BlackMirror

Православная психология и психиатрия?

В теме 10 сообщений

60cc156d54d6a_.JPG.10a3a1e5fd313c3890799d1ab9a3d17d.JPG

Общая часть

Само по себе словосочетание «православная психология» звучит странно. Так же, как «христианская физика» или «исламская химия». Но чаще всего под этим словосочетанием понимают практическую психологическую и психотерапевтическую работу, основанную на христианских принципах. Это меня и настораживает. По моему убеждению, психолог или психотерапевт по сути своей не может и не должен опираться на какую-либо религию в своей работе. Потому что в противном случае он - священник, а не психотерапевт, как бы сам себя не называл. Религия может оказывать психотерапевтический эффект, но главная цель священника или миссионера совершенно иная, чем у психолога…

Наука не может иметь конфессиональной принадлежности, поскольку в основе науки лежит сомнение, а в основе любой религии - вера. Поэтому как наука психология не может быть ни православной, ни католической, ни мусульманской, ни буддистской, ни марксистско-ленинской. Кстати, я вполне допускаю, что психолог-исследователь может черпать гипотезы для своих исследований в том числе из религиозных книг, например, из книг, описывающих эмоциональную жизнь человека (страсти), но проверяться такие гипотезы должны в строго научном режиме с экспериментами и статистической обработкой полученных данных. Вообще, на мой взгляд, если и можно ставить рядом религию и психологическую помощь, то, преимущественно, если речь идет о психологическом консультировании верующих православных, и вообще верующих.

По сути  дела, очень выражен миссионерский уклон, уверенность в абсолютной Истине и агрессия по отношению к конкурентам, светским психологам и психотерапевтам. Архиепископ Дальнего Востока Игнатий (сам, кстати, аспирант МГУ по психологии!) прямо однажды сказал, что Фрейд - это бесовщина. Разумеется, вполне можно не соглашаться с Фрейдом (что большая часть современных направлений в психотерапии и делает), но одно дело: «я не согласен с Фрейдом», а другое дело - «Фрейд - бесовщина». В этом я вижу главную установку и особенность христианской «психологии»: жестко заданную систему координат и ценностей; жестко определенный источник проблем человека (грех); жестко заданная оценочность по отношению к человеку. Если современная психология и психотерапия по сути аморальны (т.е. вне морали), то христианская - подчеркнуто моральна.

Один из главных постулатов современной психотерапии, вне зависимости от того, какое это направление (когнитивная, экзистенциальная, психодинамическое и так далее), утверждает безоценочность подхода к клиенту, за исключением моментов, напрямую касающихся уголовного кодекса. Психолог не навязывает своей картины мира. Разумеется, безоценочность эта относительная, но христианский психолог НЕ МОЖЕТ НЕ НАВЯЗЫВАТЬ, так как он выступает как носитель Истины, изложенной в Евангелиях.
У него жесткая система координат, и он в обязательном порядке должен давать оценку клиенту (греховно - не греховно). Методология работы "психолога" любой религиозной конфессии обязывает измерять человека мерками своей религии, так как именно она (со всеми правилами, понятием греха и так далее) и является философской и методологической основой. Если же "христианский психолог" задвигает понятие греха в сторону, и с женщиной, изменившей мужу, будет говорить как с человеком, имеющим определенные переживания и проблемы, а не как с "сосудом греха", то он перестает быть христианским психологом (а по сути - священником и миссионером).
Христианский психолог НЕ МОЖЕТ НЕ ОТРИЦАТЬ существование других мировоззрений, кроме христианского (в православном понимании), т.к. истина одна, и она уже известна психологу. Но разве можно тогда говорить о принятии человека?

