Ветер

Чем определяется "актуальность" писателя?

В теме 47 сообщений

Поводом к разговору послужило высказывание Стаса @sollozapada :

Цитата

Мне вообще кажется, что талантливый автор имеет "ресурс актуальности" - 20-30 лет, дольше, даже если автор еще жив, в трезвом уме и здравой памяти, он чисто физически теряет способность "чувствовать время" и начинается деградация....

Это касается всех без исключения. Никто не может быть актуален по полвека.

На что я ответил:

"Устаревают" те, кто пишет и снимает "на злобу дня". Их "шедевры" никто не читает, и они благополучно отправляются в макулатуру. Большая часть советских писателей уже на свалке. То же самое и с кино. Но те, кто пишет о неустаревающих ценностях сами не стареют. Люди во все времена подвержены одним и тем же чувствам и ими движут схожие мотивы.

5

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
2 минуты назад, Ветер сказал:

"Устаревают" те, кто пишет и снимает "на злобу дня"... Люди во все времена подвержены одним и тем же чувствам и ими движут схожие мотивы.

Ну, во-первых, значительная часть произведений советских сатириков как раз на злобу дня, во-вторых, есть вещи универсальные ко времени, какие-то проблемы у людей от поколения к поколению не меняются, но меняется их осмысление, меняется форма их подачи, меняются аспекты, где они проявляются и пр... 

7 минут назад, Ветер сказал:

...пишет о неустаревающих ценностях

Гыг))) Какая шаблонная формулировка, как у советского критика)))

1

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
1 минуту назад, sollozapada сказал:

Гыг))) Какая шаблонная формулировка, как у советского критика)))

:D:D  Не, как у школьной училки литературы.))

3 минуты назад, sollozapada сказал:

Ну, во-первых, значительная часть произведений советских сатириков как раз на злобу дня,

Но при этом юмор относительно давно ушедших в прошлое вещей уже не смешон.

5 минут назад, sollozapada сказал:

есть вещи универсальные ко времени, какие-то проблемы у людей от поколения к поколению не меняются, но меняется их осмысление, меняется форма их подачи, меняются аспекты, где они проявляются и пр... 

и как это радикально отличается от того, что я написал?

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Только что, Ветер сказал:

и как это радикально отличается от того, что я написал?

А так.

16 минут назад, Ветер сказал:

Но те, кто пишет о неустаревающих ценностях сами не стареют.

Стареют. Даже если какие-то проблемы актуальны вне времени, стареет форма подачи, стареют представления об этих проблемах и пр. Поэтому когда на смерть очередного маститого деятеля культуры слышу "актуален и сегодня" - все время думаю, ну как же это лицемерно. Мало того, что штамп ужасный, еще пошлее и банальнее "неустаревающих ценностей", так еще и врут, не краснея. 40 лет со дня смерти Высоцкого недавно было - тоже "актуален" как никогда. 

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
3 часа назад, sollozapada сказал:

Даже если какие-то проблемы актуальны вне времени, стареет форма подачи, стареют представления об этих проблемах и пр.... 40 лет со дня смерти Высоцкого недавно было - тоже "актуален" как никогда. 

Не понимаю, о каких проблемах и о какой такой "актуальности" ты говоришь. Любовь, дружба, ложь, предательство и прочие страсти людские уже не актуальны? Не актуальны Петрарка, Шекспир, Монтень, Ларошфуко? Тебя послушать, так всех следует сдать в утиль. "Форма подачи", "представления"... Что изменилось за сотни лет в форме подачи и представлениях, скажем, афоризма Ларошфуко: "Проявить мудрость в чужих делах куда легче, нежели в своих собственных"? Сегодня это уже не так? И в каком смысле неактуален Высоцкий?

2

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
1 минуту назад, Ветер сказал:

Любовь, дружба, ложь, предательство и прочие страсти людские уже не актуальны? Не актуальны Петрарка, Шекспир, Монтень, Ларошфуко?

