Соня

Луиз Буржуа - великая и ужасная

В теме 15 сообщений

ff32c1e3e0ab5641af6c2babf321e266.jpg

«Мои эмоции несоразмерны моим физическим габаритам. Не сами эмоции, а их сила — она просто непереносима для меня. Поэтому я отдаю их энергию скульптурам». Тревожные, шокирующе откровенные работы Луизы Буржуа — один из самых ярких примеров арт-терапии в истории искусства XX века.

Все начиналось как донельзя банальная история: ребенком Буржуа стала свидетельницей систематических отцовских измен матери с английской гувернанткой Сэди, которая жила у них дома. По воспоминаниям художницы, мать, терпеливая и разумная женщина, знала о похождениях мужа, но предпочитала закрывать на это глаза. Однако маленькую Буржуа эта ситуация непоправимо покалечила и стала импульсом к началу художественной практики.

Спойлер

Кульминацией этого травмирующего лейтмотива в творчестве Буржуа станут две работы, посвященные ее родителям. Первая и, пожалуй, одна из самых одиозных ее работ, — знаменитое «Разрушение отца» (Destruction of father, 1974), а по сути, инсценировка каннибалистического пира, «тотемной трапезы», во время которой семья разделывает, а затем поглощает деспотичного отца. 

f796a33ea7448405ddd21d766b3a57ee.jpg

Вторая — «Мама», серия огромных, отлитых из бронзы и стали фигур паучих с телом-корзиной, в которой лежат массивные мраморные яйца. Вызывающие прилив хтонического ужаса скульптуры, в которых Буржуа воплотила образ матери, одновременно боготворимой и презираемой, разбросаны по всем миру. Самая знаменитая охраняет вход в Музей Гуггенхайма в Бильбао. «Почему паук? Моя мать была такой же умной, терпеливой, проницательной и полезной. И она умела защитить себя», — утверждала Буржуа. Ее одержимость мифологией окончательно закольцевалась с ее семейной историей. Мать Луизы занималась ткачеством (семья держала маленькую фабрику ковров и мастерскую по реставрации шпалер), и потому легенда о древней гречанке Арахне, уличившей богов в прелюбодеяниях и в наказание за святотатство обреченной вечно плести паучьи сети, оказалась для Луизы почти ее собственной историей.

BcVbFxbCEAAO625.jpg

Свой творческий путь Буржуа начинала с Сорбонны, куда поступила в 1932 году и где изучала философию, математику и геометрию. Вскоре круг ее интересов изменился: В 1937 году она попадает в Академию де ла Гранд Шомьер, где одним из ее преподавателей становится легендарный художник-кубист Фернан Леже, обративший внимание Буржуа на ее скульптурное дарование. В ее живописных же работах в то время отчетливо звучат отголоски эстетики сюрреализма, но сама художница яростно отвергает всякую приверженность к этому движению. Высмеивая приемы художников-сюрреалистов, Буржуа выражает свое неприятие фаллоцентрической доктрины основателя движения Андре Бретона и его окружения, которые воспринимали женщин исключительно в качестве муз, а не полноправных художников.

Одна из самых известных ее работ «Слепой, ведущий слепого» (1947) — отсылка к шедевру Питера Брейгеля Старшего «Притча о слепых». Конструкция из 20 длинных розовых сужающихся книзу деревянных подпорок, соединенных наверху непрочной стяжкой буквально излучает неустойчивость и ненадежность. Луиза заявляет, что скульптура — просто реминисценция ее жгучего детского желания спрятаться под столом во время семейных скандалов.

18bed093a13605f23adb1bac40976258.jpg

Мятущийся творческий дух и мучительная избранность художника удивительным образом ничуть не противоречили благополучию и состоятельности Луизы в качестве счастливой жены и матери троих детей. В 1938 году она вышла замуж за выпускника Гарварда, американского искусствоведа Роберта Голдуотера и переехала вместе с ним в Нью-Йорк. Любимого мужа Луиза пережила почти на 40 лет, но после его смерти не впала в депрессию, а, напротив, зажила еще более насыщенной творческой жизнью, к ней пришел успех, в том числе и коммерческий. Поразительно, но в буквальном смысле душераздирающее творческое наследие Буржуа совершенно не отражает реалий ее взрослой жизни: никаких трагедий и потрясений в сознательном возрасте с Луизой не произошло, но всю свою долгую жизнь она продолжала прилежно пестовать кошмары и травмы своего детства.

