Добби Таттлер

Пыль, 2005. Красивое тело - как мерило успешности или Инфантильность нашего общества

В теме 7 сообщений

image_2810.jpg.f206bef6dad451df98d339b91b473f45.jpg

Вспомнить о существовании этого фильма сподвигли несколько обстоятельств. 

Довелось на днях ознакомиться с довольно необычной статистикой. Оказывается, ИТ изменили мир настолько, что в наши дни женщины стали чаще выбирать мужчин, оценивая их красоту, чем мужчины - по этому же критерию - женщин, то есть во главу угла женщины теперь ставят внешнюю привлекательность, считая её показателем успешности очередного красавчика из инстаграма.

Цитата

Люди тысячелетиями, с того самого момента как появилось имущественное неравенство, стремились подчеркнуть свой привилегированный статус. В наше время, культ успеха, основанный на декорациях элитных особняков, брендовой одежды и другой демонстративной роскоши, развивается в соцсетях – прежде всего, инстаграме, ставшем главной витриной ярмарки тщеславия.

Помимо машин, одежды и вкусной еды в инстаграме мы демонстрируем красивое тело. Красивое тело ныне залог успешных отношений. 

Раньше, в доинтернетную эпоху, люди знакомились на работе, на учебе, «на танцах». Мускулистые тела за рулем дорогих автомобилей оставались в бумажных глянцевых журналах или по ту сторону пузатой трубки кинескопа. Сейчас же людям кажется, что накачанные миллионеры находятся на расстояние вытянутой руки. 

«От всех этих дейтингов меня отпугивает то, что мужика там ищут как собаку, по параметрам. Не человека, а вещь», — приводит слова пользователя дейтинговых знакомств либеральное медиа «Вилладж». И затем предлагает для счастья сбросить планку ожиданий.

«На практике означает, что в свободном мире online dating флуктуирует огромное количество мужчин, которым ничего не светит, и которые останутся без романтики и секса.
… 
Вкратце, женщины, из-за плеча которых не выглядывает патриархат и целомудрие, предпочитают красавчиков или точнее сексуально привлекательных мужчин гораздо чаще, чем мужчины — красоток. 
… 
80% мужчин конкурируют друг с другом за внимание 22% наименее привлекательных женщин, в то время как 78% женщин конкурируют за 20% наиболее привлекательных мужчин».

Фильм был снят, практически, на одном энтузиазме и трех тысячах долларов. Все создатели фильма работали бесплатно, копеечный гонорар получил единственный профессиональный артист в этой картине - Пётр Мамонов. К сожалению, 19 июля 2021 года этот талантливый человек ушел из жизни. 

Весь фильм был снят на простую цифровую "мыльницу", но этот факт только придал ему шарма ностальгии по 90-м и почти "балабановскую" атмосферу. Фильм получил очень высокие оценки и считается чуть ли не пророческим, заявив о проблеме отношений, вызванных развитием соцсетей, на 15 лет вперед. 

Помимо прямых отсылок на новый тренд красивых тел, в каждом эпизоде присутствует фиксация многих проблем того времени, а также напоминание о существовании их и в наши дни. 

Спойлер

Критик Евгения Леонова о фильме "Пыль"

Рассказывая о фильме «Пыль», автор сценария Марина Потапова и режиссер Сергей Лобан, ранее входившие в радикальную группировку ЗАиБИ" - «За анонимное и бесплатное искусство», часто говорят о том, что давно собирались поэкспериментировать с кино. Эта лента стала наследницей сценария Марины Потаповой «Солнце моих неудач» — о лузере, с которым происходили разные превращения. На главную роль предполагали взять Алексея Подольского (в фильме «Пыль» он сыграл Алешу) — знакомого парня, работающего в больнице и снимающего «совершенно немыслимые» видеоколлажи. Заявка не получила одобрения в Госкино. Позже авторы предприняли ироничную месть. Самые отстойные персонажи «Пыли», мордующие Алексея за то, что он на них не похож, и разъезжающие на угнанных иномарках, постоянно задают вопрос: «Как проехать в Гнездниковский переулок?» (именно в нём расположился центр "Госкино")

При разработке сценария авторы исходили из того, какие люди будут с ними работать и чего от них можно добиться. «Пыль» стала уступкой «предлагаемым обстоятельствам». Тем не менее фильм совсем не похож на произведение, сварганенное «по приколу» в самодеятельном угаре.