Смотри. Вот в живописи такого нет. Нельзя сказать, что актуальнее - Рембрандт, Дали или Уорхол - они просто разные, из разных эпох. Вот то же самое с цитатами - это зарисовка, которая не динамична и может быть вне времени. Да, отдельные цитаты актуальны. Но не думаю, что целые тексты  Петрарки, Шекспира, Монтеня, Ларошфуко сейчас актуальны, если их читать целиком. То же и с Жванецким, и с Высоцким, и вообще со всеми. Отдельные цитаты - да, вообще бомба. Целиком тексты - нет, не актуальны.

 

 

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
12 минут назад, sollozapada сказал:

Целиком тексты - нет, не актуальны.

Ты уточняй, какие тексты. Любовные романы, стихи или публицистические статьи? Все, что относится к политике, конечно, устаревает и сегодня мало кому интересно. Или та же завуалированная критика "отдельных недостатков" при Союзе, выражаемая эзоповым языком к тому же. Но Тацита, Светония, Платона или, скажем, Карамзина читают и будут читать. Да даже Некрасова и др., писавших о тяжелой жизни крестьян, еще кое-кто читает. Если ты говоришь о неактуальности чего-то, то должен четко объяснить, о чем конкретно речь.

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Ок, приведи пример текста (не просто афоризма, а хотя бы несколько абзацев), написанного больше 30 лет назад, который может быть актуален сегодня. Давай разберем.

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
18 минут назад, Ветер сказал:

Но Тацита, Светония, Платона или, скажем, Карамзина читают и будут читать. Да даже Некрасова

Ты серьезно сейчас? Платона прям зачитываются, актуалочка? Карамзин - конечно, просто современный обзор на крестьянскую быть 2020 года. Некрасов - прям кончают с него, как там: "быстро лечу я по рельсам чугунным, думаю думу свою". Ну конечно, нам очень актуально то, о чем думали в середине 19 века эти строители... Крестьяне там голодали, он прекрасно показал крестьянский быт - спасибо ему, сломал систему.

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
57 минут назад, sollozapada сказал:

Ты серьезно сейчас? Платона прям зачитываются, актуалочка? Карамзин - конечно, просто современный обзор на крестьянскую быть 2020 года. Некрасов - прям кончают с него, как там: "быстро лечу я по рельсам чугунным, думаю думу свою". Ну конечно, нам очень актуально то, о чем думали в середине 19 века эти строители... Крестьяне там голодали, он прекрасно показал крестьянский быт - спасибо ему, сломал систему.

Я, если честно, даже не знаю, что тебе ответить.)) Ты говоришь о "современности" и "несовременности" того или иного писателя с точки зрения своих вкусов и представлений. Кто зачитывается - массовый читатель или отдельные интеллектуалы? Так и массовый читатель разный есть, и вкусы разные - кто-то классику обожает, а кто-то примитивную, полуграмотную порнуху, женские романы или боевики и детективы. Разве вкусами массового читателя определяется "ценность" того или иного писателя? Я до сих пор не очень понимаю, о чем мы говорим и что ты пытаешься доказать.

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
28 минут назад, Ветер сказал:

 Я до сих пор не очень понимаю, о чем мы говорим и что ты пытаешься доказать.

Да все просто. Несколько абзацев классиков - что тебе, например, нравится. 

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
9 минут назад, sollozapada сказал:

Да все просто. Несколько абзацев классиков - что тебе, например, нравится. 

"Я не стану сейчас об этом думать. Я подумаю над этим завтра". ))  А еще, может, народ подключится и тоже приведет такие примеры.)

1

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Приводите пример текстов, до 1980 года. Разберем на актуальность.

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
3 минуты назад, sollozapada сказал:

Приводите пример текстов, до 1980 года. Разберем на актуальность.

