Dante

Искусство эмоций (впечатления о фильмах Маяк и Часы)

12 posts in this topic

На прошлой неделе посмотрели фильмы: Часы и Маяк. 

Сразу спойлер: в маяке на фото тот самый самый красивый мужчина мира :) Роберт Паттисон, ну и один из самых харизматичных актёров - Уиллем Дефо.

У меня есть правило смотреть все фильмы с Уиллемом Дефо, потому что только от его вида я впадаю в экзистенциальный кайф.

Как так случилось, что эти две картины упали на одну тему? Что между ними общего? В первой: семейная драма. Во второй: триллер, снятый как оммаж к кинопродукции начала 20ого века. 

Обе картины объединяет высокий уровень исполнения. Перед нами искусство, настоящее, в которое вложено мастерство, и не просто для вида, а для достижения заданного эффекта. И эффект успешно получен.

Третье общее: обе картины лишены событийного смысла. То есть, сюжет в этих полотнах не имеет цели показать зрителю какой-то смысл, мораль или вывод, что характерно для арт-хаусного кино или для скажем кино, которое не каждый зритель захочет смотреть из-за того, что так "делать не положено".

Цель здесь  другая: заставить вас почувствовать то, что чувствует автор, где чувство может вообще не имеет чёткого словесного аналога. Я бы сравнил это с эффектом романа сто лет одиночества, где сюжет так же не имеет смысла.

Это объясняет почему в фильме Часы время не бежит линейно, а перемещается с точки зрения логики ощущений. Часы начинаются с того, что вам дают понять ключевое первичное состояние: состояние смерти. Состояние бессмысленности и боли жизни. Именно с этой эмоции и начинается фильм. При этом вы не знаете героев, не знаете обстоятельств, и вообщем-то не сочувствуете. И не должны. Это знакомство. 

И дальше вы должны ощутить то, что находится на поверхности жизни героев: умиротворение. Внешнее, обманчивое, лживое умиротворение и даже... счастье. Эти чувства показываются во всех мирах повествования параллельно: она покупает цветы, она хочет готовить торт, она говорит с мужем. Это прелюдия по имени: ложное счастье.

Второй этап. Теперь вы должны ощутить дискомфорт. Будь то разговор со служанкой, или беседа со старым другом или испорченный пирог. Какая-то мелкая неприятность, которая вроде как и не важная. Но... она что-то сковыривает у вас в душе. Какой-то скрытый нарыв.

Третий этап. Разговор по душам. К вам приходит знакомая, и говорит, что умирает. Или, нежданный гость, который связан с прошлым или... любовница?

Результатом этого станет кульминация: признание. Признание в крахе в нереальности собственной жизни. И это не столько слова, сколько чистое ощущение, которое позже будет раскрыто как расстроенный ребёнок или выброшенные омары или... свобода для человека, который задержался.

2

Share this post


Link to post
Share on other sites

Я смотрела фильм "Часы" несколько раз. Последний раз, наверное, лет пять назад, а может больше. 

9 часов назад, Dante сказал:

Цель здесь  другая: заставить вас почувствовать то, что чувствует автор, где чувство может вообще не имеет чёткого словесного аналога.

Да, наверное, именно поэтому мне так нравится этот фильм.

9 часов назад, Dante сказал:

 Часы начинаются с того, что вам дают понять ключевое первичное состояние: состояние смерти. И дальше вы должны ощутить то, что находится на поверхности жизни героев: умиротворение.  Второй этап. Теперь вы должны ощутить дискомфорт.  Третий этап. Разговор по душам.

 У меня впечатления складывались не совсем так. Ни в какой момент фильма я не ощущала умиротворения. Писательница испытывает к мужу искреннюю привязанность, как и он к ней. Но она знает о своем недовольстве жизнью, о своей болезни, и не скрывает от себя самой эти чувства. То же можно сказать и о других героинях. Они стараются в какой-то момент отвернуться от этих переживаний, но у них  это плохо получается. Поэтому и разговор по душам, и признание, и разрешение ситуаций не является неожиданностью. С самого начала фильма чего-то такого и ожидаешь, потому что иначе и быть не могло.

