Stylist

Существуют ли совместные женско-мужские монастыри?

5 posts in this topic

С 1150-х по причинам, которые я не могу удовлетворительно объяснить, произошел взрыв народной нетерпимости к гомосексуальным людям. Это также время жестоких выступлений против иудеев, мусульман и ведьм. Женщины вдруг начинают исключаться из структур власти, к которым раньше они имели доступ — так, они больше не могут посещать университеты, хотя раньше делали это. Закрываются совместные женско-мужские монастыри. Всех подозревают во всем. В 1180 году евреев изгоняют из Франции.

Джон Босуэлл. Церковь и гомосексуальность: историческая перспектива

7752e4a8049de60ea30a3a4dbbb83990.jpg

Мужчины и женщины в одном монастыре – это повседневная реальность монашеской общины Бозе, которая представляет собой отнюдь не единственную обитель такого рода. Здесь братья и сестры совместно молятся, трудятся и принимают паломников.

Основатель и приор общины Бозе отец Энцо Бьянки рассказывает, что вначале не было проекта совместной женско-мужской обители, но только идея монашеской жизни. Но вслед за первым монахом, пожелавшим вступить на этот путь, пришла женщина, глубоко убежденная в своем выборе. Таким образом, отец Энцо должен был как-то решить проблему. Он отправился в Турин к кардиналу Пеллегрино, который в тот момент занимался делами новообразованной общины, и кардинал ответил: «Ты ее не искал, ее прислал Сам Господь, так что нужно принять». Первые братья приняли новую монахиню, а чтобы она не оставалась одна, отец Энцо поехал в Граншамп (Швейцария), где находится протестантская монашеская община, и попросил прислать одну из их сестер. Сразу же настоятельница – сестра Минке Де Врие – ответила, что после молитвы она примет решение. На следующий день она отправила в Италию сестру Кристиан, которая оставалась в Бозе в течение года. Сестра была как бы предоставлена «в аренду», чтобы с самого начала единственная женщина общины не была изолирована, но имела свою «семью». Этот опыт подвигнул отца Энцо задумать монашескую общину Бозе как смешанную, состоящую из мужчин и женщин.

«Я сразу понял одну истину, — говорит отец Энцо. – Чтобы мужчины и женщины жили совместно, нужно не отрицать их различий. Это нужно для того, чтобы избежать разделений между женской и мужской ветвью. Вот почему с самого начала я решил, что у сестер будет своя настоятельница, чтобы не я напрямую ими руководил, — так и произошло».

Обе общины развивались вместе в соответствии с единым Уставом. Вместе совершается литургия, почти всегда трапеза тоже совместная, образ жизни – одинаков для всех. Так все начиналось, и казалось, что это «работает», говорит приор общины. Сразу же братья и сестры осознали совместное жительство как источник особых милостей. Так, рассказывает отец Энцо, монахи, которые вели себя как «медведи», должны были научиться деликатности, что «вовсе не означает быть более женственными, но более внимательными», более заботливыми друг с другом: раньше они жили как «одиночки», собравшиеся вместе, а с момента появления сестер стали настоящей братской общиной. Что касается женской ветви, то присутствие братьев было для монахинь стимулом к дисциплине, например, в отношении разговоров: они стали более сдержанны по сравнению  с «классическими» общинами сестер, заметил отец Энцо, «меньше говорили и было меньше соблазна болтать и шушукаться между собой». Эти две вещи свидетельствуют о том, что совместное жительство помогает расти.

«Что касается аффективного аспекта, — затронул Энцо Бьянки аспект, интересующий многих, — то мы, в духе должного распознавания, как взрослые люди, констатируем, что между братьями и сестрами не бывает влюбленности (как все думают). Это не проблема, и за сорок лет этого ни разу не произошло. Настоящая проблема заключается в той ране, которая существует между мужчинами и женщинами. Ведь у нас разная психология. Например, эти психологические различия и их последствия мы замечаем во время капитулов, когда нужно принимать решения. Необходимо привести их к гармонии, не аннулируя и не отрицая. Эта работа проводится день за днем.

Еще один аспект, который подчеркнул отец Энцо, заключается в подготовке кандидатов. Все проходят одну и ту же подготовку, без различий. Однако у женщин своя наставница новициата, а у мужчин – свой наставник, поскольку в индивидуальной монашеской подготовке только женщина может эффективно сопровождать женщину и мужчина — мужчину. Отец Бьянки отмечает также, что это связано и с аспектом целомудрия: женщина с большей легкостью подчиняется мужчине, а мужчина – женщине, и это «не содействует целомудренности, а идет против нее». Поэтому, например, приор никогда не выступает в роли духовника для женской общины. «Моя роль заключается в обеспечении единства двух ветвей, но я не имею никакого непосредственного общения с сестрами, чтобы избежать проекций и ревности. Женщины должны слушаться женщину, а мужчины – мужчину: это вопрос целомудрия».