Почему бы просто не назвать «православного психолога» миссионером и священником, который использует некоторые приемы из психологии/психотерапии? И  тогда все станет на свои места?... Наверное, потому что люди не придут. Потому что не видят в священнике человека, который может по-настоящему помочь. А к православному, но психологу - пойдут (особенно если себя в целом относят к православным, и являются верующими). И получат проповедь…
Я считаю, что такое явление как "православная психология" - это одно из тех явлений современной России (к ним относятся, в том числе, деятельность целого ряда эпатажных и экзальтированных "миссионеров" и откровенных религиозных шовинистов),  которые играют свою роль и в профанации психологии, в превращении такой помощи в шаманство и алхимию.


Масштабы явления

 

Спойлер

По благословению митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского ВЛАДИМИРА в мае 2008-го года было создано
профессиональное общественное объединение "Общество православных психологов Санкт - Петербурга во имя свт. Феофана Затворника".
Члены Общества признают наличие невидимого мира ангелов и падших духов, а также воздействия, оказываемого этим миром на человеческую душу.
Для популяризации научных знаний в области православной психологии силами членов Общества организован Лекторий православной психологии, который работает с декабря 2008 г. Приглашаются все желающие, особенно родители, имеющие детей дошкольного или подросткового возраста.
В Общество православных психологов Санкт-Петербурга входят специалисты разных направлений, доктора и кандидаты наук, священники, в том числе и священники с психологическим образованием, опытные практики-психологи. Такое наличие разнообразных специалистов как в области психологии, так и духовной жизни, даёт возможность оказывать различные виды психологической помощи.
(Текст взят из вступительной статьи - http://oppspb-orthodoxy.ru/ONas.htm)

Также функционируют:

Институт христианской психологии (ИХП), г. Москва.

Православный гуманитарный институт, Московская епархия (городская) (Москва и подмосковье, Россия)
(Деятельность: Учреждение дополнительного образования и повышения квалификации. Курсы, семинары мастер-классы, основы православной культуры; церковное искусство: золотное и лицевое шитье, иконопись и реставрация, пение и регентование; школа здоровья, православная психология и психотерапия)

Православный институт им. Иоанна Богослова.
Декан факультета психологии: КОЛОМЕЙЦЕВ ПЕТР ЛЕОНИДОВИЧ, православный священник, христианский психолог в специальной и коррекционной психологии и приходском консультировании.

Научрук факультета: БРАТУСЬ БОРИС СЕРГЕЕВИЧ,
Д-р психол. наук, профессор, действительный член Академии естественных наук РФ,  член-корреспондент Российской академии образования.
C 2011 года – организатор и научный руководитель факультета психологии Православного института св. Иоанна Богослова.
Читает следующие дисциплины: Психология религии. Патопсихология. Методология психологии.

При факультете планируется организация Института практической психологии и душепопечения, который возглавит профессор Ф.Е. Василюк. В структуру Института войдут: Центр консультативной психологии (руководитель – Ф.Е. Василюк); Центр «Семейное благо» (руководитель – И.Н. Мошкова); Центр коррекционной психологии детства (руководитель – священник Пётр Коломейцев); Центр аддиктологии (руководитель – Е.Н. Проценко).
При факультете работает научное студенческое общество, готовятся Летние и Зимние психологические школы, действует Психологический семинарий имени протоиерея Василия Зеньковского.
По окончании нашего факультета выпускники будут всесторонне подготовлены к научно-исследовательской деятельности и к практической психологической работе (как приходской, так и светской).
В рамках основного направления подготовки бакалавриата «Психология» реализуется программа повышения квалификации «Основы Христианской психологии».

Окормляет питерских психологов о. Валерий Швецов, психолог по образованию. Научным руководителем секции является Шеховцова Лариса Филипповна, доктор психологических наук, профессор кафедры психологии педагогического мастерства. Кандидат психологических наук Сытников Владимир Михайлович ведет научную и преподавательскую деятельность в Санкт-Петербургском государственном университете на факультете психологии. Любягина Галина Витальевна более 20 лет работает в психиатрической больнице клиническим психологом, совмещая ее с работой в отделе религиозного образования и духовного просвещения и на православных педагогических курсах. Рычкова Валерия Александровна проводит психологическую реабилитацию людей, пострадавших от деструктивных сект в государственном центре “Семья” и работает в миссионерском отделе при Санкт-Петербургской Митрополии.