С первых же кадров (поход бабушки и Алеши в секонд-хэнд) ясно, что это профессионально сделанное и, пожалуй, умное и актуальное произведение о современности, где все детали работают на идею и ни одна не пропадает на-прасно. Для описания современности авторы выбрали точный и, наверное, единственно возможный для изображения постсоветского контекста объект исследования — Тело героя. Тело как синтез телесного и духовного, центральный объект переживаний «я», согласно которому человек моделирует свой образ в мире.

Тучный очкарик Алеша двадцати четырех лет живет с бабушкой Ниной Ивановной в панельной «двушке». Работает на игрушечной фабрике, собирает для «детского мира» разноцветные пластмассовые пистолеты. На себя «особо много не тратит». Тихий, нетребовательный. Идеальный внук: «все курят, а он — нет!» По вечерам не очень усталый но, в общем, довольный (никто не лезет, бабушка за стенкой хохочет над Петросяном) клеит модели самолетиков из фанеры. Вопли телевизора ему не мешают. Приятель пытается узнать мнение Алеши о какой-то передаче и между ними разворачивается блистательный диалог, в процессе которого выясняется, что Алеша «смотрел», но «не видел».

Однажды на фабрике появляются «мальчики в штатском» и предлагают принять участие в важном правительственном (!) эксперименте. Надо пойти по указанному адресу, выполнить инструкции врача, а затем получить четыре выходных и десять тысяч рублей — «больше, чем вы могли бы захотеть». Алеша приходит. Раздевается. Заходит в кабинку. Садится перед экраном. Свет гаснет, что-то гудит и… толстое, некрасивое тело героя превращается в стройное мускулистое совершенство. Пара секунд — опыт закончен. И на месте поджарого молодца с орлиным взором вновь оказывается складчатый ошеломленный Алеша в семейных трусах. Врач предупреждает: может возникнуть эмоциональный дискомфорт. Тогда надо позвонить психологу, он поможет, вот телефон. «А приходить сюда не-на-до. Понимаете?» Алексей покивает, но придет. Потому что с этого момента не может думать ни о чем, кроме идеального тела. Он уверен, что увиденный им молодец — его истинный облик.

Идея совершенного тела — совершенного себя — преследует Алешу во сне и наяву. В поисках утраченного тела он слоняется и бегает по Москве. В круговорот событий попадают представители разных социальных прослоек, а также тела — студентов, рэперов, сектантов, «качков», будущих яппи и бывших интеллигентов.

В конце концов Алексею удается добраться до профессора, отвечающего за эксперимент. Профессор (Петр Мамонов) брызжет слюной: все «эти ощущения — побочные эффекты», а Алеша, как и остальные — «ничто, пыль, атомы», и он это может научно доказать. Пусть Алеша забудет то, что видел, и от-правляется вон из этого «ада»: «Ведь ты, парень, получил столько рентген, что от еще одного облучения рассыплешься». Но Алеша мутно талдычит: «Можно туда, это, вот, включить?..» «Хочешь, чтобы я тебе запустил «принцип удовольствия?» После борьбы в дверях вожделенной машины профессор уступает.

Герой найден точно. Апатичный, закомплексованный, толстый и некрасивый. Несовершенное Тело героя — код, обуславливающий конструкцию и идею фильма. Отношения к телу / с телом определяют поведение Алеши, соединяют подробности и события в единое повествование. При этом внешность Алеши на общем фоне вовсе не выглядит исключением. Он, в общем, такой, как все. В фильме нет красавчиков, что подчеркивает короткофокусная оптика. На крупных планах физиономии вытягиваются, изъяны кожи лезут в глаза, передние зубы торчат, а носы непропорционально увеличиваются.

