни одного зарегистрированного пользователя не просматривает данную страницу