Stylist

Судьба гей-пары, совершившей каминг-аут для спектакля "Выйти из шкафа"

В теме 3 сообщения

"напряжение и агрессия со стороны правоохранительных органов, а также «общественности», кажется, только усиливается. Об этом свидетельствует факт срыва спектакля «Выйти из шкафа» провокаторами в Москве" (2016г.)

— Насколько охотно люди шли на контакт, зная, что рассказанное ими будет использовано в спектакле?

— Знакомые шли, тем более, что мы гарантировали им анонимность. Но в результате герои, которые стали у нас главными, вообще открытые геи, у них проблема с каминг-аутом решена (по крайней мере, у одного, он даже сделал это публично, в YouTube). Не то чтобы они везде и всем об этом сообщали, ведь далеко не во всех ситуациях, тем более социальных, нужно об этом говорить. В спектакле мы заменили имя одного из наших героев. Он сам из Дагестана, там эта тема очень остро воспринимается. И тем не менее, он решился на каминг-аут. Но его каминг-аут закончился неудачно, родители и братья его не приняли. И была даже реальная угроза его жизни. Герои, кстати, приходили к нам на спектакль, участвовали в обсуждении и даже выходили на сцену на поклонах.

— Как они реагируют на спектакль? Что говорят?

— Для них очень важно, что они поучаствовали в создании спектакля, потому что у них сформированная гражданская позиция, они считают, что надо объяснять людям, что каминг-аут — это не страшно. Они хотели не только свои проблемы решить, но и громко заявить об этом, объяснить, почему это надо делать. Они сторонники честной открытой жизни и поэтому, наверное, при нас совершенно свободно общались друг с другом. Меня сразу подкупило, что у нас была возможность наблюдать за их отношениями, и они их абсолютно не стеснялись. Я уже тогда поняла, что это будет не стандартный вербатим, когда монологи режутся и каким-то образом монтируются. У нас была реальная возможность фиксировать их диалоги. К тому же у них интересный язык, они ребята с юмором, так что возникает ощущение, будто это умный драматург с хорошим чувством слова написал, хотя на самом деле это просто запись наших разговоров с ними и их разговоров между собой.

Порознь я с ними не встречалась, только однажды говорила с Феликсом, когда братья в очередной раз увезли его бойфренда в Дагестан, и Феликс очень нервничал, но в результате это интервью никуда не вошло, потому что он очень деликатный человек и все время говорил: «Не знаю, могу ли я рассказывать про него без него» и так далее. Но вообще, они настолько разные, что у нас сразу возникли характеры: Рустам (это имя мы выбрали для пьесы) более сдержанный, деловой, а Феликс — живой и непосредственный.

— То есть они выгодно отличались от других ваших героев?

— Да, к тому моменту, когда мы с ними познакомились, у нас достаточно много интервью было записано. В основном с 30-40-летними, которых вполне устраивала их двойная жизнь. Многие находились в долгих отношениях со своими парнями, но при этом совершенно нормально жили с тем, что ни родители, ни коллеги ничего не знают. Закон о гей-пропаганде их якобы не касается, в жизни им ничего не мешает. Такая конформистская, вполне понятная позиция.

— А много людей откликнулось на объявление о том, что вы ищете героев?

— Да, порядочно, но многие из них были не вполне адекватными и навязывались со своими трагическими историями, это всегда чуть настораживает. Так что мы предпочли следить за Феликсом и «Рустамом», за каминг-аутом второго. А потом начали репетировать с артистами пьесу. Недели две репетировали, и я позвала ребят, чтобы наши гетеросексуальные артисты их как-то почувствовали.

— И что они сказали? Узнали себя?

— Ага. Потом они не раз приходили, с удовольствием общались с актерами. И актерам это очень помогло. Нельзя сказать, что они прямо «снимали» образы, как, например, в вербатиме. Но эти встречи с героями, обычная болтовня о бытовых вещах, помогли им почувствовать, что у ребят внутри. В итоге парни были очень довольны нашим кастингом, говорили, что это как будто они сами. На премьеру они привозили маму Феликса, и она тоже, как ни странно, в Кате Строговой, которая ее играет, узнала себя.

— Скажи, а спектакль каким-то образом в итоге повлиял на историю реальную?

— Ну, тут сложно прямые связи точно установить. Но в реальности мама «Рустама» тайком от мужа и сыновей вышла с ним на связь и сообщила, что они с тетей его принимают и любят несмотря ни на что. Связано это со спектаклем или же с тонкой душевной организацией самой мамы, которая пусть тайком, но сообщила сыну, что она его принимает — мне не известно. Я не берусь утверждать наверняка, но для меня это было важно. Тем более, что это позволяет уйти от стереотипа, что восточные люди, мусульмане, никогда не примут гомосексуальность своих детей.