Вплоть до сакраментального превращения Алексей не заявляет о себе как о личности, индивиде. Он вряд ли осознает несовершенство своего тела. Скукоженный, немногословный, неконфликтный — лишь бы не трогали. Можно представить, как славно прошли юные годы. «Жир-трест», «мясокомбинат», «целлюлитный». Неудивительно, что, столкнувшись с очевидными дефектами внешнего облика, Алексей «забил» на собственную телесность и похоронил ее «глубоко в душе». Там же где-то тлеет и его внутренняя жизнь. И вот, пожалуйста: бесформенные штаны и майка с котом на пузе — благо-словенный «унисекс», на котором под сдавленные смешки продавщиц останавливает выбор бабуля. Вещи скрадывают изъяны и нивелируют пол — едва ли не последнюю (еще самолетики) цитадель Алешиного «я»: он против майки с котиком — «ба, ну, ба, она женская» — и дергает скулой, если его называют пидором (ищущие Гнездниковский братки демонстрируют агрессивную озабоченность сексуальной идентичностью Алеши).

Экспозиция фильма (до эксперимента), собственно, и посвящена состоянию анабиоза, в котором пребывает работник фабрики игрушек. Его отчужденное тело послушно переживет разнообразные манипуляции. Покупку майки. Кормление. Медосмотр с разоблачением до трусов, флюорографией, забором крови из вены, рентгеном и трансформацией — когда Алексей воочию убеждается, что у него действительно есть тело.

Тело оживает — вернее, пробуждается. Алексей наконец-то обращает на него внимательный взгляд. Герой впервые замечает свою плоть, играет мускулами, расправляет плечи, любуется прессом. И происходит это в тот самый момент, когда Алексей видит себя в образе человека с другой внешностью, по сути — другим человеком. Мерло-Понти считал человеческое тело субъектом первичного открытия мира. Очевидно, что при описании и постановке этой сцены авторы имели в виду идею зеркальной обратимости. При проведении эксперимента Алешу сажают перед зеркалом, либо перед гладкой отражающей поверхностью, похожей на экран телевизора. «Призрак зеркала выволакивает наружу мою плоть — и тем самым невидимое, что было и есть в моем теле, сразу же обретает возможность наделять собой другие видимые мной тела. С этого момента мое тело может содержать сегменты, заимствованные у тел других людей, так же как моя субстанция может переходить в них […]. Само же зеркало оборачивается инструментом универсальной магии, который превращает вещи в зримые представления, зримые представления — в вещи, меня — в другого и другого — в меня» (Мерло-Понти, «Око и дух»).

Что и начинает происходить с Алешей на следующий день после эксперимента. Герою дали выходные, и он проводит их на Поклонной горе. В каждом мужчине, который попадается ему на пути — грузчике, ларечнике, дядьке на роликах, парне, целующемся с девушкой, — он видит себя — того, каким был во время эксперимента. Но Леша подходит ближе и обнаруживает мужчин с совершенно другими лицами. Обозленные навязчивостью «жирдяя», мужики дают ему тумаков.

На первый взгляд эта история кажется фантастичной. Однако с Алешей не происходит ничего принципиально нового — такого, чего бы не происходило с героями литературных произведений с соответствующим естественнонаучным и философским контекстом: с Алисой в Зазеркалье (оптический обмен телами), персонажами романов «О дивный новый мир» Хаксли и «451 по Фаренгейту» Брэдбери, с Уинстоном Смитом («1984») и его знаменитым предшественником Д-503. Алеша мастерит самолетики, а Д-503 сооружал космический корабль «Интеграл». Сюжет Алеши и его Тела архетипичен. Как названные герои, Алеша до поры до времени не сомневается в существующем порядке вещей. Ему не приходит в голову, что сомнение возможно. Он искренне не понимает, о какой свободе говорит Александр Абрамович. «А что, я могу отказаться?» — недоверчиво бубнит Алеша «мальчикам в штатском». «Конечно!» Но шеф Алеши в ужасе трясет головой. От отчужденного Тела ждут последовательных рациональных действий, а что не так — тычок в тучное брюшко.