Ты четко очерти круг, иначе накидают цитат из приключенческих романов, Шарлотты Бронте, детективов Агаты Кристи или ужасов Эдгара По.))

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Только что, Ветер сказал:

Ты четко очерти круг, иначе накидают цитат из приключенческих романов, Шарлотты Бронте, детективов Агаты Кристи или ужасов Эдгара По.))

Не, не цитат) цитаты - это легко, мы об этом говорили. Короткие  фразы могут работать. Длинные фразы.  

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
1 минуту назад, sollozapada сказал:

Не, не цитат) цитаты - это легко, мы об этом говорили. Короткие  фразы могут работать. Длинные фразы.  

Так я и спрашиваю: абзацы на какую конкретно тему?

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
1 минуту назад, Ветер сказал:

Так я и спрашиваю: абзацы на какую конкретно тему?

На тему сожжения ведьм. Расскажи мне про это.

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
4 минуты назад, sollozapada сказал:

На тему сожжения ведьм. Расскажи мне про это.

Я не совсем точно выразился: стихи, проза - любовь, история, размышления о вечном и все такое прочее. Но, конечно, не обоснования того, почему Карфаген должен пасть.

Вот, получите, к примеру:

Цитата

Он прилег на диван и хотел заснуть, для того чтобы забыть все, что было с ним, но он не мог этого сделать. Такая буря чувств, мыслей, воспоминаний вдруг поднялась в его душе, что он не только не мог спать, но не мог сидеть на месте и должен был вскочить с дивана и быстрыми шагами ходить по комнате. То ему представлялась она в первое время после женитьбы, с открытыми плечами и усталым, страстным взглядом, и тотчас же рядом с нею представлялось красивое, наглое и твердо-насмешливое лицо Долохова, каким оно было на обеде, и то же лицо Долохова, бледное, дрожащее и страдающее, каким оно было, когда он повернулся и упал на снег.

«Что ж было? — спрашивал он сам себя. — Я убил любовника, да, убил любовника своей жены. Да, это было. Отчего? Как я дошел до этого? — Оттого, что ты женился на ней», — отвечал внутренний голос.

«Но в чем же я виноват? — спрашивал он. — В том, что ты женился, не любя ее, в том, что ты обманул и себя и ее, — и ему живо представилась та минута после ужина у князя Василья, когда он сказал эти не выходившие из него слова: „Je vous aime[1]. Всё от этого! Я и тогда чувствовал, — думал он,-я чувствовал тогда, что это было не то, что я не имел на это права. Так и вышло». Он вспомнил медовый месяц и покраснел при этом воспоминании. Особенно живо, оскорбительно и постыдно было для него воспоминание о том, как однажды, вскоре после своей женитьбы, он в двенадцатом часу дня, в шелковом халате, пришел из спальни в кабинет и в кабинете застал главного управляющего, который почтительно поклонился, поглядел на лицо Пьера, на его халат и слегка улыбнулся, как бы выражая этой улыбкой почтительное сочувствие счастию своего принципала.

«А сколько раз я гордился ею, думал он, гордился её величавой красотой, её светским тактом; гордился тем своим домом, в котором она принимала весь Петербург, гордился ее неприступностью и красотой. Так вот чем я гордился?! Я тогда думал, что не понимаю ее. Как часто, вдумываясь в ее характер, я говорил себе, что я виноват, что не понимаю ее, не понимаю этого всегдашнего спокойствия, удовлетворенности и отсутствия всяких пристрастий и желаний, а вся разгадка была в том страшном слове, что она развратная женщина: сказал себе это страшное слово, и все стало ясно!

Анатоль ездил к ней занимать у нее денег и целовал ее в голые плечи. Она не давала ему денег, но позволяла целовать себя. Отец, шутя, возбуждал ее ревность; она с спокойной улыбкой говорила, что она не так глупа, чтобы быть ревнивой: пусть делает, что хочет, говорила она про меня. Я спросил у нее однажды, не чувствует ли она признаков беременности. Она засмеялась презрительно и сказала, что не дура, чтобы желать иметь детей, и что от меня детей у нее не будет».

