В теме 13 сообщений

Спойлер

Анакрео́нт (Анакрео́н, др.-греч. Ἀνακρέων, 570/559 — 485/478 до н. э.) — древнегреческий лирический поэт, один из Девяти лириков.

Стихи Анакреонта, написанные на ионийском диалекте греческого языка, предназначались для сольного пения или декламации в сопровождении музыкального инструмента (вероятно, лиры, отсюда говорят о «лирике» Анакреонта).

Афиней и «Суда» упоминают о пяти книгах текстов Анакреонта, подготовленных в Александрийской школе; три книги лирических произведений, одна — ямбических и одна — элегических. До наших дней дошли незначительные фрагменты, собранные из цитат позднейших авторов.

Анакреонт - наследник Алкея и Сапфо; однако тон его текстов более светский и более насмешливый. Концепция Анакреонта характеризуется простотой в восприятии мира, иронией по отношению к самому себе; глубокое чувство и страсть у Анакреонта отсутствуют. Основные мотивы — размеренное, сознательно культивируемое наслаждение радостями жизни: любовью, вином, пирами, свободой мысли; эмоциональный фон — предчувствие смерти и тягот старости.

Насколько я понимаю, многие в ЛГБТ-тусовке знают о Сапфо - одной из Девяти греческих лириков, однако остальные творцы античности такой популярностью, по-видимому, не пользуются.

Я сравнительно недавно узнала об этом персонаже, и, если честно, особо не заинтересовалась поначалу, но вот сегодня почему-то захотелось нарыть его стихи. Была удивлена: мне творчество Анакреонта представили как превознесение пиров, чувственных удовольствий и прочих радостей жизни (и Википедия полностью согласна с такой характеристикой), однако в стихах этого человека я увидела основной линией совсем другие вещи: 

1) Осознание старости и страх смерти:

«Поредели, побелели…»

Поредели, побелели
Кудри, честь главы моей,
Зубы в деснах ослабели,
И потух огонь очей.
Сладкой жизни мне немного
Провожать осталось дней:
Парка счет ведет им строго,
Тартар тени ждет моей.
Не воскреснем из-под спуда,
Всяк навеки там забыт:
Вход туда для всех открыт
Нет исхода уж оттуда.[5]

(Перевод А. Пушкина)

2) Неприятие разнузданных гуляний и негатива во время праздников: 

«Что же сухо в чаше дно?..»

Что же сухо в чаше дно?
Наливай мне, мальчик резвый,
Только пьяное вино
Раствори водою трезвой.
Мы не скифы, не люблю,
Други, пьянствовать бесчинно:
Нет, за чашей я пою
Иль беседую невинно.

(Перевод А. Пушкина)

«На пиру за полной чашей…»

На пиру за полной чашей
Мне несносен гость бесчинный:
Охмеленный, затевает
Он и спор, и бой кровавый.
Мил мне скромный собеседник,
Кто, дары царицы Книда
С даром муз соединяя,
На пиру беспечно весел.

(Перевод М. Михайлова)

3) Любовная лирика (куда без неё?): 

«О дитя с взглядом девичьим…»

О дитя с взглядом девичьим,
Жду тебя, ты же глух ко мне:
Ты не чуешь, что правишь мной,
Правишь, словно возница!

(Перевод Г. Церетели)

«…бросился я в ночь…»

…бросился я в ночь со скалы Левкадской
И безвольно ношусь в волнах седых,
Пьяный от жаркой страсти.

(Перевод В. Вересаева) 

https://libking.ru/books/poetry-/poetry/124356-anakreont-stihotvoreniya.html

На мой взгляд, это стихи интеллигентного, тактичного и много чего пережившего человека, который понимает, что в этой жизни истинно ценно. Даже в его любовной лирике не было пошлости. Единственный, над кем он насмехался - это он сам.

Внимание, вопрос: почему Анакреонта в первую очередь запоминают как распутного повесу? Откуда вообще пошло такое мнение о нём?

P. S.: И что вы сами думаете об этом поэте?) 

3

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

"Пьяной горечью фалерна
Чашу мне наполни, мальчик!
Так Постумия велела,
Председательница оргий..."

А это уже Катулл в пререводе Пушкина, но влияние Анакреонта чувствуется!)

Что-то дельное сказать о нем трудно -- фактов мало, многие стихи в обрывках... От Сапфо, кстати, осталось и того меньше, и мы в своем уважении к этим поэтам опираемся скорее на восторги античных современников, чем на собственные впечатления.

Но именно эти поэты впервые заговорили человеческим языком -- сделав древнюю поэзию Поэзией лирической, без завываний хора, треска од и эпиталам, уведя ее прочь от эпической тяжеловесности. Заговорили о чувствах. 

За то и любим!)

3

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
В 21.05.2019 в 16:52, Сергей Греков сказал:

За то и любим!)