Стремление к новому телу, по сути — к телу Другого, изменяет жизнь Алеши, как любовь к женщине и проникновение за Зеленую стену — на природу вывела персонажей Оруэлла и Замятина из состояния тоталитарного эвдемонизма, нормы Единого Государства. Алеша становится «предателем», выбалтывающим государственную тайну налево-направо. Он вдруг обнаруживает себя личностью (пусть в зачаточном состоянии) и начинает проявлять невиданный доселе характер. Тело, предусмотрительно разложенное «мальчиками в штатском» и «людьми в белых халатах» на антропологические структуры, неожиданно отказывается существовать внутри объективирующего дискурса. Алексей не желает принимать себя таким, каким себя видит. Проект Алеши — любой ценой добыть отобранное у него тело. Но взять из лаборатории — невозможно. Собственные силы тоже не помогают.

Алеша отправляется в фитнес-клуб. Но бодибилдинг ему не по плечу. Не хватает энергетики — вот они, сосиски, пельмешки без спешки и батон «за 25 копеек». И социальный статус не тот, не приспособлены мы, кролики, для лазанья.

Алеше снится, что он поставил свое тело на кон и проиграл. Тело добыть нельзя. А жизнь без него — травматична, невыносима, невозможна. Алеша соглашается «на все». Он отдает душу и тело «единому могучему миллионноклеточному организму» и его «распыляют».

Машина, перед которой рвется предстать Алексей, по способу воздействия похожа на лоботомирующий агрегат замятинских «Мы». Доктор говорит Алеше о принципе удовольствия, но пугает смертью. Что он имеет в виду? Смерть физического тела, гибель разума или то и другое? Какие перемены обещает доктор и жаждет Алеша?

«Перемен, мы ждем перемен!» — надрывается авторадио в такси. В финальных титрах эта же песня исполняется на языке глухонемых. Рыхлое тельце в упоении «плавает» перед телевизором. ТВ расскажет ему, что он «супер», значителен и могуч, и человек-пыль припадет к «ящику», как паломник, за-блудившийся в пустыне, к прозрачному роднику. Стройная стать отныне существует как фигура чужой (властной) речи. Язык глухонемых — в рифму: речь в свою очередь лишается звукового наполнения, сводится к манипуляциям пальцев.

Некогда «Асса» Сергея Соловьева превратила песню Виктора Цоя в гимн, едва ли не мистическое заклинание, с помощью которого предполагалось дать стране новое, более совершенное тело. Утопия превратилась в противоположность. В 1920 году «Мы» проходили по ведомству будущего и вдруг оказались здесь и теперь, и даже при партии с предсказанным названием — правда, далеко не в том механизированном технократическом виде, который описывал Замятин.

Однако первичные признаки остались — интегрированность отношений и связей между людьми, тотальная организованность, она же — дезорганизованность общества, анонимность людей и жизненного пространства. Анонимен город, в котором живет Алексей, — ему не за кого зацепиться.

Анонимна власть, где не найти крайних. Анонимны родители — их нет.

Анонимна комната — ни одного предмета, который бы представлял Алешину личность. Звучащее имя кажется невероятным. Ведь обитатели антиутопии существуют под «нумерами». «Пыль, атомы».

Что же можно получить в таинственной лаборатории за один сеанс? Совершенный ностальгический облик недолгого периода «ожидания перемен». Это и есть «принцип удовольствия», «побочный эффект», о котором говорит профессор. За ностальгическую линию в фильме — не только Цой, но и детское фото Алеши, на которой герой еще не окончательно раздобрел и с удовольствием демонстрирует детский бицепс. Однако «побочный эффект» чего? Распыления разума, наверное. Ради чего еще стоит затевать важные правительственные эксперименты? И люди, окружающие Алешу, либо прошли через эту машину (мужик, с которым Алеша пьет пиво на скамейке, говорит ему, что тоже выиграл десять тысяч, на автоматах), либо она им просто не нужна. И это профессор может «доказать научно».

