• записей
    29
  • комментария
    192
  • просмотров
    14960

Эгоизм и альтруизм

Dante

2155 просмотров

В человеческом языке слова альтруист и эгоист получили оценочные ярлыки: альтруист — положительный, и эгоист — отрицательный. На культурном уровне сознания, мы считаем альтруистов полезными хорошими людьми, а эгоистов — плохими вредными людьми, хотя никакого оценочного смысла стратегии альтруизма и эгоизма не имеют.

Эгоизм и альтруизм — стратегии выживания, которые в общем случае предполагают способ разделение выгоды между участниками социума. Первая стратегия основывается на приоритете личных интересов, вторая стратегия — интересов социума. Ни одна из этих стратегий не может быть рассмотрена как «стратегия добра» либо «стратегия зла», так как каждая из них способна больше навредит, чем принести пользы в том, или ином случае.

 Изначально, кажется, что стратегия Эгоизма больше принадлежит животным, которые яростно борются за передачу своих генов в будущее. А вот человек — стоит якобы выше животных, и «ДОЛЖЕН» поступать «КАК ВЫСШЕЕ СУЩЕСТВО». Но на самом деле альтруизм вовсе не изобретение культуры и человека, уже очень давно он используется в природе для повышения шанса передачи генов, что обеспечивается «групповым отбором».

Однако поведение человека не может быть объяснено лишь групповым отбором, который заставляет нас, относится особым образом к родственникам и людям, которых мы считаем «родственниками», так как на него накладывается большой пласт культурных директив, моральных догм и личных психологических акцентов.

Поведение человека (при условии, что он психически здоров), всегда направлено на максимизацию личной выгоды. Можно подумать, что все люди в этом смысле являются «эгоистами». Однако, это ошибочное предположение. Достижение «максимальной выгоды», возможно различными путями. Например, вы можете отказаться в пользу коллеги от сладкого пирога, в надежде на то, что вас похвалят, либо ради того, чтобы получить «очки дружбы» от этого человека. Жертвуя малым, вы демонстрируете своё намерение быть другом, что в с большой вероятностью приведёт к ответной реакции.

Иначе говоря, альтруистическое поведение для человека не должно быть «жертвенным» относительно сознания, как и эгоистическое поведение — вместе, они направлены на получения той или иной выгоды. В случае альтруизма речь идёт косвенной выгоде, а в случае эгоизма — о прямой.

Существуют особенности, определяющие, какую стратегию будет выбирать тот или иной человек:

·        Заниженная эмпатия (приводит к проблемам в альтруистической стратегии)

·        Использование альтруизма для поднятия самооценки (неуважение к себе)

·        Комплекс вредного эгоизма: страх вести себя эгоистически

·        Инфантильность (отсутствие базовых механизмов, которые развивают альтруистическое поведение)

Заниженная эмпатия

У людей, которые не способы осознавать радость и выгоды другого человека, как свои собственные, намного меньше шансов применять альтруистическую стратегию. Причина в том, что человек способен столь же ярко (а иногда даже и ярче) воспринимать получение удовольствия другим человеком, как своё собственное. Навык эмпатия позволяет не только ощущать боль и страх другого человека, но и быть счастливым тогда, когда счастлив другой, а так же умножать собственное счастье, через осознание счастья другим человеком. Эмпатия является одним из важных оснований для альтруистического поведения, и разных его видов. Способность ассоциировать себя и другого человека, участвует в стратегии «покровительство», которое помимо удовольствия от контроля и силы, включает в себя удовольствие от чужого удовольствия. Заниженная эмпатия приводит к неспособности человека обретать выгоду от альтруистичных действий: «поделиться, помочь, отдать», и делает её бессмысленной.

Заниженная самооценка

Очень часто, люди, страдающие низкой самооценкой, по той или иной причине, пытаются поднять её или компенсировать при помощи альтруизма. И эта стратегия чаще всего идёт во вред интересам, и не приносит больше вреда, чем пользы. Как раз тот самый пример, когда альтруизм вовсе не является позитивным свойством.