Реестр ее работ практически нельзя составить: их огромный массив включает и огромное количество скульптур, и целый ряд перформансов и хеппенингов, и многочисленные живописные и графические работы. Ее творчество — настоящая антология искусства XX века: кубизма, футуризма, сюрреализма, конструктивизма, абстракционизма и концептуализма.

Уйдя из жизни в возрасте 98 лет, Луиза Буржуа осталась в истории искусства одним из самых влиятельных художников современности, ярой феминисткой и просто удивительно красивой старухой. Именно такой — хитрой, мудрой и прекрасной ведьмой — она и предстает на фотопортрете авторства Роберта Мэпплторпа, зажимая под мышкой огромный фаллос из латекса — свою работу «Девочка» (1968), с которой, по воспоминаниям Мэпплторпа, она так и пришла к нему в студию, словно с сумочкой Hermès.

8f3bff2883fa21f828e902be06b3ff90.jpg

https://theblueprint.ru/culture/louise

Документальный фильм о Луиз Буржуа 

 

8

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

burjua-960x683.jpeg

Луиз Буржуа (1911-2010) - франко-американская художница, скульптор, исследовавшая в своих работах тему телесности и сексуальности

1. Все проблемы родом из детства

"Каждый день ты должен либо отпустить свое прошлое, либо принять его. Те, кто не могут его принять, становятся скульпторами." Луиз Буржуа

Луиз Буржуа родилась в Париже, но ее детство прошло в небольших французских городах Шуази-лё-Руа и Антони (О-де-Сен). Семья будущей художницы держала мастерскую по реставрации гобеленов и считалась зажиточной и благополучной. Луиз вместе с сестрой и братом всячески помогала родителям.

bourgeois1.jpg

Однако за внешней идиллией скрывалась драма. Отец, придя с фронта, стал в открытую изменять жене. Его наиболее длительный роман был с гувернанткой Сэди Гордон, которая жила с ними около 10 лет и преподавала детям английский язык. Жозефина Буржуа закрывала глаза на неверность мужа. Луиз же, напротив, очень болезненно воспринимала происходящее. Она презирала отца и мечтала свернуть шею Сэди.

Спойлер

Добавлял масло в огонь деспотичный характер главы семейства. Луи изводил дочь придирками и всячески подчеркивал, что хотел бы иметь еще одного сына, нежели дочь.

"Во время обеденных разговоров, когда отец рассуждал, какой он добрый и замечательный, я брала белый хлеб, смачивала его и лепила фигурку отца. Когда фигурка была готова, я начинала отрезать ее руки и ноги ножом…" Луиз Буржуа

В 1918 году Жозефина заболевает испанским гриппом и после 14 лет безуспешного лечения умирает. Луиз, тяжело переживая смерть матери, начинает изучать геометрию и философию в Сорбонне. В поздних интервью художница отмечала, что геометрия давала уверенность в противовес мучительной эмоциональной путанице. Параллельно Буржуа посещает парижские художественные студии на Манмартре и Монпарнасе.

Отношения с отцом становятся более натянутыми. Луи не воспринимает дочь как серьезного художника и не упускает момента отпустить колкость в ее сторону.

В 1938 году Буржуа выходит замуж за Роберта Голдуотера, американского искусствоведа и будущего директора Музея первобытного искусства. Счастливые молодожены переезжают в Нью-Йорк. Голдуотер пленил художницу тем, что не был похож на отца. Он был степенным и рассудительным как Жозефина. Их союз был крепок и благополучен. Взрослая жизнь не принесла Луиз никаких потрясений. Она не знала бедности, у нее был верный любящий муж и трое детей: Мишель Оливье (усыновлен), Жан-Луи Тома и Ален Мэтью Клеман.

В 1951 году умирает отец, и Луиз вновь впадает в депрессию. Чтобы разобраться в своих чувствах, она начинает посещать психоаналитика, но даже 30 лет терапии не смогли примирить ее с прошлым.

"Люблю ли я своего отца? Нет, не люблю! Я так и не примирилась с ним…" Луиз Буржуа

 

2. Творчество
 

Луиз превратила детский травматический опыт в художественные произведения.