Пытливый читатель может самостоятельно продолжить список, воспользовавшись известными поисковыми системами.



Из интервью Михаила Хасьминского сайту Pobedish.ru:

ХАСЬМИНСКИЙ МИХАИЛ ИГОРЕВИЧ,  руководитель центра кризисной психологии, созданного по благословению Патриарха Алексия II при Патриаршем подворье – храме Воскресения Христова в Москве. Главный редактор сетевого журнала «Русская православная психология». Главный эксперт группы сайтов Пережить, Член Ассоциации онкопсихологов России, Составитель серии книг для переживающих горе. Автор многих публикаций и интервью, а также соавтор более 10 популярных книг. Многие интервью и статьи по кризисной психологии были переведены и опубликованы на сербском, английском, румынском, китайском, украинском, немецком языках
Ведущий семинаров и тренингов по практической кризисной и православной психологии. Занимается научной, преподавательской и общественной деятельностью


Страх общения возникает вследствие страха быть непонятым: человек начинает думать, что о нем скажут другие, дорисовывать в своих фантазиях негативную реакцию окружающих на его слова, осуждение, идущее от них… И таким образом он доводит себя до такого состояния, что его начинает пугать сам процесс общения. Впоследствии таким людям даже не приходится ничего дорисовывать, потому как у них уже формируется соответствующий рефлекс (который приносит им страдания): мысль об общении – страх общения.

Однако посмотрим в глубь вопроса: почему же возникает этот страх быть непонятым и сами мысли о мнении окружающих? Причина как раз заключается в гордости (она может быть развита в большей или меньшей степени, но мы для наглядности поговорим о том случае, когда она значительна). Человек думает, что он очень умный, достойный и замечательный, а все вокруг его не понимают, не ценят в полной мере и говорят «гадости». Естественно, подобное «несправедливое обращение» человека травмирует. Из-за этого он замыкается.
Если бы самооценка была более адекватной, незавышенной, то человеку бы не приходилось избегать реальности. Но он о себе высокого мнения, а все в его жизни складывается по его мнению «не так, как надо»... И каждый его шаг приводит к разрушению его «значительного» образа, созданного его же гордостью.<...>
При этом человек не может найти ответа на вопрос, почему же у него нет друзей. На самом деле причина заключается в том, что он и не хочет настоящих друзей. Ему нужны те, кто будет смотреть в рот и петь дифирамбы о его замечательности, подтверждать им же вымышленный образ. Так как этого, разумеется, не происходит, то появляется озлобление, человек замыкается в себе, возникает страх общения, взаимодействия с людьми, а в итоге – и страх жизни. А в основании этого лежит страх быть непонятым, недооцененным, выросший на почве гордости.<...> Надо сказать, что современная психология, к сожалению, предлагает немногое (в борьбе со страхами). Разные школы выдвигают различные теории, начиная от анализа прошлого и заканчивая различными поведенческими методиками. Иногда они дают временный результат, но чаще результата нет, даже временного. Самый действенный метод избавления от страхов предлагает нам Православие.



Письмо друга

(По понятным соображением я соблюдаю инкогнито автора письма, человека, которого знаю лично)
 

Спойлер

"Я считаю, что такие вещи, как ПП должны быть запрещены законом, поскольку угрожают здоровью и жизни людей. "Православные психологи" используют психологию как инструмент, а людей, как расходный материал. Их "психологическая интерпретация" поведения человека иногда грубо, а иногда очень искусно подогнана под религиозную догму. Фактически эта "интерпретация" представляет собой вердикт, вынесенный нравственным судом "врача" над пациентом, который уже не рассматривается человеком с проблемой, а становится подсудимым.