— А как отнеслось ЛГБТ-сообщество к спектаклю? Ходят ли на него геи?

— Да, и довольно активно. Ребята приводили своих близких друзей, не обязательно гомосексуалов: у них очень обширный круг общения, потому что Феликс учился на искусствоведа, а «Рустам» работал в РБК. В итоге первые два месяца после премьеры был настоящий зрительский бум. В наш зал на 60 человек приходили сто, и мы их чуть ли не на сцене сажали. Потом поток потихоньку стал иссякать. И в какой-то момент я поняла, что для тех, кто не открыт, прийти на «Выйти из шкафа» — это уже поступок, почти как сделать каминг-аут. У нас было несколько случаев, когда зрители приходили с родителями, и некоторые мамы в финале рыдали, возможно, уже что-то зная или не зная, но догадываясь.

— Прямо социальный театр в действии.

— Конечно! Вот недавно, пару спектаклей назад, какая-то женщина приняла актеров за героев и стала советовать им срочно уезжать в Данию. Конечно, я изначально понимала, что это важная тема, что социально она очень значима. Но только в Питере, когда мы играли его на «Квир-фесте», мы все почувствовали, что это не просто спектакль, а спектакль, который помогает кому-то, дает какие-то рецепты. А еще в Питере на спектакль пришла наша вторая героиня-мама — это второй нарратив в спектакле: история с Димой, который, уже будучи взрослым, осознал себя геем. Он тоже хотел все рассказать родителям и обязательно планировал каминг-аут, но боялся, что родителям уже много лет, и они не поймут. Его маме было на момент Диминого каминг-аута 65 лет, папе 72. Тем не менее, он все равно им открылся. Для мамы сначала это было тяжело и болезненно, но потом она в этом даже обрела некую миссию, стала активисткой питерского движения «Выход» и теперь просвещает матерей, как принимать своих детей-гомосексуалов.

— Кстати, про детей. Ты же тоже мама сына. Насколько для тебя самой это терапевтическая история?

— У меня при всей моей либеральности, открытости, готовности к принятию, тоже есть страх — страх нарушения моих ожиданий. Но благодаря этой работе я освободилась от ожиданий, мне кажется, это самое главное, что нужно с собой делать. Не то чтобы я ждала, что мой сын окажется геем или гетеросексуалом или сделает успешную карьеру. Главное, чтобы у тебя вообще не было ожиданий, потому что они очень сильно давят на ребенка, мешают ему делать выбор. А свобода выбора — это самое важное, как мне кажется.

***

Похоже, Настя права: иначе как объяснить тот факт, что, поучаствовав в создании спектакля и максимально открывшись, Феликс и его бойфренд уехали в Штаты. Будем надеяться, что теперь ребята в безопасности. Более того, они уже успели сочетаться законным браком в американской  мэрии и начали дистанционно консультировать геев, живущих в самых гомофобных точках нашей страны. Герои «Выйти из шкафа» на собственном примере доказывают, что можно быть свободными и выбирать того, кого любишь. Правда, ситуация в России такова, что мы даже не можем назвать настоящее имя «Рустама», так как это поставит под угрозу его оставшуюся в Дагестане семью, их репутацию, а возможно, и жизнь. И пока так происходит, любое художественное высказывание на эту тему становится смелым и значимым, независимо от своей эстетической ценности. В каком-то смысле оно тоже становится каминг-аутом — каминг-аутом для деятелей искусства, которые признают, что проблема есть, а ее решения у них нет.

Источник

6

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Просто превосходно! Я немного глянул спектакль краем глаза. Но не целиком. Неплохо. Хотя есть что-то что не понравилось. Скажу честно. Вот этот мужик с компом как-то плохо заходит.

1

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
49 минут назад, Dante сказал:

Вот этот мужик с компом как-то плохо заходит.

Если знать предысторию и смотреть внимательно, да еще и вслушиваться в разговор, который порой плохо слышен, --- возможно, отношение будет другое.
Мужик Дима не решается сделать камин-аут перед своими старыми родителями, боится их реакции.
Его маму сыграла актриса, которая исполнила роль бабушки в скандальном сериале "Школа":

«Выйти из шкафа». Аля Федоровна Никулина и Александр Усердин (на экране) в роли ее сына, который совершил каминг-аут. Родители, которым уже 65 и 72, приняли его таким, как есть. (с)

Кстати, режиссер и автор пьесы - женщины. Роли исполняют гетеро-актеры.

3

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать учетную запись

Зарегистрируйте новую учётную запись в нашем сообществе. Это очень просто!


Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.


Войти