Паучиха — центровая фигура в работах Буржуа. Она служит образом любимой матери, ткавшей гобелены. Художница говорила: «Моим лучшим другом была моя мать, и она была осмотрительной, мудрой, терпеливой, заботливой, разумной, грациозной, утонченной, незаменимой, аккуратной и полезной, как паук». Яйца, прикрепленные к брюшку паука, — символ материнской ответственности.

spider-eggs.jpg

«Разрушение отца» — фантазия об акте отмщения. Луиз объясняла скульптуру следующим образом: «Меня пугало то, что за обеденным столом отец постоянно к нам придирался, рисуясь и раздуваясь. По мере того как он рисовался, мы уменьшались. Внезапно возникло ужасное напряжение — тут мы — мой брат, сестра и мать — схватили его, затащили на стол, оторвали ему руки, ноги, расчленили его на части… Избиение закончилось тем, что мы его съели».

%D0%A0%D0%B0%D0%B7%D1%80%D1%83%D1%88%D0%

«Клетка (Шуази)» — уменьшенная копия дома в Шуази-лё-Руа, где прошло детство Луиз. Нависшее над домом лезвие гильотины символизирует разрыв между прошлым и настоящим.

%D0%A8%D1%83%D0%B0%D0%B7%D0%B8.jpg

«Опасный проход» — инсталляция, повествующая о девушке, которая совершает ритуал прохождения различных фаз жизни. Перед зрителем разворачиваются сцены ее жизни: стульчики, парта и качели напоминают о детстве, кости животных в пластиковых сферах символизируют цикл жизни и смерти; электрический стул — вину и наказание. Здесь также присутствуют иглы и нити, отсылающие к образу матери Луиз Буржуа и семейной мастерской по реставрации гобеленов. Последняя комната со скульптурным изображением пары в процессе соития символизирует страх секса, который Буржуа отождествляла со смертью. Висящие стулья напоминают об ее отце, который хранил свою коллекцию стульев подвешенной к потолочным балкам на чердаке.

%D0%9E%D0%BF%D0%B0%D1%81%D0%BD%D1%8B%D0%

Сшитые из лоскутков ткани головы — символическое отражение переживаний Луиз Буржуа. Экспонаты сшиты из собственной одежды и постельных принадлежностей художницы.

head.jpg

«Внутри и снаружи» — обезглавленное мужское тело, застывшее в истерической дуге в окружении зеркал и зеркальных шаров. В этой работе Буржуа исследовала физическое проявление боли, страха и наслаждения.

%D0%92%D0%BD%D1%83%D1%82%D1%80%D0%B8-%D0

«Янус цветущий» — сплетенные воедино образы матери и отца, которые стали формирующим ядром ее противоречивой натуры. Скульптура носит имя двуликого бога из римской мифологии, который устремлен одновременно в прошлое и будущее. Луиз Буржуа назвала эту работу своим автопортретом.

%D0%AF%D0%BD%D1%83%D1%81-%D1%86%D0%B2%D0

"Она говорила, что её проблемы и травмы неизлечимы. Но искусство помогало ей чувствовать себя лучше. Давало поддержку, уверенность. Искусство было для неё психотерапией." Джерри Горовой, ассистент Луиз Буржуа

http://hello-freud.ru/9157

 

7

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Спасибо, Соня: я никогда не даже не слышал о Луиз Буржуа... А ее инсталляции -- это что-то!!

И -- да, я никакие обиды не забываю, а уж детские -- особенно!

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
9 минут назад, Сергей Греков сказал:

Спасибо, Соня: я никогда не даже не слышал о Луиз Буржуа... 

Я тоже не так давно о ней узнала. У нас проходит ее выставка. Прочитала отрицательный отзыв одной знакомой. Заинтересовалась. 

14 минут назад, Сергей Греков сказал:

... А ее инсталляции -- это что-то!!

Можешь ли ты сказать, что тебе понравилось?

Я вот как-то не могу для себя решить нравится или нет. Но интересно - однозначно! Не оставляет равнодушным. 

17 минут назад, Сергей Греков сказал:

И -- да, я никакие обиды не забываю, а уж детские -- особенно!

Кстати, народ очень осуждает ее за то, что она свои детские травмы "смакует". Я столько грязи начиталась в ее адрес.... 