Хорошо, если "православные психологи" открыто себя называют таковыми. Я же стал жертвой психотерапевта (а по сути "православного психотерапевта", который позиционировал себя светским и занимал должность в государственном мед. учреждении. Обратившись к нему за консультацией, подобно описав свою ситуацию ( Посттравматическое стрессовое расстройство (ПТСР)  после пережитого в детстве физического насилия со стороны одноклассников) я неожиданно получил гневную, осуждающую отповедь.


Мне было сказано по сути следующее. Вы сами виноваты во всём, ибо "гордости вагон". Это было ударом ниже пояса. Представьте себе, как больно слышать такое несправедливое обвинение тому, кто в своё время был жертвой долгой и регулярной травли. Когда, преодолевая удушье, и решительно ничего не понимая я спросил, что всё это значит, он "пояснил"...  
Пояснил, что я на самом деле хочу, чтобы все вокруг меня плясали и на руках меня носили, ибо я изначально считаю себя лучше всех на свете. И я сам этой своей гордыней провоцировал нападения. Мол, кто любит гордых и высокомерных? Никто, но все это чувствуют. И не было у меня никакой травмы тогда, а была и есть только ущемлённая гордыня.


Я уже не говорю о том, каким тоном всё это было озвучено... Мне в тот момент казалось, что я схожу с ума, что это какой-то кошмарный сон. Потом он меня просто выставил "подумать над сказанным".


Прошло много времени с тех пор, долго и трудно я приходил в себя. И далеко не сразу понял, что же произошло и почему. Всё встало на свои места, когда ты прислал мне интервью одного из этих ПП-юков (вышеприведённое интервью - прим. автора) в котором прозвучали до боли знакомые суждения и много раз повторялось слово "гордыня".  Сейчас я просто благодарен тебе и самой судьбе за это интервью! Когда мне стало понятно, почему и ради чего со мной так обошлись, я наконец избавился от голоса этого врача, который снова и снова всплывал в памяти и обвинял меня. От навязчивых вопросов "за что? а вдруг он прав, ведь специалист", которые я не мог перестать себе задавать, даже при том, что понимал прекрасно, нелепость этих вопросов и невозможность ответить.

Я обратился ещё в более-менее устойчивом состоянии, а скольких людей, находящихся в аффекте, люди, подобные моему "врачу" своим "нравственным судом" могут довести до тяжелых психических расстройств или самоубийства? Для ПП человеческая жизнь, горе человека не значат ничего. И остаётся только догадываться, каковы истинные намерения у таких "целителей душ". И я даже не представляю, как можно предупредить людей об опасности. Вижу, что ПП стала очень популярной и что в интернете практически нет никакой её критики."

 

 

Статистика по числу случаев школьной травли в России:

«Буллинг — это психологическое преследование, когда цель — это уничтожение, унижение личности и взятие контроля над ней. Обычно буллинг распространяется, когда структура социальной группы элементарная и люди думают, что так нормально, так было и будет всегда...

— директор Психологического института Российской академии образования Павел Сергоманов.

Сотрудники ВШЭ изучили несколько десятков работ по теме буллинга в мире и России и выяснили, что на планете сталкиваются с травлей примерно 35% детей. В русских школах агрессии подвергаются примерно четверть всех учеников. Главная проблема в этом наболевшем в прямом смысле слова вопросе – старательное замалчивание конфликтов со стороны педагогов и самих пострадавших детей. Из-за этого родители узнают лишь о пятой части всех случаев.

Специалисты полагают, что отправной точкой всегда является семья. Основная часть жертв буллинга в школе подвергается резкой критике со стороны родителей дома. Страдают и те дети, мамы и папы которых так и не пришли к единому мнению в вопросах воспитания и используют прямо противоположные методы. Эксперты нашли и ещё одну закономерность, генетическую. Зачастую отпрыски отцов, которые травили одноклассников в школьные годы, тоже проявляют агрессию в сторону сверстников. 