В этом случае, человек использует альтруистические поведение — как манипуляцию, чтобы заставить другого человека сделать так или иначе, либо обратить на себя внимание. Однако он не может получить желаемый эффект, так как:

·        Он не получает удовольствие от своего акта альтруизма — и другие это подсознательно чувствуют, и не получают ответной волны: хорошее настроение — хорошее настроение.

·        Он расстраивается, если человек, которому была сделана услуга, не отреагировал, и люди запоминают эту отрицательную эмоцию, а поэтому его альтруизм связывается с негативом.

·         Он находится в хорошем настроении только тогда, когда всё внимание оказывается только ему, что побуждает других людей прекратить контакты с этим человеком.

Заниженная самооценка так же является причиной отсутствия эгоистичного поведения тогда, когда человек УВЕРЕН, ЧТО ОН НЕДОСТОЕН каких-то ресурсов. В этом случае альтруистическое поведение, которое часто выглядит как «ложная скромность» так же несёт негативную окраску, и наносит большой вред.

Комплекс вредного эгоизма

Страх вести себя эгоистическим способом не всегда связан с пониженной самооценкой, и может быть результатом особенностей воспитания человека и его внутренних взглядов. Человек, обладающий таким комплексом, запрещает себе и другим людям проявлять эгоизм, и считает такие проявление отсутствием культуры. Как и в случае с заниженной самооценкой, альтруистическое поведение такого человека носит «виртуальный» характер, и человек получает удовольствие не от эмпатических механизмов, а от того, что его поведение соответствует личным лекалам нормальности. Как и в предыдущем случае чаще всего такое альтруистическое поведение оказывается разрушительным.

Инфантильность

Отсутствие базовых навыков: таких как «способность откладывать удовольствие», приводит к невозможности применения альтруистической стратегии. Человек стремиться получить удовольствие здесь и сразу, что бывает невозможно при альтруистическом поведении, которое требует времени для получения удовольствия. В поведении таких людей вынуждено преобладает эгоизм, который часто несёт негативную окраску.


3


12 Комментариев


Как замечательно всё можно примерить на себя!
Кто автор?

0

Поделиться этим комментарием


Ссылка на комментарий
34 минуты назад, Stylist сказал:

Как замечательно всё можно примерить на себя!
Кто автор?

Раз автор не указан - это я :) 

0

Поделиться этим комментарием


Ссылка на комментарий
14 минут назад, Dante сказал:

Раз автор не указан - это я :) 

Дим, я твой авторский слог влет узнаю. Как и про улитку. Если догадываешься, почему, -- буду счастлива. Ибо очень хочется установить обратную связь :)

0

Поделиться этим комментарием


Ссылка на комментарий

Мне кажется, что, если мы поступаем альтруистично ради собственной выгоды, это по-прежнему эгоизм. Хотя, возможно, более разумный эгоизм, потому что в этом случае мы действительно можем получить выгоду, а также принесём пользу другим. Но реальный альтруизм -- это когда мы вообще не беспокоимся о своей выгоде. Возможно это или нет -- отдельный вопрос ;-)

То, что здоровый человек всегда эгоистичен -- не могу согласиться. Поскольку эгоизм приносит неудовлетворённость и беспокойство за свою драгоценную личность, я бы даже назвал его чем-то вроде болезни. Хотя мы вряд ли поймём это, изучая биологию, социологию или антропологию. Но наши беспокойства и проблемы -- это в первую очередь беспокойства и проблемы, связанные с излишней заботой о нашем дрегоценном "я".

В то же время, если человек не может позаботиться о себе, вряд ли он сможет позаботиться о других. Поэтому лучше сначала научиться быть нормальным эгоистом, а потом уже думать о чём-то большем. Так что я полностью согласен с тем, что ты написал в разделах "Заниженная эмпатия", "Заниженная самооценка" и "Инфантильность".