«Богатство женского и мужского присутствия необходимо научиться видеть, — отмечает брат Гоффредо, помощник Энцо Бьянки. – Так мы становимся более человечными, ведь обычная жизнь состоит из мужчин и женщин, поэтому истинный путь гуманизации совершается, когда мужчины и женщины вместе идут по пути различий и инаковости. Различия не должны пугать, — они помогают и обогащают».

Источник

6

Share this post


Link to post
15 часов назад, Stylist сказал:

С 1150-х по причинам, которые я не могу удовлетворительно объяснить, произошел взрыв народной нетерпимости к гомосексуальным людям. Это также время жестоких выступлений против иудеев, мусульман и ведьм. Женщины вдруг начинают исключаться из структур власти, к которым раньше они имели доступ — так, они больше не могут посещать университеты, хотя раньше делали это. Закрываются совместные женско-мужские монастыри. Всех подозревают во всем. В 1180 году евреев изгоняют из Франции.

Ну, чтобы это объяснить, достаточно посмотреть, какие события, способные оказать влияние на всю Европу, произошли в 1-й половине XII века.
Этих событий было 2: завершение борьбы за инвеституру между папством и Священной Римской Империей (1122 г.) и 2-й Крестовый поход (1147-1149). Второе событие вполне объясняет всплеск жестокости против мусульман и иудеев. А в целом к середине XII века конфликт между светской и церковной властью сошел на нет, вследствие чего обе стороны занялись наведением порядка - в том виде, в котором он представлялся с т.з. господствовавшей на тот момент религиозной идеологии. Опять же, Вормсский конкордат имел компромиссное значение, что вынуждало пап и германских императоров бороться с любым проявлением инакомыслия и отступлений от установленного порядка - для укрепления собственной власти.

2

Share this post


Link to post

.......Что касается аффективного аспекта, — затронул Энцо Бьянки аспект, интересующий многих, — то мы, в духе должного распознавания, как взрослые люди, констатируем, что между братьями и сестрами не бывает влюбленности (как все думают). Это не проблема, и за сорок лет этого ни разу не произошло.....

 

Что то кажется мне, лукавил Энцо Бьянки . Когда говорил по поводу этого самого аффективного аспекта.За сорок лет  этого не разу не произошло...... Как то не верится.

В монастырь люди уходили и уходят  для того,что бы усмирять свой дух и плоть. А когда каждый день  рядом живут и общаются и мужчины и женщины, то хочешь не хочешь,но плоть даст о себе знать. 

 

2

Share this post


Link to post

Дааа) "Есть многое на свете, друг Горацио, что и не снилось нашим мудрецам"

2

Share this post


Link to post
В 26.11.2020 в 17:58, Stylist сказал:

С 1150-х по причинам, которые я не могу удовлетворительно объяснить, произошел взрыв народной нетерпимости к гомосексуальным людям. Это также время жестоких выступлений против иудеев, мусульман и ведьм. Женщины вдруг начинают исключаться из структур власти, к которым раньше они имели доступ — так, они больше не могут посещать университеты, хотя раньше делали это. Закрываются совместные женско-мужские монастыри. Всех подозревают во всем. В 1180 году евреев изгоняют из Франции.

Ну так, добро пожаловать в "Высокое средневековье". Но не стал бы прям драматизировать по поводу какой-то удивительной "народной нетерпимости". Причем тут структуры власти и посещение университетов - я тоже не очень понял. Все эти процессы, как я понимаю, связаны с усилением власти католической церкви и вообще развитием самого средневекового общества. При этом, в деревнях люди как жили, так и жили. Все эти "народные нетерпимости" касались в первую очередь очень немногочисленного городского населения и знати. 

Что касается "совместных монастырей" - то, кажется, у нас, на Руси, их отродясь не водилось, а вот монахи могли вполне жить и не в периметре монастырских стен, а на обычной городской усадьбе. 

1

Share this post


Link to post

Create an account or sign in to comment

You need to be a member in order to leave a comment

Create an account

Sign up for a new account in our community. It's easy!


Register a new account

Sign in

Already have an account? Sign in here.


Sign In Now