Stylist

Ни гея, ни натурала

В теме 10 сообщений

«Гендер — это устаревший социальный конструкт ХХ века, в точности, как классовая борьба — это устаревшее понятие века 19-го».

В 1970-90-х студенты-геи и лесбиянки поднимали в кампусах знамя борьбы за право быть иными. Позже их место в университетских политиках идентичности заняли трансгендеры. Теперь это знамя уверенно подхватывают группы студентов, отвергающие всякие попытки классификации идентичности. Новые поколения считают гендерные рамки устаревшими и несущественными. Многие из них болезненно реагируют на навешивание гендерных ярлыков, видят в этом попытки угнетения, покушение на их свободу и самоопределение.

Их различия со старшими поколениями студенческих активистов ЛГБТ просто разительны. Они не заняты, как ЛГБТ, выяснением своей идентичности. Под вопросом у них сама природа понятия идентичности: Что происходит, если человек не чувствует себя ни мальчиком, ни девочкой, ни геем, ни лесбиянкой, ни трансгендером? Что делать, если он не идентифицирует себя ни с какой из «нормативных идентичностей»? Как быть, если не чувствуешь себя «ни тем, ни другим»? Можешь хотеть секса с мужчиной, женщиной, геем и трансгендером, и иметь любовные романы с ними, но не обязательно с теми, с кем занимаешься сексом, и в той же последовательности. Спать с мужчиной, но влюбляться в девушек? Обязательно ли, чтобы сексуальная ориентация соответствовала романтическим наклонностям? Да и вообще, нужна ли сексуальная ориентация?

Можно влюбляться во всех (и это называется панромантик), но не хотеть секса ни с кем (это асексуал). Можно хотеть секса только с конкретными людьми и в определенной ситуации. Скажем, возбуждаются от секса в толпе на вечеринке, но совершенно не интересуются сексом с тем же партнером в своей постели (это грейсексуал). Либо сильные сексуальные желания не сопровождаются влечением к конкретным людям (куписексуальность). Либо сексуальное влечение угасает по мере укрепления эмоциональной любовной связи (это фрейсексуалы). Либо сексуальный драйв появляется лишь после того, как сложились крепкие эмоциональные отношения с партнером или партнершей (это демисексуальность). Впервые после полувека про-сексуальной революции, асексуальность опять обрела легитимность. И вместе с нею и вся «серая» грейсексуальность — широкая зона между «белой» асексуальностью и «обычным» «темным» сексуальным драйвом.

Литосексуальность: способность испытывать сексуальное влечение, но, при этом, нежелание заниматься сексуальными практиками.

Книга непререкаемой гуру радикальных квиров Джудит Батлер «Гендерное беспокойство» (Troubles with gender) гласит:
«Нет никакой гендерной идентичности без манифестации гендера. Идентичность проявляется только перформативно, через выражения гендерности, и является ее результатом».

Если спросить молодых квиров, откуда они берут свои понятия, то ответ будет — из интернета. Фейсбук предлагает 58 разных гендерных идентичностей, от «трансперсоны» до демитруа, которое невозможно определить, ибо это гендер сугубо индивидуальный и штучный для данного индивидуума.

Все эти слова для молодежи лишь технические термины, которые не определяют их личности, как это было в старших поколениях борцов за утверждение идентичности сексуальных меньшинств. Да и какие они меньшинства, если каждый теперь может сам конструировать свою идентичность? Здесь нет больше ни гендера, ни сексуальной ориентации.

Тumblr — это платформа, позволяющая создавать микросообщества. Там полным-полно групп вроде «Квирмусульмане», «Трансиудеи», «Трансгуглоискатель», «Не-извиняюсь-за-свою-небинарность», «Мой-гендер-есть…», NotFuckingBinary, а еще для лиц с ограниченными возможностями, для квиров-иммигрантов и т. д. В этих группах происходит интенсивный обмен идеями и предоставляется бесчисленное количество вариантов. Даже само понятие вариантов выбора неприемлемо для некоторых групп. «У меня проблема с этим словом», — пишет участник одной из дискуссионных групп. — «Это означает, что ты должен из чего-то выбирать, а это не выбор, а неотъемлемая часть тебя как личности». Семантические возможности здесь бесконечны. Впервые неопределенность становится легитимным инструментом определения идентичности. Эта молодежь родилась аборигенами не только в компьютерах и интернете, но и в постмодернистком мире семиотики и деконструкции. Слова здесь опять обретают смысл.

