Dante

Новый опыт как фактор качества литературы

В теме 11 сообщений

На днях прочитал рассказ на фикбуке, обратил внимание на высокий рейтинг и на лёгкость чтения, на то, что рассказ затрагивает эмоции, но при этом читать второй раз его не хочется. Тут как-то сразу к месту:

Цитата

Жила-была одна книга. Она воровала у людей время. Но как подобное можно подумать о книге? Она же книга! Так она и ходила от человека к человеку — непойманная. А у писателя, который книгу написал, она вообще жизнь украла. (с) Виталий Пуханов

И обратил на это внимание. Рассказ обязательно должен нравится, потому что даёт фантазии, которые приятны человеку. Да, он не придаёт никакого нового опыта, свежего взгляда на ситуацию. Разве это необходимо, чтобы ощущать интерес к прочитанному, помимо привязанности к "вирусным фантазиям". 

Всем ли людям обязательно нужно ощущать новый взгляд, мысли и ощущения, чтобы получить дополнительные эмоции от произведения?

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
В 18.02.2020 в 08:28, Dante сказал:

На днях прочитал рассказ на фикбуке, обратил внимание на высокий рейтинг и на лёгкость чтения, на то, что рассказ затрагивает эмоции, но при этом читать второй раз его не хочется.

Новое как новый какой-то факт (исторический или научный) -- для меня не повод "прикипать" к произведению: ну узнал и узнал, спасибо за новые сведения. 

Новый взгляд на старую проблему (особенно психологическую) притягивает сильнее, тут хочется разобраться и. возможно, перечесть, чтобы лучше вникнуть. Тогда и в прои много чего можно открыть, и в себе (что, конечно, куда важнее).

Понравиться может остроумие автора, его стиль и язык, философско-эстетическая система ценностей, образованность и много чего еще, вовсе не обязательно что-то принципиально вот -- новое. 

Но для пере-чтения надо все-таки созреть, иногда проходит довольно много времени... Никто сразу не перечитывает, даже великое...

А я вот перечитал недавно "Улитку на склоне" Стругацких и был весьма разочарован... Когда-то мне на одну ночь дали обморочно-бледный ксерокс журнального варианта (читал в ванной общаги)), понравилось, было столько восторгов...

А теперь не понравилось вовсе. 

2

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
18 минут назад, Сергей Греков сказал:

А теперь не понравилось вовсе. 

Мне из Стругатских много что не нравится, в том числе Понедельник начинается в субботу и Улитка на склоне, но не потому, что там нет нового, а потому что высокий уровень обскурантизма. Но тут можно предположить, что просто это я не вижу то, что другие люди видят.

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
4 hours ago, Dante said:

Мне из Стругатских много что не нравится, в том числе Понедельник начинается в субботу и Улитка на склоне, но не потому, что там нет нового, а потому что высокий уровень обскурантизма. Но тут можно предположить, что просто это я не вижу то, что другие люди видят.

Хм... Уж в чем-чем, но в "обскурантизме" Стругацких мне трудно обвинить...(

Обскуранти́зм (от лат. obscurans «затемняющий»), мракобе́сие — враждебное отношение к просвещению, науке и прогрессу

Мне у них всегда нравился юмор и блестящий стиль изложения, богатый язык, близкий к интеллигентно-разговорному. Мы тогда вот так говорили... А читать приходилось, в основном, косноязычные и неискренние объяснения в любви к Коммунистической Партии Советского Союза...((

Но "Улитка..." меня сейчас разочаровала ... устарелостью что ли... То, что тогда воспринималось как "фига в кармане", сейчас уже неактуально: нет ни того государства, ни партии, ни страхов. Теоретически можно отдать им должное: они одними из первых заострили взгляд на многие проблемы общества, и даже некоторые из этих проблем остались -- например, женщины, что размножаются партеногенетически и презирают мужиков... Но с тех пор уже столько понаписано-понапрочитано еще всего и всякого (в основном, увы, "всякого"), что эти робкие попытки осмыслить -- уже не очень интересно читать... Ну да, фантасмагория, которую из советской литературы изгоняли как злого духа. Ну и что? Мне было скучновато...

 

1

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
9 минут назад, Сергей Греков сказал:

То, что тогда воспринималось как "фига в кармане", сейчас уже неактуально: нет ни того государства, ни партии, ни страхов.

Может поэтому я её и не понимаю? То есть не ловлю центральный посыл

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
6 minutes ago, Dante said:

Может поэтому я её и не понимаю? То есть не ловлю центральный посыл

Однако мы до сих пор читаем Сервантеса и Толстого, и Достоевского -- хотя от тех социальных образований ничего не осталось. Разве что в "Преступлении и наказании" показан "остроумный способ расправы с мелкими кредитными организациями".))

1

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
1 час назад, Сергей Греков сказал:

Однако мы до сих пор читаем Сервантеса и Толстого, и Достоевского

Книги которых потеряли иногда больше половины своей актуальности. Тут спасается только то, что люди в целом меняются не так быстро.