 

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Очевидно, она была вполне органична и отвечала своей природе а не чужой. Обычно ведь советуют: забудь, прости! Для многих, наверное, это и есть наилучший способ расправится с такими травмами. Но не для всех... И каждому лучше решать такие проблемы в соответствии со своей природой, органикой.

Это как с поминками: обычно на них надо поплакать, сказать что-то прочувственное, потом напиться, а потом уж кто как: кто морды бьет, кто обиды ворошит, а кто и петь-плясать начинает (бывает и такое). Каждый сам выкарабкивается из горя, уж как умеет...

Со свадьбами, кстати, та же муйня.) 

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
8 минут назад, Сергей Греков сказал:

И каждому лучше решать такие проблемы в соответствии со своей природой, органикой.

Да, пожалуй. 

 

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
В 14.12.2017 в 21:38, Соня сказал:

она свои детские травмы "смакует". Я столько грязи начиталась в ее адрес.... 

 

Она не смакует, она не может их отпустить. Не каждый способен переступить и забыть. Не от зла в душе. А потому, что она именно такая. И она прекрасна, свою боль, трагедию (для кого-то это чепуха, а для неё трагедия)  выливает в интересных работах. Мне они не нравятся, но равнодушно мимо не пройти, цепляет, заставляет замереть в мыслях

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
1 минуту назад, Анастасия Адан сказал:

Она не смакует, она не может их отпустить. 

Настюш, "смакует" - не мое выражение. Я его подцепила в ФБ, когда отзывы читала. Там народ такое писал :bad:

7 минут назад, Анастасия Адан сказал:

. Не каждый способен переступить и забыть. Не от зла в душе. А потому, что она именно такая

Согласна. 

8 минут назад, Анастасия Адан сказал:

Мне они не нравятся, но равнодушно мимо не пройти, цепляет, заставляет замереть в мыслях

Вот. Мне тоже вроде так. 

 

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
2 minutes ago, Анастасия Адан said:

Она не смакует, она не может их отпустить. Не каждый способен переступить и забыть. Не от зла в душе. А потому, что она именно такая. И она прекрасна, свою боль, трагедию (для кого-то это чепуха, а для неё трагедия)  выливает в интересных работах. Мне они не нравятся, но равнодушно мимо не пройти, цепляет, заставляет замереть в мыслях

Мне вообще критерий "нравится" -- как раз "не нравится"!)) "Цепляет, ранит, торкает, заставляет сопереживать и задумываться" -- да! А "нравится" -- ну это про что-то приятное или вкусное, а искусство -- это не только и не столько "приятное", думаю.

Хотя если что-то оставляет равнодушным, то ведь тоже не приговор: ты был не в теме, не в себе, мильон причин пройти мимо. 

2

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
В 14.12.2017 в 22:17, Соня сказал:

Настюш, "смакует" - не мое выражение. Я его подцепила в ФБ, когда отзывы читала. Там народ такое писал

Я сообразила)  Но не люблю это слово, в основном, те, кто его пишет, не имеют представления о предмете обсуждения.

 

В 14.12.2017 в 22:20, Сергей Греков сказал:

 

Хотя если что-то оставляет равнодушным, то ведь тоже не приговор: ты был не в теме, не в себе, мильон причин пройти мимо. 

Да, часто одна и та же вещь в разное время иначе чувствуется. А искусство точно не про"нравится". Оно про нашего внутреннего человека, про его реакции на внешний раздражитель. Искусство про то, что поднимается в нас от соприкосновения с ним, про рождение мыслей и чувств. Увлеклась)  Сорри) 

2

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
4 минуты назад, Анастасия Адан сказал:

 Но не люблю это слово, 

Аналогично. Звучит осуждающе и уничижительно. 

 

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
2 часа назад, Сергей Греков сказал:

Мне вообще критерий "нравится" -- как раз "не нравится"!)) "Цепляет, ранит, торкает, заставляет сопереживать и задумываться" -- да! 

Согласна :good2:

2 часа назад, Сергей Греков сказал:

Хотя если что-то оставляет равнодушным, то ведь тоже не приговор: ты был не в теме, не в себе, мильон причин пройти мимо. 