Революционный пыл не за секс, а куда больше: за слова и понятия, но еще больше — о чувствах. Общающейся текстовками молодежи трудно сходу ответить на вопрос, что они думают. Зато они способны часами обсуждать, что они чувствуют. Значки, выражающие эмоции, стали непременным атрибутом их алфавита.

Мы направляемся на встречу группы самопомощи небинарных квиров. На входе раздают наклейки с местоимениями, по которым участники предпочитают обращаться. Комната быстро наполняется молодыми людьми 19-22 лет. Большинство берет не привычные наклейки «он» или «она», а they, что по-английски соответствует среднему роду. Тема беседы: надо освободиться от понятия «гендер», никак не отражающего их самосознания.

Кей (21 год) родился мальчиком в консервативной американской глубинке Библейского пояса. В школе он вышел из шкафа как гей, единственный в своем классе. Его выгнали из нескольких школ. В колледже в Нью-Йорке Кей решил, что он трансгендер, но быстро разочаровался. Теперь он отвергает трансгендерную идентичность: «Там такой депресняк! Зачем мне обязательно превращаться в женщину? Либо наоборот — женщине в мужчину… Я их спрашиваю, а нельзя ли оба вместе?… Нет, я не застрял посредине… Я добавляю грани к своей личности…»

«Бисексуальность? Это тоже не для меня», — объяснял он мне позже. — «Ведь “би» тоже значит «или-или»”. У Кея есть девушка. «Мы чувствуем друг друга. Главное у нас — это не секс, а эмоциональная связь. И мы честные друг с другом, и мы не изменяем».

«Это сложней, чем простая бинарность», — говорит агендер Айша, американская мусульманка из богатого пригорода Бостона, изучающая в колледже искусство кино. — «Посредине — это все равно либо мужчина, либо женщина. Я отказываюсь участвовать в этой бинарности. Все наше движение часто называется небинарным, но мы считаем, что отрицание бинарностей «мужчина-женщина», «гей-натурал», «трансгендер-цисгендер» не определяет нас. Мы вышли за пределы не только бинарности, но отрицаем саму сексуальную ориентацию и гендерную идентичность, которые нам навязывает общество».

Очень одиноко и сбивает с толку

Если первая сексуальная революция была за право иметь секс с кем хочешь, то нынешняя — за то, чтобы определять свою идентичность, за право быть кем хочешь. Сегодняшняя культура уже включает не только право спать с кем хочешь, но и говорить, что не хочешь ни с кем спать и не интересуешься сексом. В прошлых поколениях такое было немыслимо и влекло за собой общественный остракизм. Но и сегодня с этим непросто. «Мы чувствуем себя комфортно среди своих в группе поддержки, где все квиры», — говорил один из участников таких встреч, идентифицировавший себя как бисексуального цисмужчину, предпочитающего секс с девушками. — «Однако по-прежнему очень одиноко и сбивает с толку. Просто то, что есть больше слов, не значит, что жить легче».

В реальной жизни устанавливать свою идентичность через отрицание, «чем я не являюсь», совсем нелегко. Может быть, что за всеми словесными ухищрениями скрывается яростный протест поколения детей, которых растили в привычных ролях «мальчика» и «девочки» в демаскулизированном и дефеминизированном мире. Может быть, столь острый дискомфорт вызывает общественный порядок, где эти роли стремительно теряют экономический и социальный смысл, где призывы «будь мужественным» и «будь женственной» лишь сбивают с толку и толкают на неадекватные поступки.

И если это так, то небинарность отражает уже не политику идентичности групп, которые, подобно ЛГБТ, всегда останутся небольшими меньшинствами. Может быть, это проявление более глубоких и мощных тенденций, которые могут стать мейнстримом в новом бравом постгендерном мире, где больше нет ни эллина, ни иудея, ни гея, ни натурала, ни женщины, ни мужчины.