9 часов назад, Dante сказал:

 Признание в крахе в нереальности собственной жизни.

Я бы отнесла это к писателю, который умирает от спида.  О Лоре Браун я бы так не сказала. Мы не знаем, как она прожила свою жизнь после того, как оставила семью. Да и по отношению к Клариссе Вон этого сказать нельзя. Чувство нереализованных возможностей, да, есть. Но это не означает, что жизнь бессмысленна и нереальна. И она в конце фильма тоже, как мне кажется, это чувствует. 

Из троих героинь мне понятнее и ближе всех была Лора Браун. Ей я сочувствовала больше других. И почему она однажды села в автобус и уехала я тоже понимаю. Ну, или могу сказать что у меня в аналогичной ситуации тоже возникло бы такое желание.

 

Edited by Lara
1

Share this post


Link to post
Share on other sites
2 часа назад, Lara сказал:

Я бы отнесла это к писателю, который умирает от спида.

Про писателя сказать такое не получиться, потому что в отличие от Клариссы он хорошо понимает зачем живёт: ради её спокойствия. В этой картине он единственный, кто не находится во власти иллюзий. А своей смертью он разбивает мираж.

2 часа назад, Lara сказал:

Но это не означает, что жизнь бессмысленна и нереальна.

Бессмысленность жизни тут -- это ложное целепологание, когда Кларисса живёт ради вымышленной цели. Именно это ложное целепологание и отравляет её реальность

В случае Вирджинии Вульф это не столько болезнь, сколько невозможность быть вместе с той, с кем она хочет быть. Поэтому её жизнь бессмысленна. Аналогичная ситуация и у Лоры Браун похоже проблемы те же. 

2 часа назад, Lara сказал:

Из троих героинь мне понятнее и ближе всех была Лора Браун. Ей я сочувствовала больше других. И почему она однажды села в автобус и уехала я тоже понимаю. Ну, или могу сказать что у меня в аналогичной ситуации тоже возникло бы такое желание.

Фильм построен таким образом, что проблемы всех трёх героинь и судьбы подобны. В этом основная мысль книги и автора. Они страдают от того, что не могут реализовать желаемое. И казалось бы, у Вирджинии Вульф есть всё, но этого мало, потому что она лишена любви. 

1

Share this post


Link to post
Share on other sites
29 минут назад, Dante сказал:

Про писателя сказать такое не получиться, потому что в отличие от Клариссы он хорошо понимает зачем живёт: ради её спокойствия. В этой картине он единственный, кто не находится во власти иллюзий. А своей смертью он разбивает мираж.

Я про него толком не помню. Надо пересмотреть.

30 минут назад, Dante сказал:

 

Бессмысленность жизни тут -- это ложное целепологание, когда Кларисса живёт ради вымышленной цели. Именно это ложное целепологание и отравляет её реальность

Я бы сказала, что это иллюзии, которые сильно могут отравить реальность. Она и переживает крах иллюзий в конце. На мой взгляд, это хорошо. Это как вскрыть нарыв. В итоге можно посмотреть на ситуацию совершенно иначе.

32 минуты назад, Dante сказал:

В случае Вирджинии Вульф это не столько болезнь, сколько невозможность быть вместе с той, с кем она хочет быть.

Нет, мне так не казалось. Невозможность быть с той, с кем она хочет, это одна из проблем, далеко не самая важная. Причина ее ухода гораздо сложнее. Она в большей степени связана с болезнью, с отношением к творчеству, к жизни в целом.

35 минут назад, Dante сказал:

 Аналогичная ситуация и у Лоры Браун похоже проблемы те же.

Проблема Лоры Браун в том, что она оказалась в ситуации постоянного эмоционального принуждения. И внешне и внутренне. Это отличает ее от других героинь. И она разрешила эту ситуацию, как смогла, перечеркнув свою прежнюю жизнь. То, что на не могла быть с любимой, это, что называется, до кучи.