Кандидат психологических наук Ольга Калиниченко прогнозирует дальнейшее увеличение масштабов травли. Она предупреждает, что агрессивные выпады в сторону слабых учеников вскоре обретут огромные масштабы, если буллинг продолжат скрывать от общественности.

"Все дети когда-либо подвергаются буллингу в разных формах", - сказал генеральный директор Центра изучения и сетевого мониторинга молодежной среды (ЦИСМ) Денис Заварзин в четверг на пресс-конференции в ТАСС, посвященной проблеме травли детей в школе и Интернете, - если брать статистику, многие говорят, что под воздействие буллинга попадают порядка 70% учеников, кто-то говорит, что 12%. На наш взгляд, по нашим статистическим данным, все 100% подвергаются буллингу - это люди, которых фактических травят, и всегда есть те, которые наблюдают за этим и зачастую снимают на видео и выкладывают в Интернет"

Заварзин также отметил, что буллинг бывает активный и пассивный, одна из распространенных форм - травля в интернете. По его словам, некоторые учащиеся в начальной школе подвергаются активному буллингу, а именно побоям и порче вещей. Дети более старшего возраста - 6-11-х классов - страдают в основном от психологических воздействий.

 


Использованные источники:
 

Изменено пользователем BlackMirror
2

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Буквально вчера наткнулся на такую штуку:
 

Спойлер

 

Есть таймкоды, можно посмотреть самое интересное по личному выбору
 


Ведущий, конечно, красавчик. Эх, жаль не "наш брат", а то бы приударил... :mosking:

 

 

Похоже, воцерковлённые теперь ищут более деликатные и "толерантные" способы промывания мозгов. То ли для пущей эффективнсоти, то ли потому. что грубые методы обнаружили себя очевидно провальными...

Но для меня это очередная иллюстрация неоднородности человеческого интеллекта - того, как удивительнейшим образом профессионализм и грамотность (проф. интеллект) уживается в одной упряжке с мракобесием и догматизмом "бытового интеллекта". Конь и трепетная лань, гусь и... В общем, дивны дела твои, эволюция! ))

 

Изменено пользователем BlackMirror
0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Интересная информация. Слово "гордыня" в работе специалиста звучать вообще не должно. Оно предполагает оценку клиента. Я думаю, что даже любитель знает, что интерпретации не должны быть направлены против клиента. С другой стороны объяснение в целом верное, но не полное. Не гордыня, а завышенная самооценка. И появляется она не потому, что клиент такой плохой, а является компенсаторной. Это компенсация чувства собственной малоценности. Но заканчивается то это именно тем, что такой человек предъявляет завышенные требования к окружающим. "Не смейте не соглашаться со мной", то есть со всеми не соглашаться можно, а с этим человеком нет, и т.д. Но работать то надо не со следствием ("поумерь гордыню"), а с причиной.

Всех под одну гребенку подводить не стоит. Я работала с православным психологом и осталась довольна. Никто мне ничего не навязывал и тем более не считал меня сосудом греха. При том, что я сразу сказала, каких взглядов придерживаюсь. 

Но, наверное, есть и такие фанатики, как в ст описаны.

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
29 минут назад, Lara сказал:

С другой стороны объяснение в целом верное, но не полное. Не гордыня, а завышенная самооценка. И появляется она не потому, что клиент такой плохой, а является компенсаторной.

Это лишь один из вариантов. В случае, описанном мной (письмо) никакой завышенной самооценки не было. Была, вероятно, виктимность, которую агрессоры чуют нутром на каком-то зверином "лимбическом" уровне. А издевательства сильных над слабыми -это классика жанра любой социальной иерархии. У детей, особенно  подростков, это проявляется с особо изощрённой жестокостью.