Спасибо, Серёж.) Мне особенно понравился в зарождении поэзии отход от коллективного мышления. Что может быть более субъективным, чем стих?) 
Может, я здесь как-нибудь даже запилю темку про своего любимого лирика античности, если вдохновение накроет.)) 

1

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
В 21.05.2019 в 16:57, Атенаис сказал:

Спасибо, Серёж.) Мне особенно понравился в зарождении поэзии отход от коллективного мышления. Что может быть более субъективным, чем стих?) 

Гражданская, эпическая, социальная поэзия тоже. видимо была нужна, да и сейчас хватает трескучих "патриотических" стихов... Но их уже достаточно редко считают настоящей поэзией -- скорее агитками и "плакатным словом".
А кто твой любимый лирик античности?
Катулл?
Феокрит?
У писателя-пушкиноведа Раевского была прелестная повесть "Последняя любовь поэта" о нем...

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Только что, Сергей Греков сказал:

А кто твой любимый лирик античности? Феокрит? У писателя-пушкиноведа Раевского была прелестная повесть "Последняя любовь поэта" о нем...

Архилох.)) Я мало что знаю об античности в целом и её поэзии в частности, но этот товарищ запал в душу своей философией: первый индивидуалист, сведения о котором дошли до наших дней!)) 

А Феокрит чем прославился?) 

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Архилох, насколько я понимаю, бы жуткая язва и человек весьма неуживчивый, но именно индивидуальность эта и сделала его стихи особенными -- так до него никто не писал. И античный мир его заценил!

Это чувство непридуманной боли и возмущения потом подхватил (если можно так сказать)) Катулл. А острую сатичическую компоненту взял Марциал...

А Феокрит был поэт буколических радостей, лирик чистой воды... Почитай о нем эту повесть -- не пожалеешь! А еще у Раевского есть повесть "Джафар и Джан" -- то вообще восторг!!))

 

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
В 21.05.2019 в 17:29, Сергей Греков сказал:

Почитай о нем эту повесть -- не пожалеешь! 

Спасибо за совет, постараюсь добраться.)) 

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

А я Феогнида когда-то любил, за его ненависть к быдлу.

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
5 minutes ago, Венцель said:

А я Феогнида когда-то любил, за его ненависть к быдлу.

Увы, праведная ненависть высокородных к худородным редко останавливается на понятии "быдло"... Куда чаще под "худородными" понимают всех "неаристократов", а это -- именно мы, здесь собравшиеся... Великих князьёв не держим...

1

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
В 21.05.2019 в 22:40, Сергей Греков сказал:

Увы, праведная ненависть высокородных к худородным редко останавливается на понятии "быдло"... Куда чаще под "худородными" понимают всех "неаристократов", а это -- именно мы, здесь собравшиеся... Великих князьёв не держим...

Ну так и что теперь, я к поэзии тоже с классовых позиций подходить должен? :)

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
4 minutes ago, Венцель said:

Ну так и что теперь, я к поэзии тоже с классовых позиций подходить должен? :)

Как раз таки нет, ты сейчас с этих позиций к ней подходишь. Ужасно прозвучали твои слова...

В любом аспекте наше жизни только талант является критерием, заслуживающим внимания. Не голубая кровь и не бабло (в равной степени).

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
1 минуту назад, Сергей Греков сказал:

Как раз таки нет, ты сейчас с этих позиций к ней подходишь. Ужасно прозвучали твои слова...

Если мне нравился Феогнид за то, как он выражал свою ненависть к быдлу, это ещё не значит, что я автоматически ценю аристократов и презираю чернь. Мне без разницы, кто он и против кого высказывался, мне просто нравится, как он это делает. Ничего классового тут нет. 

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
49 minutes ago, Венцель said:

Если мне нравился Феогнид за то, как он выражал свою ненависть к быдлу, это ещё не значит, что я автоматически ценю аристократов и презираю чернь. Мне без разницы, кто он и против кого высказывался, мне просто нравится, как он это делает. Ничего классового тут нет. 

Я не большой поклонник нравоучительной, назидательной поэзии... Хотя она и дала таких популярнейших поэтов как, допустим, Омар Хайям.

Мне тогда ближе Авзоний: его стихи в преводе того же Пушкина:

Вот зеркало мое — прими его, Киприда!
Богиня красоты прекрасна будет ввек,
Седого времени не страшна ей обида:
Она — не смертный человек;
Но я, покорствуя судьбине,
Не в силах зреть себя в прозрачности стекла,
Ни той, которой я была,
Ни той, которой ныне.


 
3

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать учетную запись

Зарегистрируйте новую учётную запись в нашем сообществе. Это очень просто!


Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.


Войти

  • Последние посетители   0 пользователей онлайн

    Ни одного зарегистрированного пользователя не просматривает данную страницу