1

Share this post


Link to post
Share on other sites
15 минут назад, Lara сказал:

Я про него толком не помню. Надо пересмотреть.

Да, это очень важный момент. Он не просто умирает, но ещё и умирает как бы в рассказе Вульф. И когда муж Вирджинии спрашивает: ну вот зачем тебе кого-то убивать, она отвечает: ... . И это пожалуй единственный смысловой момент в картине.

15 минут назад, Lara сказал:

Нет, мне так не казалось. Невозможность быть с той, с кем она хочет, это одна из проблем, далеко не самая важная.

История Вирджинии Вульф сама по себе запутанная. Но если забыть о том, что в фильме не показано, а помнить только о том, что в фильме показано, то выходит именно так.

15 минут назад, Lara сказал:

Она в большей степени связана с болезнью, с отношением к творчеству, к жизни в целом.

В фильме Вирджиния спрашивает у своей любовницы: "Ну что, как по твоему я уже не больна?" Так же стоит посмотреть диалог между мужем и Вирджинией на вокзале. В нём хорошо видна мысль о том, что болезнь является подложной, и что дело не в ней.

А, на самом деле тут нужно понимать откуда ветер дует, по одной из версий Вирджиния не страдала от психического заболевания, а книгу написал гей. 2 + 2 = не сложно догадаться какую версию выбрал автор. А если сюда наложит его личный опыт и наблюдения, то самым вероятным станет только один вариант.

15 минут назад, Lara сказал:

Это отличает ее от других героинь.

Отличает? :) Или сближает? А разве все другие героини не оказываются в ситуации принуждения? А разве именно не поэтому они так хотят освободиться? И не находя выхода, решают умереть? Ведь именно постоянное принуждение превращает их жизнь в тюрьму.

0

Share this post


Link to post
Share on other sites
4 минуты назад, Dante сказал:

Да, это очень важный момент. Он не просто умирает, но ещё и умирает как бы в рассказе Вульф. И когда муж Вирджинии спрашивает: ну вот зачем тебе кого-то убивать, она отвечает: ... . И это пожалуй единственный смысловой момент в картине.

История Вирджинии Вульф сама по себе запутанная. Но если забыть о том, что в фильме не показано, а помнить только о том, что в фильме показано, то выходит именно так.

 

В фильме я не это увидела. Но действительно надо пересмотреть, я уже плохо помню.

5 минут назад, Dante сказал:

А, на самом деле тут нужно понимать откуда ветер дует, по одной из версий Вирджиния не страдала от психического заболевания, а книгу написал гей. 2 + 2 = не сложно догадаться какую версию выбрал автор. А если сюда наложит его личный опыт и наблюдения, то самым вероятным станет только один вариант.

Вот это не поняла.

6 минут назад, Dante сказал:

Отличает? :) Или сближает? А разве все другие героини не оказываются в ситуации принуждения? А разве именно не поэтому они так хотят освободиться? И не находя выхода, решают умереть? Ведь именно постоянное принуждение превращает их жизнь в тюрьму.

Отличает. Нереализованные желания и  эмоциональное принуждение - это разные вещи. Одно дело хотеть чего-то и не получать этого.  Это не настолько страшно, даже если человек из-за этого страдает. Так страдали Вирджиния и Кларисса. Страшно, когда приходится изображать, что ты хочешь совсем другого, да еще и себя убеждать, что это так. Эта ситуация была у Лоры Браун.

0

Share this post


Link to post
Share on other sites
8 минут назад, Lara сказал:

Вот это не поняла.

По одной из версий биографии Вульф, её проблемы психического плана были преувеличены. Это значит, что истинные причины её смерти уже не были связаны с самой болезнью.

8 минут назад, Lara сказал:

Эта ситуация была у Лоры Браун.

Ясно. Но я особой разницы не вижу, потому как что Вирджиния Вульф ИЗОБРАЖАЛА из себя жену, что Кларисса ИЗОБРАЖАЛА, что смысл её жизни есть, что Лора Браун ИЗОБРАЖАЛА. Они втроём что-то изображали, а причиной этого служили как раз нереализованные желания, которые были в том числе и у Лоры Браун. Хочу напомнить, что Лора Браун почти что соблазняет свою подругу, которая умирает от рака. В фильме больше не показано ничего из их взаимодействия, но по аналогии можно дорисовать суть.

