Sokol

Какой же русский, или - не видно ни зги

В теме 9 сообщений

"Какой же русский не любит быстрой езды?"  Вспомнился очень древний ответ на этот вопрос команды КВН ДГУ: "Тот, на котором ездят")))

Спасибо, Свет! Это действительно потрясающе красиво, особенно зимой. А если пустят подержать поводья, когда тройка, кажется, почти летит - непередаваемые ощущения))) И, конечно, сами лошади... Здесь все: и грация, и мощь, и очарование... И какой метафоричный образ)

Цитата

Я пригвождён к трактирной стойке.
Я пьян давно. Мне всё - равно.
Вон счастие моё - на тройке
В сребристый дым унесено...

Летит на тройке, потонуло
В снегу времён, в дали веков...
И только душу захлестнуло
Сребристой мглой из-под подков...

В глухую темень искры мечет,
От искр всю ночь, всю ночь светло...
Бубенчик под дугой лепечет
О том, что счастие прошло...

И только сбруя золотая
Всю ночь видна... Всю ночь слышна...
А ты, душа... душа глухая...
Пьяным пьяна... пьяным пьяна...

 

Изменено пользователем Olya
4

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Вот это да! Света, великолепная статья!!! 

Я всего этого не знал, и про то, что тройка - уникальное в своем роде транспортное средство, и про его большую скорость, а про особенности упряжки лошадей - тем более.

А самое главное))) Так вот откуда взялось выражение "не зги не видно"!)) 

Ваай))) :kiss3: :clapping::good2: Спасибо за знания :) 

1

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Да, очень интересно! :clapping:

Помнится давно где то читала, именно про уникальность тройки и про то, что в Европе традиционные парные (пара, четверка, шестерка), но вроде как КПД у нашей тройки (в расчете на одну л.с. было повыше) 

Да и вообще и особая порода, и уникальная упряжь и все это достойно без шуток называться "культурным наследием" как мне кажется!))

Спасибо, Света!!!

 

1

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Цитата

История.

Несмотря на то, что тема выкладывается в историческом разделе, с ней сложно. Точных данных не найдено, вся информация крайне обтекаема и сомнительна при сравнении. Посему, не рискну я говорить о возникновении русской тройки. Ни о времени, ни о людях, обладавших такой инженерной мыслью, что сумели создать идеальный и до сих пор неповторимых вариант передвижения. 

Историки говорят, что возникла она в начале XVIII века, когда троечная упряжь стала применяться царской курьерской службой. Откуда возникла и кем была разработана - молчат))
Другой вариант, повествует о том, что тройка была позаимствована государственными службами из тайных «лошадиных» культов, посвященных Илье Пророку, которые испокон веков практиковались в некоторых местностях Севера Руси. В поддержку этой версии, вроде как, выступает факт оформления упряжи и особенно - дуги, которая часто расписывалась золотом, что символизировало молнию - на которых вознёсся Илья Пророк. Что правда, что нет и есть ли она, вообще, в предоставленных данных - не понятно, к сожалению. Велика Русь! Не всю историю сумела сохранить...

Одно понятно точно. Аналогов у тройки нет и взяться неоткуда, а корни у неё чисто русские. 

Рискну предположить, что инженерная мысль тройки возникла не в один день, как такое часто бывает. Что-то придумано сейчас в одном месте, что-то через сто лет в другом. И в итоге мы могли получить готовую тройку к XVIII веку.

Связь с Ильёй Пророком считаю маловероятной, ибо к коням он отношения никогда не имел. Как и к молниям, вообще говоря. Да и с чего бы православному святому иметь тайные культы? Часто Ильёй Пророком называли языческого Перуна. Сразу после установления христианства так было принято. Старых богов упоминать было нельзя, вот их культы и жили под новыми официальными именами. Тем более на севере, где язычество продержалось дольше всего. Именно он связан и с молнией, и с небом, и с воинской дружиной. И именно его, как покровителя, чествуют ВДВ 2 августа, называя пророком Ильёй. Но и Перун к коням никакого отношения не имеет...)