Потом он вспомнил ясность и грубость мыслей и вульгарность выражений, свойственных ей, несмотря на ее воспитание в высшем аристократическом кругу. «Я не какая-нибудь дура… поди сам попробуй… allez vous promener[2]», — говорила она. Часто, глядя на ее успех в глазах старых и молодых мужчин и женщин, Пьер не мог понять, отчего он не любил ее. «Да я никогда не любил ее, — говорил себе Пьер. — Я знал, что она развратная женщина, — повторял он сам себе, — но не смел признаться в этом.

И теперь Долохов, — вот он сидит на снегу и насильно улыбается и умирает, может быть, притворным каким-то молодечеством отвечая на мое раскаяние!»

 

1

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

.

Изменено пользователем sollozapada
0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

.

Изменено пользователем sollozapada
0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
29 минут назад, Ветер сказал:

Вот, получите, к примеру:

Ты опять серьезно? Этот вот звездец надо на полном серьезе прочитать?

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Стас, ты короче передохни, подучи, погугли, что такое нормальное общение, тактичность, вежливость и все такое. 

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Актуальная реакция на злобу дня - это скорее к журналистике и всему что около с ней. А вечные ценности - это как герой у Толстого едет по дороге, видит дуб и раз, описание на три абзаца. Этот дуб что 30 лет назад так описывается, что 130. Тут больше от описательного таланта зависит, чем от возраста и эпохи жизни автора. Вот Чернышевский, какие злободневные темы поднимал. Актуальны до сих пор. И читать его легко. Сны Веры Павловны из головы не выходят. 

Изменено пользователем Кир Aquarius
4

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

У меня одна из любимых книг Сэй-Сёнагон "Записки у изголовья". Х век. Для меня очень актуальна.

1

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Вот вам конкретная тема.
Еще в школе меня поразил жестокий эпизод в романе Шолохова "Поднятая целина" - убийство Островновым своей матери из-за боязни, что старуха может выдать его новой власти.
Кто помнит? Какое впечатление вызывает это описание у вас? Актуально сегодня читать классику или неактуально?
Отрывок под спойлером:

Спойлер

Яков Лукич вернулся домой и, улегшись спать необычайно сурово подвинул к краю жену, сказал:
- Ты вот что... ты мать больше не корми... и воды ей не давай... она все равно помрет не нынче-завтра...
Жена Якова Лукича, прожившая с ним долгую и нелегкую жизнь, только ахнула:
- Яша! Лукич! Ты же сын ее!
И тут Яков Лукич, чуть ли не впервые за все время совместного и дружного житья, наотмашь, с силой ударил немолодую свою жену, сказал приглушенно и хрипло:
- Молчи! Она же нас в такую трату даст! Молчи! В ссылку хочешь?

Яков Лукич тяжело поднялся, снял с сундука небольшой замок, осторожно прошел в теплые сени и замкнул дверь горенки, где была его мать.