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
29 minutes ago, Dante said:

Книги которых потеряли иногда больше половины своей актуальности. Тут спасается только то, что люди в целом меняются не так быстро.

Образ конкретного бюрократа и мощный символ бюрократии как таковой -- разные вещи и у Стругацких, как мне кажется, недобрую роль сыграли как раз "фиги в кармане" -- образы даны намеком, где намек важнее действенных художественных средств... Что делать -- такое им выпало время писать...

И это еще один повод в копилку моей нелюбви к совку, а не только пресловутая 121-я статья тогдашнего УК и сталинские репрессии.

Короче, т.н. "новое" к качеству собственно литературы имеет крайне опосредованное отношение. Или даже не имеет вообще.

3

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Наше восприятие одного и того же меняется во времени, как меняемся мы сами, приобретая новый опыт и новые шишки. То, что раньше казалось остроумным, мне теперь часто кажется фальшивым, глупым и пошлым. Но есть вещи, которые не девальвируются со временем, и их я связываю, прежде всего с описанием мыслей, ситуаций и поведения людей в этих ситуациях, которые пришлось встретить в жизни.   Например, взять ту же  "Войну и мир".  Вот лишь пара цитат:

Цитата

Но влияние  в свете есть капитал, который надо беречь, чтоб он не исчез. Князь Василий знал это, и, раз сообразив, что ежели бы он стал просить за всех, кто его просит, то вскоре ему нельзя было бы просить за себя, он редко употреблял свое влияние. (т.1)

Цитата

То, что показалось бы трудным и даже невозможным для другой женщины, ни разу не заставило задуматься графиню Безухову, недаром, видно, пользовавшуюся репутацией умнейшей женщины. Ежели бы она стала скрывать свои поступки, выпутываться хитростью из неловкого положения, она бы этим самым испортила свое дело, сознав себя виноватою; но Элен, напротив, сразу, как истинно великий человек, который может все то, что хочет, поставила себя в положение правоты, в которую она искренно верила, а всех других в положение виноватости.

...

В числе людей, которые позволяли себе сомневаться в законности предпринимаемого брака, была мать Элен, княгиня Курагина. Она постоянно мучилась завистью к своей дочери, и теперь, когда предмет зависти был самый близкий сердцу княгини, она не могла примириться с этой мыслью. (и далее там же, Т.3, ч.3)

Эмоции от прочитанного - это прежде всего, сопереживание, сочувствие или неприязнь к героям, печаль или радость от того, чем и как завершилось повествование, послевкусие от прочитанного. Какие тут могут быть новые ощущения? Я затрудняюсь. А мысли... Афоризмы, например. Это может быть одновременно и новый взгляд и новая мысль. Вот, к примеру, мне очень нравится:

Цитата

Писательство – вещь простая. Из двух фраз следует выбрать ту, что короче; из двух слов – то, что проще; из двух описаний – то, что яснее; из двух издателей – того, кто шлёт телеграмму, а не письмо.
Джон Стейнбек

 

2

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
2 минуты назад, Ветер сказал:

Наше восприятие одного и того же меняется во времени, как меняемся мы сами, приобретая новый опыт и новые шишки.

И это может быть причиной, почему в детстве нравились книги, которые бесполезны сейчас. Да?

4 минуты назад, Ветер сказал:

Какие тут могут быть новые ощущения? Я затрудняюсь.

Значит это не к этой теме.

4 минуты назад, Ветер сказал:

Вот, к примеру, мне очень нравится:

И мне нравится, очень жизненно. Для меня тут нового это забавный смысл с телеграммой и письмом. Хотя, если бы я родился в 2000, то возможно уже бы не был в курсе, что такое телеграмма :) 

1

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
31 минуту назад, Dante сказал:

И это может быть причиной, почему в детстве нравились книги, которые бесполезны сейчас. Да?

Конечно. ) Но тут дело даже не столько в полезности, сколько в самом взгляде. Например, в "Приключениях Тома Сойера" фигурируют дохлая крыса на веревочке, чтобы ее удобнее было вертеть, и мертвая кошка (кажется, в эпизоде на кладбище). Тогда мне было как-то все равно, а теперь вот кошку жалко.)) Смеюсь, конечно.) Вообще, дети часто жестоки, и сами этого не понимают. Не знаю, с чем это связано.

31 минуту назад, Dante сказал:

Для меня тут нового это забавный смысл с телеграммой и письмом. Хотя, если бы я родился в 2000, то возможно уже бы не был в курсе, что такое телеграмма :) 

Объекты меняются, но смысл-то остаётся.)

1

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать учетную запись

Зарегистрируйте новую учётную запись в нашем сообществе. Это очень просто!


Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.


Войти

  • Обсуждаемые сейчас

  • Последние посетители   0 пользователей онлайн

    Ни одного зарегистрированного пользователя не просматривает данную страницу