Dilandu Albato

Краткий справочник для написания космической фантастики

6 posts in this topic

Решил вот собрать некоторое количество кратких "tips" для космического фикшена...

* Космос не "ледяной" и не "холодный". Вакуум температуры не имеет. Нагревается или остывает объект по отношению к "комнатной" (для человека) температуре - зависит от того, как далеко он от звезды. На орбите Земли под солнечными легче перегреться, чем замерзнуть. На орбите Плутона - наоборот.

* Космическим кораблям нужно отводить ТЕПЛО. Их механизмы вырабатывают тепло. Тела членов экипажа вырабатывают тепло. Чтобы экипаж не сварился (а корабль - не расплавился), это тепло необходимо куда-то девать. Единственный способ сделать это в вакууме - это излучать тепло с радиаторов. Так что кораблю нужны радиаторы.

* Палубы космических кораблей расположены не параллельно направлению движения, а перпендикулярно. Космический корабль - это не океанский лайнер. Это, скорее, летящий крышей вперед небоскреб, этажи которого являются палубами. Делать иначе нет смысла, даже если у вас есть "искусственная гравитация".

* У космических кораблей нет понятия "скорость". У них есть понятия "ускорение" и "характеристическая скорость" (она же запас хода):

*** Ускорение - определяет, насколько быстро двигатели могут разгонять/тормозить корабль.

*** Характеристическая скорость - определяет, насколько корабль может увеличить/уменьшить свою скорость, израсходовав тот или иной запас рабочего тела.

* Запас топлива космических кораблей (если речь не идет о химических ракетах) обычно делится на две составляющие - собственно, топливо, и рабочее тело.

*** Рабочее тело - это то, что корабль выбрасывает из двигателей.

*** Топливо - это то, что корабль использует, чтобы получать энергию для выбрасывания рабочего тела.

У химической ракеты, топливо и рабочее тело - одно и то же. Но, например, у атомной ракеты - топливо, это уран в реакторе, а рабочее тело - разогреваемый в этом реакторе водород. У ионного двигателя, топливо - это электричество (откуда бы оно ни поступало), а рабочее тело - разгоняемый электричеством ионизированный газ.

* Движение космического корабля - это, скорее, полет снаряда, нежели самолета. Большую часть пути он летит по-инерции с выключенными двигателями.

* Дистанции космического боя - сотни и тысячи километров (для ракет, возможно и миллионы). Противники видят друг друга исключительно на экранах. Следствие из этого правила - никаких иллюминаторов и прозрачных кабин на космических кораблях нет.

* Лазеры не режут. Лазеры нагревают цель до расплавления (лазеры непрерывного луча), либо взрывают моментальным испарением (импульсные лазеры).

* Плазма абсолютно бесполезна в качестве оружия. Плазменное облако норовит расширится так быстро, что оно в буквальном смысле будет расширяться быстрее, чем удаляться от вашего корабля. Застрелиться из собственной пушки, конечно, изящно, но едва ли практично.

* Космические истребители бесполезны. Серъезно. Аналогии с самолетами и кораблями неверны: в то время как самолеты и корабли оперируют в разной среде (самолеты в воздушной, корабли в водной) космические корабли любых размеров находятся в абсолютно одинаковом вакууме. Нет никаких физических причин, почему громадный космический линкор не может быть столь же быстрым, как и крохотный космический истребитель.

* У ракет в Космосе нет предельной дальности. Даже если ракета полностью израсходовала запас рабочего тела, она будет продолжать лететь по баллистической траектории. Конечно, без двигателей она вряд ли сможет перехватить маневрирующий корабль, но вот попасть в планету/астероид/космическую станцию - хоть с другого конца системы.

* Фигуры высшего пилотажа в Космосе невозможны. Все эти эффектные "петли", "бочки" и "иммельманы" требуют атмосферы. В Космосе, если вы развернете космический корабль двигателями вперед, вы продолжите лететь в прежнем направлении - только двигателями вперед.

* Следствие из предыдущего правила: "сесть противнику на хвост" в Космосе вопиюще бесполезный маневр. Противник просто развернется к вам носом и расстреляет вас.

* Никакое силовое поле (защитный экран и т.д.) не может быть полностью непроницаемым. Как минимум, оно пропускает излучение в том диапазоне, в котором работают ваши сенсоры. Иначе говоря, если ваш космический корабль под защитным полем виден невооруженным глазом - это значит, что луч лазера, работающего в диапазоне видимого света, спокойно пройдет сквозь силовое поле. Оно для него прозрачно.

* Если силовое поле не прозрачно для инфракрасного излучения, то ваш корабль не может отводить тепло, и очень скоро перегреется.

* В Космосе ОЧЕНЬ ТРУДНО СПРЯТАТЬСЯ. Как уже упоминалось выше, космический корабль вынужденно излучает тепло - и на резко контрастном фоне космического пространства, даже слабый источник тепла легко заметен. Что уж говорить об излучении включенных двигателей. Их в буквальном смысле можно заметить с другого конца системы.

7

Share this post


Link to post
Share on other sites

Спасибо, но сюда же придется воткнуть и понятия: парсек, пространственный "прыжок" (иногда пишут гиперпрыжок), и особенности прохождения черных дыр (читал и плакал).

0

Share this post


Link to post
Share on other sites
5 минут назад, Младший брат Коля сказал:

Спасибо, но сюда же придется воткнуть и понятия: парсек, пространственный "прыжок" (иногда пишут гиперпрыжок), и особенности прохождения черных дыр (читал и плакал).

Всему свое время)

0

Share this post


Link to post
Share on other sites
55 минут назад, Dilandu Albato сказал:

Нет никаких физических причин, почему громадный космический линкор не может быть столь же быстрым, как и крохотный космический истребитель.

Ну зато он не будет столь же манёвренным. :) Хотя да, я об этом думаю последние 20 лет в звёздных войнах :) 

1

Share this post


Link to post
Share on other sites

Угу, а то вдруг снова прочитаю что-то типа: километры оставались позади флагманского крейсера. Это ж с какой скоростью полз этот несчастный, а главное - как ему удалось свалить со старушки-земли.

1

Share this post


Link to post
Share on other sites
7 минут назад, Dante сказал:

Ну зато он не будет столь же манёвренным.

Это да, это аргумент. В основном просто за счет элементарной длины - поворот будет создавать более сильную нагрузку на конструкцию. Но вот ускорение и запас характеристической скорости у линкора могут быть и больше, чем у мелкого истребителя.

8 минут назад, Младший брат Коля сказал:

Угу, а то вдруг снова прочитаю что-то типа: километры оставались позади флагманского крейсера. Это ж с какой скоростью полз этот несчастный, а главное - как ему удалось свалить со старушки-земли.

Yep!

1

Share this post


Link to post
Share on other sites

Create an account or sign in to comment

You need to be a member in order to leave a comment

Create an account

Sign up for a new account in our community. It's easy!


Register a new account

Sign in

Already have an account? Sign in here.


Sign In Now