2

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
4 часа назад, Olya сказал:

А если пустят подержать поводья, когда тройка, кажется, почти летит - непередаваемые ощущения)))

Снег из-под копыт в физиономию на скорости 50 км/час меня впечатляет гораздо больше, если честно))))))))) 

А если серьёзно - конечно. И грация и эстетика и живая, неоспоримая мощь - это всегда вызывает сильные ощущения. 

4 часа назад, Melech сказал:

Я всего этого не знал, и про то, что тройка - уникальное в своем роде транспортное средство, и про его большую скорость, а про особенности упряжки лошадей - тем более.

Я откуда-то знала, но тоже не всё. Постепенно дополнялись знания, а тут, что-то возникла идея ими поделиться, ну и сетка - как же с ней легко и просто компоновать и пополнять имеющиеся пробелы!

4 часа назад, Melech сказал:

А самое главное))) Так вот откуда взялось выражение "не зги не видно"!)) 

А вот это и для меня - новое и незнакомое)) Но тем не менее - вот так)

4 часа назад, Melech сказал:

Спасибо за знания

Не мне, Дань, точно)

4 часа назад, Любопытная сказал:

Да и вообще и особая порода, и уникальная упряжь и все это достойно без шуток называться "культурным наследием" как мне кажется!))

Согласна, Кать, целиком и полностью! Оно и есть. Почти утерянное, почти умершее, но всё же восстановленное, вернувшееся, с сохранённой породой рысаков и правильным запрягом. Наследие и если честно - гордость - наше!))

4 часа назад, Любопытная сказал:

Спасибо, Света!!!

Рада если интересно было! Не за что)

1 час назад, Кир Aquarius сказал:

Рискну предположить, что инженерная мысль тройки возникла не в один день, как такое часто бывает. Что-то придумано сейчас в одном месте, что-то через сто лет в другом. И в итоге мы могли получить готовую тройку к XVIII веку.

Склонна согласиться, Кир, скорее всего так и было. Какой-нибудь крепостной конюх, а может и обычный крестьянин долго и упорно смотрел на хомут, пока не появилась идея оглобельно-дуговой запряжки, которая как и тройка, является чисто русской. 

Велик вариант, что идее тройки гораздо больше лет, чем её существованию. 

С Перуном согласна, с одной стороны, с другой надо залезть, почитать, потому что откуда-то колесница есть в памяти, но вспомнить не могу. Может и история Древней Греции в мозгах крутится, не исключено)))

1

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Света, очень интересная статья! Спасибо. Прочла с удовольствием. :almirena_04:Я

11 часов назад, Sokol сказал:

Начнём с самого интересного: аллюр. Тройка - единственная в мире конная упряжка, где лошади идут разным аллюром. Коренник (тот, который с хомутом и под дугой) идёт размашистой рысью, в то время как два пристяжных, двигаются полноценным галопом. Чем и достигается выносливость и скорость такой упряжки.

Я вдруг представила - это ж как "скатана" должна быть тройка, если в центре рысь, а по бокам галоп. "Ансамбль" должен быть идеальный, чтоб не дай Бог не метнуться случайно соседу под ноги) И вопрос управления такой "живой системой" наверняка не самый простой...

1

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
40 минут назад, Юпитер сказал:

Я вдруг представила - это ж как "скатана" должна быть тройка, если в центре рысь, а по бокам галоп. "Ансамбль" должен быть идеальный, чтоб не дай Бог не метнуться случайно соседу под ноги)

Вот поэтому такая постановка лошадей в упряжке. Как раз во избежание неожиданностей и травматизма самих животных, в первую очередь. 

41 минуту назад, Юпитер сказал:

И вопрос управления такой "живой системой" наверняка не самый простой...

Ямщицкий профессионализм, конечно утерян. Но и по сей день есть люди, которые могут управлять тройкой в одиночку. В основном же, ею сейчас управляют по количеству лошадей - втроём. Если это не скачки. На них идут только очень скатанные лошади, от которых нет риска неожиданного поведения. 

1

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
6 часов назад, Sokol сказал:

Снег из-под копыт в физиономию на скорости 50 км/час меня впечатляет гораздо больше, если честно))))))))) 

Это, да))) Но есть рецепт: спасти могут крепкие объятья того, кто дал тебе поводья, и очень хочет помочь их удержать)))

1

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать учетную запись

Зарегистрируйте новую учётную запись в нашем сообществе. Это очень просто!


Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.


Войти