Тоже не могу не согласиться) 

2 часа назад, Анастасия Адан сказал:

 Оно про нашего внутреннего человека, про его реакции на внешний раздражитель. Искусство про то, что поднимается в нас от соприкосновения с ним, про рождение мыслей и чувств. 

Ухты! Классно задвинула :clapping:

 

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Лучше занять руки своего "внутреннего обиженного ребёнка" творчеством, чем он будет ныть, не давая жизни ни тебе, ни окружающим!)

5 часов назад, Сергей Греков сказал:

А "нравится" -- ну это про что-то приятное или вкусное, а искусство -- это не только и не столько "приятное", думаю.

Меня очень привлёк образ матери-паучихи, такой ёмкий на самом деле.)

Действительно, о матери ведь не скажешь - "нравится"!)

1

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Обалдеть! Жуть-то какая! O.o :wacko2:

Колоссальная мощь в каждом посыле. Вызывает столько эмоций, страшных, неоднозначных. Одновременно восхищаешься и чувствуешь нестандартность этого восхищения. Восторг результатами сублимации и что-то невыразимо печально за причины, послужившие такой форме творчества. 

Мать-паучиха - это очень... величественно и в то же время рождает какой-то инстинктивный страх. И дело даже не в том, что Луиза выбрала именно такой образ,  а в его реализации. Таких пауков я видел только в фильмах ужасов.

Обезглавленный мужчина в клетке с зеркалами - это чистой воды хоррор. 

 

Мне нравится, что художники, скульпторы, фотографы и режиссеры порой вот так удивляют нас, раздвигают границы нормального, допустимого и доступного. Порой я чувствую в этом что-то неуловимо притягательное, словно когда-то очень давно это было твоим, но ты забыл и избавился от такого ради собственного спокойствия и стабильности. Такое искусство -  противоположность покою и бездейственному созерцанию. Такое искусство всегда будит в нас что-то глубинное, страхи или желания, закопанные мысли и забытые идеи, побуждает нас на действия, на движение, хотя бы только внутри. Или даже внутри нас.

 

Соня, спасибо большое за пост. Поразительно в прямом смысле!

 

В 15.12.2017 в 00:38, Соня сказал:

Кстати, народ очень осуждает ее за то, что она свои детские травмы "смакует". Я столько грязи начиталась в ее адрес.... 

А почему? Потому что этот самый народ не смог себе позволить такой роскоши, как "посмаковать" свои травмы и желания? Да, такая смелость далеко не у каждого найдется.

2

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
27 минут назад, Melech сказал:

Потому что этот самый народ не смог себе позволить такой роскоши, как "посмаковать" свои травмы и желания?

Или не в курсе, что такое вообще возможно ) 

Но мне кажется, что некоторые художники (а это группа художников, поэтов и писателей) считают, что искусство должно быть только красивым и правильным. Отсюда и такая реакция. 

33 минуты назад, Melech сказал:

Одновременно восхищаешься и чувствуешь нестандартность этого восхищения.

Пожалуй, да. Я когда первый раз увидела, то мечтала развидеть)))  Я не любител фильмой ужасов и тд. А потом поняла, что ЭТО уже не забыть и будет лучше для меня же, если я углублю знания. Благо, в наше время это несложно. 

40 минут назад, Melech сказал:

Мать-паучиха - это очень... величественно и в то же время рождает какой-то инстинктивный страх.

У нее все не просто так, всё имеет смысл:

Цитата

Луиза Буржуа создала свой особый символический словарь, в котором личный опыт и фантазии конкретизированы в выразительные образы.

Например, использование паука не является признаком арахнофобии(страх пауков), а свидетельствует об обертывающей и терпеливой матери.

Таким же образом, швейные иглы не являются агрессивными символами, а используются для обозначения восстановления потерь.

Дома изображены не как убежище, а в качестве камеры или клетки, где присутствует опасность потерять себя.

 

43 минуты назад, Melech сказал:

Порой я чувствую в этом что-то неуловимо притягательное, словно когда-то очень давно это было твоим, но ты забыл и избавился от такого ради собственного спокойствия и стабильности.

:clapping: 

1

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать учетную запись

Зарегистрируйте новую учётную запись в нашем сообществе. Это очень просто!


Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.


Войти

  • Обсуждаемые сейчас

  • Последние посетители   0 пользователей онлайн

    Ни одного зарегистрированного пользователя не просматривает данную страницу