А что касается оценочного суждения, у каждого человека есть своя голова и каждый человек сам выносит свои оценочные суждения и выбирает, что считать объектом оценочного суждения или вопросом этики, а что не считать. Другими словами, что мы судим и даже осуждаем -- это личное дело каждого человека, это не универсально. Это по поводу первых двух твоих параграфов.

А вообще, имхо важная тема, классно, что ты написал.

0

Поделиться этим комментарием


Ссылка на комментарий
2 минуты назад, Мелифаро сказал:

То, что здоровый человек всегда эгоистичен -- не могу согласиться

Можно разобрать примеры альтруизма, которые якобы не имеют никакой личной выгоды, если они у тебя есть, и ты можешь обеспечить их полной информацией для анализа.

И хочу ещё раз обратить внимание, что в отличие от "аля психологов" (этот материал я написал как попытку противопоставления текстам типа http://litvak.me/statyi/article_post/lichnyy-interes-i-interes-dela), альтруистическое поведение с ненулевой суммой, не стоит называть эгоистическим, так как это противоречит определению.

Причём классическая этимология в русском заставляет отречься от смысла слова:

Цитата

предпочтение своих личных интересов общественным, интересам других людей, пренебрежение ими; себялюбие 

Такое определение делает термин эгоизм антинаучным, и запретным для использования в аналитических текстах, так как слово "себялюбие", в принципе имеет широкий ареал толкования. А первая часть определения размазывает его по тарелке таким образом, что пользоваться им вообще нельзя. 

Поэтому я склонен использовать чуть лучшее и чёткое определение эгоизма:

Цитата

Эгоизм -- поведение, связанное с односторонним накоплением жизненных преимуществ и направленное на максимальное повышение уровня собственной приспособленности; иначе говоря, «поведение выживания».

То есть эгоизм -- это выживание в одиночку. Да, не идеально, зато понятно любому обывателю. То есть, если ваши действия направлены только на получение пользы для самого себя, вы используете эгоистичную стратегию.

16 минут назад, Мелифаро сказал:

А что касается оценочного суждения, у каждого человека есть своя голова и каждый человек сам выносит свои оценочные суждения и выбирает, что считать объектом оценочного суждения или вопросом этики, а что не считать. Другими словами, что мы судим и даже осуждаем -- это личное дело каждого человека, это не универсально. Это по поводу первых двух твоих параграфов.

Суть первых двух параграфов состоит в акценте на искажённое восприятие слов, а не на формирование оценочного суждения. Я говорю о том, что делать оценочное суждение исходя только из стратегий поведения нельзя. А почему именно нельзя -- аргументирую ниже. И уж согласен ли с этим человек или нет -- конечно же личное дело :) 

20 минут назад, Мелифаро сказал:

Поскольку эгоизм приносит неудовлетворённость и беспокойство за свою драгоценную личность, я бы даже назвал его чем-то вроде болезни.

Я так понимаю речь идёт о том, когда человек делает что-то "для себя", но при этом понимает, что он якобы поступает не правильно, потому что ДОЛЖЕН делать иначе.

Если речь идёт об этом типе случаев, то тут неудовлетворённость и беспокойство приносит не эгоизм, а внутренний конфликт между ДОЛЖЕН и ДЕЛАЮ. И это следует рассматривать с другой стороны.

Скажем, если вдвоём отправились покупать одежду, и один воспользовался временем, усилиями и деньгами другого человека, который подарил мне нечто приятное и сам это же выбрал -- никакого беспокойства и неудовлетворения тут не будет, скорее эйфория и ощущение любви. А ведь это фирменный эгоизм :) 

0

Поделиться этим комментарием


Ссылка на комментарий
6 минут назад, Dante сказал:

Можно разобрать примеры альтруизма, которые якобы не имеют никакой личной выгоды, если они у тебя есть, и ты можешь обеспечить их полной информацией для анализа.