29 минут назад, Lara сказал:

Но, наверное, есть и такие фанатики, как в ст описаны

Список псевдонаучных "богоделен", прикрывающихся психологией Вам видится маленьким, недостаточным? Или же, если Вы считаете, что они как-то иначе подходят к делу, можете почитать их интервью и выкладки на сайтах, приведённых в источниках.

Поэтому

29 минут назад, Lara сказал:

Я работала с православным психологом и осталась довольна. Никто мне ничего не навязывал

Вам скорее повезло.

Если человек умеет отделять свои мировоззренческие позиции и предубеждения от профессиональной работы, честь ему и хвала. Но моя статья не о них. А именно о тех, кто в статье перечислен (и список этот на деле раз в 7 длиннее - можете убедиться сами, если будет желание).
Я бы не имел ничего против (чисто с гражданской позиции), если бы эти ребята охаживали сугубо свои грядки верующих. Ну, хочет человек сказки и промывку мозгов вместо терапии - пусть получит их под любым соусом.

Но всё гораздо хуже. Мало того, что они нацелены, как и любая секта, на пропаганду в массы (да ещё и дети и кризисные входят в их аудиторию), - хуже того - многие позиционируют себя светскими врачами, а выясняется...

С одним таким я лично однажды столкнулся...
 

Спойлер

 


60cc2cd9f01fc_.JPG.2d22df65f5b4bd83a8f9db3a38c689a7.JPG

Это домашний ещё кабинет, эклектичный. В клинике, откуда его сократили в 2013-м в кабинете были иконы...
Мне это кое-что напомнило:

60cc2d6050fbd_2.JPG.04e695c9a0aa0252f413b4255851ff87.JPG

В отношении ЛГБТ мракобес христанского разлива, мудрствующий, а ля Михалков.

С претензией на интеллигентность, которая быстро слетает...

 

 

 

 

 

Изменено пользователем BlackMirror
0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
5 hours ago, BlackMirror said:

Вам скорее повезло

Мне повезло в жизни как минимум дважды.

Я считаю, что любое мировоззрение имеет право на существование, пока оно не нарушает свобод других людей. Какого-то зверского навязывания православной психологии я не замечала. Но я тут и не в теме, с другой стороны. Пока есть люди, которым эта православная психология помогает, она имеет право на существование. У всех ведь разные возможности, знания, потенциал. Есть люди, которые задают вопросы на православных сайтах и на консультацию к светскому психологу не пойдут никогда.

Я не сомневаюсь, что тут есть злоупотребления. Но они есть и в других направлениях психологии.

2

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
1 минуту назад, Lara сказал:

Я не сомневаюсь, что тут есть злоупотребления. Но они есть и в других направлениях психологии.

К сожалению, да...

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
7 часов назад, BlackMirror сказал:

Само по себе словосочетание «православная психология» звучит странно. Так же, как «христианская физика» или «исламская химия».

Когда прочитал название темы, именно эта мысль первой и пришла мне в голову.