Михаэль Дорфман

68240c0f1c50.jpg

5

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Меня всегда раздражало, что обозвав себя геем, натуралом, бабой Ягой, -- человек взваливал на себя груз каких-то обязанностей, кем-то придуманных. Следовало быть "таким-то и таким-то" и ни в коем случае -- не "вот таким"))

Правда, у "небинарности" тот же недостаток: если ты все же хочешь как раз играть по неким правилам и соответствовать неким нормам ("я -- гей и потому я не должен, не могу, идите в жопу и т.д.")) То это будет, конечно, принято к сведению, но, боюсь, все-таки с осуждением.

"Хорошо быть кисою,

Хорошо -- собакою:

Где хочу -- пописаю,

Где хочу -- покакаю!"))

 

6

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
6 часов назад, Stylist сказал:

«Гендер — это устаревший социальный конструкт ХХ века, в точности, как классовая борьба — это устаревшее понятие века 19-го».

Хм... вообще-то классовая борьба - это вполне реальное явление. Описанное, зафиксированное. Возможно - утратившее актуальность. Но сравнивать реальный процесс с "социальным конструктом" довольно странно.

Вообще мы живем в мире конструктов. Мы так устроены. Мы без них не можем, иначе окажемся в первозданном бульоне/первичном хаосе и не людьми - а огромной колонией отдельных клеток, существующих с сложном симбиозе друг с другом.... 

Все-таки. Мы двуполый вид. Мы существуем так чисто биологически. Это задает определенную систему координат нашему восприятию себя, пола и гендера. Откуда взялись эти тенденции к нигилизму судить не берусь, но похоже на какую-то зловредную опухоль с метастазами во всех сферах нашего мировосприятия, когда в той же науке обывателям представляется набор научных и ненаучных теорий не более чем суммой равнозначным мнений. 

Между хаосом и порядком должно нам соблюдать баланс. 

5

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Старые песни о главном?)

Цитата

«Гендер — это устаревший социальный конструкт ХХ века, в точности, как классовая борьба — это устаревшее понятие века 19-го».

Да ну? У нас уже все половые роли устарели? Или мы научились вести себя в социуме, не затрагивая половых ролей? Ну вот тут достаточно вдуматься в смысл понятия гендер и оглянуться вокруг себя. Или просто проанализировать своё поведение. Мы с головой погружены в полоролевые модели.

Я согласен с Сергеем в том, что никакая самоидентификация не должна накладывать ограничение на поведения. Но с другой стороны небинарность выбивает основы коммуникации. Как можно доверять человеку, если в любой момент он может выкинуть что угодно? Речь даже не о влюблённости, а о простом общении.

С Ильёй согласен в том, что мы себя всё время идентифицируем. Это процесс рефлекторный и не требует вмешательства воли, рассудка и т. п. Не идентифицирующий себя человек вызывает вопросы как в плане рассудка, так и, в первую очередь, в плане проблем социализации и желании избежать долженствований страшного общества таким вот революционным, всё отвергающим образом. Но полное отвержение всего не только полная свобода, но и анархия и хаос, что, в сущности, одно и то же.

В голове звучит песня:

  • Улетаешь в белом самолёте,
  • Улетаешь к дому своему.
  • Ты не понял, если ты свободен,
  • Значит ты не нужен никому.
4

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
1 час назад, Кир Aquarius сказал:

Старые песни о главном?)

Я тут вспомнил, в этом году одна девица на раскопе сказала, что ее дискриминируют по гендерному признаку. Мы возразили, что дискриминируем ее по половому ))). Хотя так-то у нас на раскопе, конечно, "концлагерь толернтности" - требования к работникам одинаковые, вне зависимости от их пола, гендера и всего прочего. 

Если серьезно, то я вспомнил, что мне есть еще чего добавить. Люди путают. Люди в понятие гендера часто вкладывают что-то совершенно странное, никакого отношения к гендеру не имеющее. Некоторые не видят разницы между полом и гендером - примерно та же история у обывателей бывает с понятиями "раса", "этнос" или "национальность" (хотя тут, честно скажем, путаницу вносит еще и то, что в русском языке различаются понятия национальность и нация). 