  1. Вирджиния живёт с мужем, которого не любит, а любит...
  2. Лора Браун живёт с мужем, которого не любит, а может быть любит или хочет совершенно другого
  3. Кларрисса живёт с женой, которую не любит
0

Share this post


Link to post
Share on other sites
8 минут назад, Dante сказал:

По одной из версий биографии Вульф, её проблемы психического плана были преувеличены. Это значит, что истинные причины её смерти уже не были связаны с самой болезнью.

Понятно. Пересмотрю на днях, разберусь.

9 минут назад, Dante сказал:
  1. Вирджиния живёт с мужем, которого не любит, а любит...

В фильме не показано, что Вирджиния что-то изображала. Она как раз любит своего мужа, потому что имеет возможность отдавать ему только то, что хочет. И более этого он не требует. То есть, она свободна в своих реакциях. Он ее понимает, она ему благодарна.

13 минут назад, Dante сказал:

Лора Браун живёт с мужем, которого не любит, а может быть любит или хочет совершенно другого

Здесь совсем другая ситуация. Она оказалась замужем за мужчиной, который не подошел бы ей даже в качестве случайного знакомого, а не то, что супруга. Плюс общественное давление. Я помню, что ее история начинается с того, что показан дом, в котором она  живет. Маленький, аккуратный, картонный домик, в котором дышать невозможно. Да еще она и сама себя заставляет печь торты, возиться с детьми и т.д. То есть принуждает себя к той внутренней жизни, которой она не хочет.

20 минут назад, Dante сказал:

Кларрисса живёт с женой, которую не любит

Кларисса хотя бы имеет возможность честно сказать об этом себе  и другому человеку, который ее понял. К тому же у нее есть нежно любимая дочь, которая отвечает ей взаимностью.

0

Share this post


Link to post
Share on other sites
8 минут назад, Lara сказал:

В фильме не показано, что Вирджиния что-то изображала.

И для этого она нарочно посылает в Лондон кухарку, чтобы та не видела её вместе с любовницей? И поэтому ей постоянно мешают все эти дети её знакомой?

8 минут назад, Lara сказал:

Она как раз любит своего мужа,

Слово любит в русском языке очень растяжимое. Ну да, она его конечно любит... как друга, как человека, который всегда был вместе с ней. Но это совсем не та любовь.

8 минут назад, Lara сказал:

Она оказалась замужем за мужчиной, который не подошел бы ей даже в качестве случайного знакомого, а не то, что супруга.

Оба мужа (что у Вирджинии, что у Лоры) любят своих жён искренне. Оба пытаются им в силу своих соображений помогать. Почему один из них по твоему мнению подошёл, а другой нет? Отсутствие интересов? Ну, это не такое уже большое отличие. Ведь главная суть в том, что эти мужья им не нужны обеим.

8 минут назад, Lara сказал:

Кларисса хотя бы имеет возможность честно сказать об этом себе

Да, безусловно имеет такую возможность в отличие от двух других героинь, но не использует. И это отличает её случай от двух других, но не кардинальным образом. Все три женщины являются пленницами:

  1. Вирджиния пленница брака
  2. Лора пленница социального мнения (а у ней есть сын и что? она его бросает)
  3. Кларисса пленница своих же мыслей
0

Share this post


Link to post
Share on other sites
8 минут назад, Dante сказал:

И для этого она нарочно посылает в Лондон кухарку, чтобы та не видела её вместе с любовницей? И поэтому ей постоянно мешают все эти дети её знакомой?

Кухарку она отправила в Лондон, потому что той не фиг было гадости про хозяйку говорить). Ну мешают и дальше что? Любому человеку в жизни всегда что-нибудь, да мешает. Это же не связано с жестоким насилием над собой.