Старуха услышала шаги. Давным-давно она привыкла узнавать его по шагам... Да и как же ей было не научиться распознавать слухом даже издали поступь сына? Пятьдесят с лишним лет назад она - тогда молодая и красивая казачка, - отрываясь от домашней работы, стряпни, с восторженной улыбкой прислушивалась к тому, как неуверенно, с перерывами шлепают по полу в соседней горнице босые ножонки ее первенца, ее единственного и ненаглядного Яшеньки, ползунка, только что научившегося ходить. Потом она слышала, как вприпрыжку, с пристуком, топочут по крыльцу ножки ее маленького Яшутки, возвращающегося из школы. Тогда он был веселый и шустрый, как козленок. Она не помнит, чтобы в этом возрасте он когда-нибудь ходил, - он только бегал, и бегал-то не просто, а с прискоком, вот именно как козленок... Тянулась жизнь - как и у всех, кто живет, - богатая длинными горестями и бедная короткими радостями; и вот она - уже пожилая мать - недовольно вслушивается по ночам в легкую, как бы скользящую походку Яши, стройного и разбитного парня, сына, которым она втайне гордилась. Когда он поздно возвращался с игрищ, казалось, что чирики его почти не касаются половиц, - так легка и стремительна была его юношеская поступь. Незаметно для нее сын стал взрослым, семейным человеком. Тяжеловесную уверенность приобрела его походка. Уже давно звучат по дому шаги хозяина, зрелого мужа, почти старика, а для нее он по-прежнему Яшенька, и она часто видит его во сне маленьким, белобрысым и шустрым мальчуганом...
Вот и теперь, заслышав его шаги, она спросила глуховатым, старушечьим голосом:

- Яша, это ты?

Сын не отозвался ей. Он постоял возле двери и вышел во двор, почему-то ускорив шаги. Сквозь дремоту старуха подумала: "Хорошего казака я родила и доброго хозяина, слава богу, вырастила! Все спят, а он на баз пошел, по хозяйству хлопочет". И горделивая материнская улыбка слегка тронула ее бесцветные, высохшие губы...

С этой ночи в доме стало плохо...

Старуха - немощная и бессильная - все же жила; она просила хоть кусочек хлеба, хоть глоток воды, и Яков Лукич, крадучись проходя по сенцам, слышал ее задавленный и почти немой шепот:
- Яшенька мой! Сыночек родимый! За что же?! Хучь воды-то дайте!
...В просторном курене все домашние избегали бывать. Семен с женой и дневали и ночевали во дворе, а жена Якова Лукича, если хозяйственная нужда заставляла ее бывать в доме, выходила, трясясь от рыданий. Но когда к концу вторых суток сели за стол ужинать и Яков Лукич после долгого безмолвия сказал: "Давайте пока это время переживем тут, в летней стряпке", - Семен вздрогнул всем телом, поднялся из-за стола, качнулся, как от толчка, и вышел...

...На четвертый день в доме стало тихо. Яков Лукич дрожащими пальцами снял замок, вместе с женой вошел в горенку, где когда-то жила его мать.
Старуха лежала на полу около порога, и случайно забытая на лежанке еще с зимних времен старая кожаная рукавица была изжевана ее беззубыми деснами... А водой она, судя по всему, пробавлялась, находя ее на подоконнике, где сквозь прорезь ставни перепадал легкий, почти незаметный для глаза и слуха дождь и, может быть, ложилась в это туманное лето роса...

Подруги покойницы обмыли ее сухонькое, сморщенное тело, обрядили, поплакали, но на похоронах не было человека, который плакал бы так горько и безутешно, как Яков Лукич. И боль, и раскаяние, и тяжесть понесенной утраты - все страшным бременем легло в этот день на его душу...

Оказывается, "зачистка балласта" тогда была нормой!

"На первый взгляд данный эпизод крайне неприглядно характеризует одного из отрицательных персонажей романа — Якова Лукича Островнова. Но в действительности всё немного не так: казак Лукич поступил в полном соответствие с многовековым обычаем донских казаков. Когда старики (чаще всё-таки женщины) теряли возможность самостоятельно себя обслуживать и, тем более, впадали в маразм, родственники поступали с ними именно таким образом.
С позиций казачьей морали поступок «Лукича» — это помощь члену своей казачьей общины достойно «уйти» — не более того. Например, старики, став немощными, сами просили сыновей помочь им помыться — в последний раз, в баньке и ложились в гроб. Чтобы уже больше не встать.
Вот такой был этот «народ» — казаки". (с)

Моральные нормы донского казачества

3

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать учетную запись

Зарегистрируйте новую учётную запись в нашем сообществе. Это очень просто!


Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.


Войти