Одному из персонажей рассказа Евгения Лукина принадлежит прекрасная фраза: "Бисексуал - это человек, который любит женщин и Родину". Увы, но попытка сконструировать разнообразных "рандомсексуалов" и "рандомгендеров" - это какая-то дичь дикая. Проблема тут еще и  в том, что самоидентификацию человека рассматривают только в одной плоскости, а тут мы имеем дело с положением точки в многомерном пространстве.

2

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
7 минут назад, ElijahCrow сказал:

Если серьезно, то я вспомнил, что мне есть еще чего добавить. Люди путают. Люди в понятие гендера часто вкладывают что-то совершенно странное, никакого отношения к гендеру не имеющее. Некоторые не видят разницы между полом и гендером

Я об этом с появления форума говорю. Транссексуальность упорно называют трансгендерностью, а потом сами путаются. Трансгендеры необязательно недовольны своим полом. Давайте сначала отталкиваться от более базового явления - пола. Гендер потом приложится. Кстати, без пола гендер не имеет смысла. 

Про "рандомсексуалов" мы тоже тут уже говорили несколько месяцев назад. Только у нас это происходило в виде обсуждения бесконечного разнообразия ориентаций и полов. Мы тогда остановились на том, что человек имеет полное право считать, что он розовый пони, но это не повод подгонять под это психологию, сексологию и весь общественный строй. И окружающие люди вовсе не обязаны к нему относиться как к пони только потому что сейчас он так хочет. Всё дело в доброй воле и степени понимания толерантности этих самых окружающих. С другой стороны небинарность в океане бесконечного разнообразия полов и ориентаций, как самоидентификация индивидуума, в конечном итоге ведёт к "любите меня таким какой я есть, иначе вы жуткие гомофобы и недостойный жить на земле".

4

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
39 минут назад, Кир Aquarius сказал:

И окружающие люди вовсе не обязаны к нему относиться как к пони только потому что сейчас он так хочет.

Вот, в тему:

 

1

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
6 часов назад, ElijahCrow сказал:

Между хаосом и порядком должно нам соблюдать баланс. 

Да будет так! :) 

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Ну, в принципе, конечно, все идет к затиранию и стиранию полоролевых моделей. Они теряют свой практический смысл с ростом уровня и продолжительности жизни, с автоматизацией производств, с повышением уровня и доступности образования. Но и в целом общество становится более либерально и менее подвержено штампам от поколения к поколению. Но все равно этот процесс идет медленно, и мы вряд ли увидим на своем веку отказ от полоролевых моделей. Функционального применения у них все меньше, но традиция штука живучая, и это не единственная ненужная по факту хрень, которой люди еще будут забивать себе голову много поколений...

Но, по-моему, тут фетиш (типа, можно хотеть секса только в конкретной ситуации и быть грейсексуалом, можно трахать арбуз и быть арбусексуалом, а можно членом на улице мотать, но только на пешеходной улице и быть пешеходоклицесексуалом) и особенности сексуального поведения (типа, со временем страсть у кого-то угасает и он фрейсексуал, а кто-то занимается сексом только под одеялом в костюме снегурочки и он хренпоймиктосексуал) путают с ориентацией. Ориентация - вполне конкретная и научная классификация, а если так рассуждать - то в мире примерно 7 миллиардов ориентаций, у каждого свои фетиши и поведенческие особенности.

Какой-то, в общем, ненаучный подход - просто порассуждать. В принципе в таком рассуждении нет ничего плохого - думающим людям свойственно рассуждать и строить свои концепции, но в медицинских вопросах это иногда чревато.

2

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
3 часа назад, Dante сказал:

Да будет так! :) 

Иначе - ни как. 

47 минут назад, sollozapada сказал:

Ну, в принципе, конечно, все идет к затиранию и стиранию полоролевых моделей.

Ну на самом деле, просто в рамках одного пола становиться возможным бесконечное разнообразие ролевых моделей. Гендер завязан на пол все-таки. И, еще я бы сказал, что в современном мире наши ролевые модели куда как меньше завязаны на гендер, а больше на профессиональные навыки и все в таком роде. 

2

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать учетную запись

Зарегистрируйте новую учётную запись в нашем сообществе. Это очень просто!


Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.


Войти

  • Обсуждаемые сейчас

  • Последние посетители   0 пользователей онлайн

    Ни одного зарегистрированного пользователя не просматривает данную страницу