Вопрос в мотивации -- зачем мы это делаем. Мы делаем приятное другим, чтобы в конечном счёте получить что-то хорошее для себя? Или мы делаем приятное для других, чтобы им было хорошо. Действие может быть одним и тем же, мотивация разная, и разное настроение.

 

8 минут назад, Dante сказал:

Я так понимаю речь идёт о том, когда человек делает что-то "для себя", но при этом понимает, что он якобы поступает не правильно, потому что ДОЛЖЕН делать иначе.

Не, я имею в виду именно сам эгоизм. Почему мы злимся, жадничаем, ревнуем, беспокоимся и испытываем все остальные негативные эмоции? Потому что мы опасаемся за себя, за своё "я", или хотим выгоды для себя.

0

Поделиться этим комментарием


Ссылка на комментарий
2 минуты назад, Мелифаро сказал:

Вопрос в мотивации -- зачем мы это делаем. Мы делаем приятное другим, чтобы в конечном счёте получить что-то хорошее для себя? Или мы делаем приятное для других, чтобы им было хорошо. Действие может быть одним и тем же, мотивация разная, и разное настроение.

Эмпатия предусматривает получение выгоды от того, что другому человеку ХОРОШО. Это значит, что если я могу поднять кому-то настроение -- я автоматически поднимаю его самому себе. И да это альтруизм. Мы всегда делаем приятное для других, чтобы получить как минимум "виртуальные баллы". Причём они могут исходить как от нашего сознания, так и от осознания улучшения соц. связей.

Если ты имеешь ввиду случай "соседских пирожков". Логика: "Я дам пирожок соседу, чтобы он потом мне что-то дал", то это чуть другой случай, хотя на самом деле это тоже акт альтруизма. Но это ещё и ритуал социального взаимодействия.

Но... представить себе такой альтруизм, которые приносит ВРЕД, можно лишь у человека, у которого есть некое разделение психики (то есть рассогласованность) и внутренний конфликт. Более того, если человек совершая акт альтруизма беспокоится о выгоде, то это либо обманщик, либо манипулятор, либо тут что-то с головой :)

11 минут назад, Мелифаро сказал:

Не, я имею в виду именно сам эгоизм. Почему мы злимся, жадничаем, ревнуем, беспокоимся и испытываем все остальные негативные эмоции? Потому что мы опасаемся за себя, за своё "я", или хотим выгоды для себя.

Мы злимся жадничаем и ревнуем и прочее не обязательно из-за эгоизма. А волнение за "своё я" в принципе не может называться эгоизмом. Как я уже отметил в предыдущем комментарии -- это опасное использование этого термина, и его стоит избегать, так как он приводит к путанице и неопределенности.

Хотеть выгоды для себя -- так же не является эгоистическим поведением. Это желание сохранение жизни и качества жизни, а желание жить - это желание жить.

0

Поделиться этим комментарием


Ссылка на комментарий
28 минут назад, Dante сказал:

 Более того, если человек совершая акт альтруизма беспокоится о выгоде, то это либо обманщик, либо манипулятор, либо тут что-то с головой :)

Да, но ты сам выше написал: "Поведение человека (при условии, что он психически здоров), всегда направлено на максимизацию личной выгоды".

30 минут назад, Dante сказал:

Мы злимся жадничаем и ревнуем и прочее не обязательно из-за эгоизма. А волнение за "своё я" в принципе не может называться эгоизмом. Как я уже отметил в предыдущем комментарии -- это опасное использование этого термина, и его стоит избегать, так как он приводит к путанице и неопределенности.

Хотеть выгоды для себя -- так же не является эгоистическим поведением. Это желание сохранение жизни и качества жизни, а желание жить - это желание жить.

Это, конечно, вопрос терминологии, и ты прав, что слово "эгоизм" скользкое. Например, в английском "эгоизм" -- это в том числе крайняя степень себялюбия, то есть что-то действительно негативное. Возможно, в русском тоже.

https://www.merriam-webster.com/dictionary/egoism

0

Поделиться этим комментарием


Ссылка на комментарий
11 минут назад, Мелифаро сказал:

Да, но ты сам выше написал: "Поведение человека (при условии, что он психически здоров), всегда направлено на максимизацию личной выгоды".