Так авторы представили «энциклопедию русской жизни» в виде «энциклопедии перестроечно-постсоветского тела» и сделали это посредством самого простого, но почему-то недостижимого и непостижимого для нашего кино образа — демонстрацией элементарнейших фактов повседневности. Характер взаимоотношений героя с его Телом и телами других, как проекция на внешний мир, оказался абсолютно достоверным, полным и впечатляющим. При этом фильм ни разу не выходит за рамки реальности и без претензий снят камерой, словно оказавшейся в нужный момент под рукой. Вот, например, «Петросян настолько нас поражал: включаешь телевизор — а там Петросян. Обойти это явление было решительно невозможно» (Марина Потапова, интервью журналу Play). Из невозможности «обойти явления» и родилось это кино. И главный персонаж, Леша, в одиночку справился с тем, с чем в свое время не справились ни герой «Полетов во сне и наяву» (тоже норовивший обнаружить ностальгическую юношескую проекцию лучшего себя), ни коллективные тела сильнобюджетных новорусских «Бумера» и «Бригады», ни «Прогулка», ни более интеллигентные «Магнитные бури» и «Правда о щелпах», пытавшиеся, как и «Пыль», освоить российское пространство посредством непрерывного движения. Пространство вокруг Алеши — это ветераны, клянчащие бутылки в Парке Победы. Учителя, орущие на глухонемых, и глухонемые, превращающие похороны в веселье. Тренер, оберегающий спортивный зал от желающих потренироваться. Бабуля, закармливающая единственного внука соей, родители, которых нет. Это братки, рвущиеся в Гнездниковский переулок, и правозащитники в женских платьях.

Алексей отвечает на запросы реальности просто, как может. И тем самым, как затейник Дед Мороз, невольно вспарывает мир герметичных формулировок.

Фильм, при желании, можно посмотреть на ютубе в свободном доступе. 

6

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
5 часов назад, Добби Таттлер сказал:

Оказывается, ИТ изменили мир настолько, что в наши дни женщины стали чаще выбирать мужчин, оценивая их красоту, чем мужчины - по этому же критерию - женщин, то есть во главу угла женщины теперь ставят внешнюю привлекательность, считая её показателем успешности очередного красавчика из инстаграма.

Мне кажется, в этом нет ничего удивительного - женщина подсознательно ищет здорового отца для своего потомства и вполне себе  осознанно - человека, который сможет обеспечить ее благополучие и ее детей. Второе было есть и будет, до тех пор, пока живы существующие гендерные роли и модели поведения. И да, критерии успешности мужчины каждая эпоха определяет свои.

А что касается фильма, я не видела, надо будет посмотреть на досуге, но в этом фрагменте в глаза бросается вопиющий инфантилизм героя, а вовсе не его лишний вес. На мой взгляд) И на мой же взгляд инфантилизм - это значительно хуже, чем жирок на животе)

5

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
1 час назад, Olya сказал:

Мне кажется, в этом нет ничего удивительного - женщина подсознательно ищет здорового отца для своего потомства и вполне себе  осознанно - человека, который сможет обеспечить ее благополучие и ее детей. 

Это понятно. Но видимо установку "мужчина любит глазами, а женщина - ушами" скоро придется пересмотреть) 

 

1 час назад, Olya сказал:

в этом фрагменте в глаза бросается вопиющий инфантилизм героя, а вовсе не его лишний вес. На мой взгляд) И на мой же взгляд инфантилизм - это значительно хуже, чем жирок на животе)

Это и есть тот самый прием, когда через меньшие формы (в данном случае - тело героя фильма) создатели проводят ассоциацию с целой эпохой и поколением. Наше общество как этот Алёша - инфантильное, терпеливое, безинициативное. Но стоило однажды показать, как могло бы быть лучше, в нём вдруг начало что-то меняться. В первую очередь, конечно, нам хотелось получить всё и сразу, чтобы без особых усилий. Но даже после прихода понимания, что просто так ничего не дается, наша инфантильность не дает шансов переступить через себя и препятствия на пути к лучшей жизни. 