10 минут назад, Dante сказал:

 

Слово любит в русском языке очень растяжимое. Ну да, она его конечно любит... как друга, как человека, который всегда был вместе с ней. Но это совсем не та любовь.

Ну и что? Та или не та, но это любовь. И Вирджиния это понимает и ценит. Я уже не помню точно, но ее последние слова по-моему как раз к мужу были обращены.

12 минут назад, Dante сказал:

Оба мужа (что у Вирджинии, что у Лоры) любят своих жён искренне. Оба пытаются им в силу своих соображений помогать.

Нет, муж Лоры ее как раз не любит. Он ведь искренне верит, что у них все прекрасно. Это при том, что рядом с ним насквозь несчастная женщина. Это что за любовь такая? Нет, он любит свою фантазию, а реальная Лора ему не нужна. Отсюда и трагедия. Если Вирджиния чувствует себя несчастной, то она честно об этом говорит и он пытается ее понять. Но Лора даже попыток таких не делает, видимо знает, что это смысла не имеет. И она уходит в единственное место, где может быть собой. В номер отеля.

17 минут назад, Dante сказал:

Да, безусловно имеет такую возможность в отличие от двух других героинь, но не использует. И это отличает её случай от двух других, но не кардинальным образом.

Почему, она ее использует. Она же говорит об этом, очень открыто и честно. Просто она не сразу это признает. Но потрясение в связи с близкой смертью любимого человека заставляет ее это осознать.

 

Вообще со стороны может показаться, что мы какой-то мексиканский сериал обсуждаем)). Любит/не любит, кухарки, дети, любовницы...))

 

0

Share this post


Link to post
Share on other sites
Только что, Lara сказал:

Ну и что? Та или не та, но это любовь.

Видимо для неё это имело значение.

1 минуту назад, Lara сказал:

Я уже не помню точно, но ее последние слова по-моему как раз к мужу были обращены.

И это были слова к другу, но не к человеку, которого любят.

2 минуты назад, Lara сказал:

Нет, муж Лоры ее как раз не любит. Он ведь искренне верит, что у них все прекрасно. Это при том, что рядом с ним насквозь несчастная женщина. Это что за любовь такая? Нет, он любит свою фантазию, а реальная Лора ему не нужна.

Ну таким образом можно обвинить всех в этой картине. Они все почти обманываются. Выходят раз они обманываются они не любят? Думаю это преувеличение.

3 минуты назад, Lara сказал:

Почему, она ее использует. Она же говорит об этом, очень открыто и честно. Просто она не сразу это признает. Но потрясение в связи с близкой смертью любимого человека заставляет ее это осознать.

Она её не использует в течении многих лет. Отличие Клариссы от двух остальных героинь в том, что её смерть таится в смерти другого человека.

0

Share this post


Link to post
Share on other sites
3 минуты назад, Dante сказал:

 

И это были слова к другу, но не к человеку, которого любят.

Чтобы сказать человеку "Между нами часы", надо любить его очень сильно.

4 минуты назад, Dante сказал:

Видимо для неё это имело значение.

Наверное. Просто, думая о ней, у меня не складывается впечатление, что только этот факт мог бы толкнуть ее на самоубийство.

5 минут назад, Dante сказал:

Ну таким образом можно обвинить всех в этой картине. Они все почти обманываются. Выходят раз они обманываются они не любят? Думаю это преувеличение.

Тут все дело в степени и в желании обманываться. Кто-то пытается понять того, кто рядом. А кто-то просто не хочет этого делать.

7 минут назад, Dante сказал:

Она её не использует в течении многих лет. Отличие Клариссы от двух остальных героинь в том, что её смерть таится в смерти другого человека.

Ну так иллюзии могут много лет держать человека в плену. Я бы сказала, что в его смерти таилась ее жизнь, раз уж она смогла отпустить их.

0

Share this post


Link to post
Share on other sites

Create an account or sign in to comment

You need to be a member in order to leave a comment

Create an account

Sign up for a new account in our community. It's easy!


Register a new account

Sign in

Already have an account? Sign in here.


Sign In Now