Dante

А фантазию куда дели?

В теме 2 сообщения

Что же такое человеческое воображение? Что это за удивительная способность, которой обладает большинство из нас, что позволяет путешествовать сквозь пространство и время, испытывая на себе влияние вымышленных миров, предметов, страхов и удовольствий. Когда мы думаем о чувственных характеристиках чего-либо, например, яблока или заката, у большинства из нас в сознании сразу же возникнет зрительный образ соответствующих вещей. Мы буквально осознаем определенную версию яблока или заката, хотя этот переживаемый нами опыт и является несколько размытым и смазанным, ослабленным по сравнению с восприятием реального видимого объекта. 

Способность человека к воображению (прим пер.  – Здесь и далее под воображением будет пониматься способность спонтанно или преднамеренно создавать в сознании образы объектов, имеющих чувственные характеристики) тысячелетиями была центральным предметом обсуждения  человеческой психики сначала философами, затем психологами, а в настоящее время – специалистами по нейронаукам. Практически любой поведенческий или когнитивный процесс, для усиления которого необходима симуляция входящей сенсорной информации, тем или иным образом оперирует зрительными образами. 

Однако существует относительно небольшая группа людей, у которых идея о том, что люди могут самостоятельно вызывать зрительные образы в своем сознании, может вызвать крайнее удивление. У таких людей нарушена способность формировать воображаемые зрительные образы: такое состояние называют афантазией. В противоположность этому, чрезмерный наплыв визуальных образов занимает важное место в психопатологической структуре тревожных расстройств, депрессии, шизофрении и болезни Паркинсона. Кроме того, активное воображение является довольно важным компонентом различных психологических методик. Таким образом, влияние воображение на сознание неоднозначно: в разных ситуациях оно может быть полезно, в других – неблагоприятно, а в некоторых и вовсе быть ненужным. Изучая это противоречивое явление, мы даем себе возможность совершить новые удивительные открытия, касающиеся природы нашей психики. 

Говоря о «мысленном взоре», люди обычно имеют в виду произвольное, то есть, происходящее по собственной воле, воссоздание в сознании некоего чувственного опыта. Однако существует множество примеров непроизвольных чувственных переживаний, так же не связанных с воздействием на анализаторы и прямым входом сенсорной информации. К примеру, при синестезии и зрительных галлюцинациях люди могут переживать восприятие цвета без соответствующего возбуждения фоторецепторов сетчатки. Люди, страдающие посттравматическим стрессовым расстройством (ПТСР), могут переживать так называемые «флешбеки»  – наплывы ярких, интенсивных воспоминаний о травмирующем событии, воспринимаемые как непроизвольные зрительные образы. Подобные «бессознательные», непроизвольные чувственные переживания без прямого входа соответствующей сенсорной информации иногда называют «фантомным восприятием». В рамках одной из парадигм, процессы формирования визуальных образов в сознании можно разделить на два типа: произвольные и непроизвольные. Эти две категории аналогичны подтипам внимания – эндогенного и экзогенного. И так же, как и в ранний период исследования внимания, нынешние исследования только начинают проливать свет на сходства и различия между этими двумя формами «фантомного восприятия».

Важно отметить, что воображение затрагивает все пять чувств. Тем не менее, аналогично исследованиям реального восприятия, преобладают работы по изучению именно визуального воображения. Конечно, люди – это «визуальные» существа. Это становится ясно, когда мы видим насколько велики отделы коры головного мозга, ответственные за обработку зрительной информации, по сравнению с аналогичными отделами для других органов чувств. Кроме того, визуальная информация сама по себе крайне насыщенна и полна деталями, что делает ее восприятие важнейшим инструментом для сбора информации об окружающем мире. Тем не менее, следует помнить, что сосредоточение исследовательских усилий на изучении формирования лишь визуальных образов накладывает определенные ограничения на возможность изучения воображения вообще, так как полученные результаты нельзя экстраполировать на аспекты воображаемых образов, связанных с другими органами чувств.

Подробнее тут: http://psyandneuro.ru/stati/the-human-imagination/

3

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Для меня важны цвета, но запахи и тактильные ощущения запоминаются не меньше. Очень часто фантазии вызывают именно они. Иногда диалоги, то есть речь... 

В общении же с человеком большее значение имеет само ощущение рядом с ним (а это уже собирательный образ), чем визуальный ряд, но это имхо. 

Изменено пользователем ПоследняяСофия
0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать учетную запись

Зарегистрируйте новую учётную запись в нашем сообществе. Это очень просто!


Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.


Войти

  • Последние посетители   0 пользователей онлайн

    Ни одного зарегистрированного пользователя не просматривает данную страницу