Тут двоякий момент.
С одной стороны, если рассматривать психологию и психиатрию как научные дисциплины (коими они и являются), то формулировка, действительно, странноватая.
С другой стороны, если рассматривать их как сферы практической деятельности, учитывающей религиозные воззрения пациента, то возникает вопрос - а почему нет? Если насчет психиатрии у меня есть сомнения, то насчет психологии нет - на практике она вполне может иметь религиозный окрас. Ведь, как известно, религия вообще оказала большое влияние на развитие педагогики, а это - отрасль очень тесно связанная с психологией.
Религия имеет богатый опыт именно психологического взаимодействия с людьми. Религиозные воззрения возникают, развиваются и существуют именно на психологическом уровне - человек либо готов во что-то верить, либо - нет. Психология в значительной степени основана на доверии, которое глубоко религиозный человек будет в большей степени испытывать к единоверцу. Да и психологу легче понять верующего и оказать ему помощь, если он сам испытал веру.
Таким образом, религиозная психология в общем и целом позволяет оказывать психологическую помощь верующим на более качественном уровне. Если появляется такая возможность - почему нет? Если есть психологи, которые "ЛГБТ-friendly", то почему не может быть психологов "христиане-friendly"
Поэтому, как направление практики, это вполне имеет право на существование, я думаю.
Разумеется, пока речь не идет, ни о необходимости принятия психологией (как наукой) религиозных догм за аксиому, ни об исключительно религиозном характере психологической практики.
С приведенным выше письмом о необходимости "запретить и не пущать" не согласен категорически. Вообще a priori против развития любых запретительных инициатив, кроме самых очевидных (таких как запрет на насилие, призывы к нему, вред окружающей среде, коррупцию и т.п.) - большая часть вопросов прекрасно разрешаются безо всякого принуждения. Православные хотят "своих" психологов (как хотят, например, "своих" учителей) - ну почему бы и нет? Есть православные учебные заведения, так почему не может быть православных психологов? Если есть у людей потребность, то должна быть и возможность ее удовлетворять. Если люди считают, что так им будет лучше - ну пусть им будет лучше.

2

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
31 минуту назад, Licht сказал:

Если есть психологи, которые "ЛГБТ-friendly", то почему не может быть психологов "христиане-friendly"

Это же и я озвучил в ответе Lara

6 часов назад, BlackMirror сказал:

Я бы не имел ничего против (чисто с гражданской позиции), если бы эти ребята охаживали сугубо свои грядки верующих. Ну, хочет человек сказки и промывку мозгов вместо терапии - пусть получит их под любым соусом.


Но речь идёт именно о принятии психологией религиозных догм за аксиому,и об исключительно религиозном характере психологической практики.
А как иначе назвать ответ психолога моему товарищу?  И как относиться к тому, что "религиозный концепт буллинга", изложенный Хамсинским, и исповедуемый далеко не им одним, распространяется на клиента без его согласия. Даже хуже - агрессивно навязывается с полным пренебрежением к его отношению к религии. И это кризисный психолог, работающий с потенциальными самоубийцами.

 

31 минуту назад, Licht сказал:

С приведенным выше письмом о необходимости "запретить и не пущать" не согласен категорически.

Я бы сказал иначе: запрещать и наказывать надо таких вредителей, которые прикрываясь медицинским званием, позиционируя себя светскими, пользуясь тяжёлым состоянием пациента, фактически насилуют его, насаждая свои околорелигиозные бредни, ухудшая его состояние. Это чистое вредительство!

Изменено пользователем BlackMirror
0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Ну есть желающие ходить к православному психологу - так будет им. :) Не вижу проблемы. Запрещать и контролировать тут ничего не надо. Единственное, за чем стоило бы следить - чтобы обязательно было максимально понятное и правдивое описание услуг, образования и методов сего психолога, наличие сертификатов, принадлежность к профессиональным организациям и т. д. 

Поверь, РПЦ и её адепты - это ещё безобидные цветочки, особенно если сравнивать с КЦ в некоторых странах.

2

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
7 минут назад, Венцель сказал:

максимально понятное и правдивое описание услуг, образования и методов сего психолога, наличие сертификатов, принадлежность к профессиональным организациям и т. д. 

Ежели б так было, то сей вопрос я бы не поднимал вовсе. Пусть развлекаются как хотят...
Но есть примеры. Я привёл лишь один. У самого тоже есть опыт - нарвался на позиционирующего себя светским. Причём, дипломы есть у него, даже настоящие. Эрудит... Но какую пургу он мне понёс... Не стал уже перегружать пост. Да и там попроще намного было, чем у моего кореша. 

Изменено пользователем BlackMirror
0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать учетную запись

Зарегистрируйте новую учётную запись в нашем сообществе. Это очень просто!


Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.


Войти