Всё верно. ЛИЧНАЯ ВЫГОДА может включать себя ВЫГОДУ ГРУППЫ. Например:

Цитата

«Теория родственного отбора» Холдейна, который однажды сказал: «Я бы отдал жизнь за двух братьев или восьмерых кузенов»

То есть личная выгода состоит в том, чтобы передать свои гены, сохранив жизни своим родственникам. И если человеку приходится выбирать он или они, то они -- явно выгоднее.

Например, мне выгодно, чтобы мои соседи жили хорошо. В этом случае, они могут мне помочь, и маловероятно, что причинят мне вред. Личная выгода - в выгоде группы.

11 минут назад, Мелифаро сказал:

Например, в английском "эгоизм" -- это в том числе крайняя степень себялюбия, то есть что-то действительно негативное.

В целом и в русском это слово используется в том же контексте. Когда мы говорим: "Ну ты и эгоист", мы имеем ввиду, что человек игнорирует наши интересы. И так ясно, что он заботится о своих, но так как мы социальные существа, то такое поведение осуждается.

В этом и состоит причина негативной окраски этого слова. Язык -- это ведь зеркало культуры. И если мы считаем, что быть эгоистом вредно, то и слово получает этот оттенок. Обратите внимание на оттенок слов "дурак", "глупец", "идиот". :) Впрочем, это другая тема :) 

0

Поделиться этим комментарием


Ссылка на комментарий
4 минуты назад, Dante сказал:

В целом и в русском это слово используется в том же контексте. Когда мы говорим: "Ну ты и эгоист", мы имеем ввиду, что человек игнорирует наши интересы. И так ясно, что он заботится о своих, но так как мы социальные существа, то такое поведение осуждается.

В этом и состоит причина негативной окраски этого слова. Язык -- это ведь зеркало культуры. И если мы считаем, что быть эгоистом вредно, то и слово получает этот оттенок. Обратите внимание на оттенок слов "дурак", "глупец", "идиот". :) Впрочем, это другая тема :) 

Потому что в разговорном смысле "эгоизм" -- это чрезмерная озабоченность собой и своими интересами. Соответственно, это приносит беспокойство и считается неразумным. То есть важно различать, в каком смысле мы используем слово эгоизм -- в научном или в разговорном.

10 минут назад, Dante сказал:

Всё верно. ЛИЧНАЯ ВЫГОДА может включать себя ВЫГОДУ ГРУППЫ. Например:

То есть личная выгода состоит в том, чтобы передать свои гены, сохранив жизни своим родственникам. И если человеку приходится выбирать он или они, то они -- явно выгоднее.

Например, мне выгодно, чтобы мои соседи жили хорошо. В этом случае, они могут мне помочь, и маловероятно, что причинят мне вред. Личная выгода - в выгоде группы.

Личная выгода может включать в себя выгоду группы, но стремление к личной выгоде -- это по-прежнему эгоизм. Алтруизм -- это забота о чужой выгоде, даже если своей придётся пожертвовать. Например, когда мы отдаём часть своей прибыли другим, не ожидая ничего взамен и ничего взамен не получая.

0

Поделиться этим комментарием


Ссылка на комментарий
2 часа назад, Мелифаро сказал:

Алтруизм -- это забота о чужой выгоде, даже если своей придётся пожертвовать.

Собственно в этом и заключается вредная культурологическая мысль вирус. Эта статья и об этом :) 

0

Поделиться этим комментарием


Ссылка на комментарий

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать учетную запись

Зарегистрируйте новую учётную запись в нашем сообществе. Это очень просто!


Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.


Войти
  • Последние посетители   0 пользователей онлайн

    Ни одного зарегистрированного пользователя не просматривает данную страницу