1

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
7 минут назад, Добби Таттлер сказал:

Но видимо установку "мужчина любит глазами, а женщина - ушами" скоро придется пересмотреть) 

Правильно! Это всё пережитки патриархального прошлого:mosking:

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
2 часа назад, Добби Таттлер сказал:

Но видимо установку "мужчина любит глазами, а женщина - ушами" скоро придется пересмотреть) 

:biggrin: На мой взгляд справедливость такой установки изначально была сомнительной) Я говорю так аккуратно, хотя мне очень хочется сказать что эта фраза - полный бред))) Женщины, равно как и мужчины, любят и всегда любили и тем и этим))) 

2 часа назад, Добби Таттлер сказал:

Но стоило однажды показать, как могло бы быть лучше, в нём вдруг начало что-то меняться.

Это такая многогранная проблема и не только современного общества. Достаточно вспомнить Обломова) И изменить что-либо в сформировавшемся уже человеке значительно труднее, чем делать это с чистого листа. Может дело в изначальных установках в семье, например, в тех же гендерных стереотипах? Интересно, если бы этот мальчик был девочкой, на него бы по другому смотрели?

Но метафора понятна, конечно

2

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

"Тренд на красивые тела" на самом деле был всегда. Другое дело, что критерии оценки красоты менялись на протяжении времени (вспомним "Венер палеолита", хотя бы). Но суть одна - людей красивых любят чаще, при этом к красивым (осознанно или нет) относят тех людей, которые выглядят более здоровыми и анатомически совершенными в данной конкретном обстановке.
Если говорить о мужчинах, то какие мужские тела обычно полагают красивыми? Те, в которых оптимально сочетается сила мускул и гибкость тела. Со здоровой кожей. О чем должно говорить такое тело? О том, что его обладатель заботится о своем здоровье, следит за собой, а значит высока вероятность его большей работоспособности, психологической устойчивости, способности принести здоровое потомство. Располневший, рыхлый тюфяк с прыщами не привлекает - очень часто у таких людей бывают очевидные проблемы с социализацией, психологические комплексы, etc. Фильм, кстати, это демонстрирует. Серьезно, разве главный герой, Алексей - это желанный спутник? Ведь даже ощутив всю прелесть обладания красивого тела, что он предпринимает? Идет в спортзал, в бассейн, начинает бегать по утрам, контролировать свой рацион и образ жизни? Ага, щаз. Он хочет новую дозу "информационного наркотика".
Так что, "тренд на красивые тела" - это абсолютно естественно и в целом хорошо (при условии, что не происходит фетишизации и построения культа). Это частное проявление совершенно позитивного стремления людей к красоте как к высшей форме рациональности. У этого стремления есть и другие стороны. Например, нам интереснее с человеком, который неординарно и при этом совершенно логично мыслит - у него красивое мышление. Нам лучше с человеком, который проявляет в отношении нас свои лучшие эмоции, а не комплексы - у него красивая психика. Мы видим красоту, когда человек четко, профессиональное и без излишеств выполняет свое дело - он красиво работает. Но по сути - разве все перечисленное мной не есть высшее проявление рациональности? Разве это не правильно?

1

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Депрессивный фильм, но о многом заставляет задуматься. Спасибо.

15 hours ago, Добби Таттлер said:

Наше общество как этот Алёша - инфантильное, терпеливое, безинициативное. Но стоило однажды показать, как могло бы быть лучше, в нём вдруг начало что-то меняться. В первую очередь, конечно, нам хотелось получить всё и сразу, чтобы без особых усилий. Но даже после прихода понимания, что просто так ничего не дается, наша инфантильность не дает шансов переступить через себя и препятствия на пути к лучшей жизни. 

Да, к сожалению, ты прав. Знаю, что кое-кому мои слова сейчас не понравятся, но во многом инфантилизм - это наследие совка, когда от нас вообще мало что зависело. Страна решала за тебя, в какой школе тебе учиться, к какому врачу ходить, где ты будешь жить (хотя бы первые годы после окончания вуза), за какую (единственную) партию голосовать и так далее. А кого-то даже устраивало, что за него все решают другие.

Изменено пользователем Ace of Hearts
0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать учетную запись

Зарегистрируйте новую учётную запись в нашем сообществе. Это очень просто!


Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.


Войти