Stylist

Почему художник должен быть голодным

В теме 26 сообщений

Считается, что голодный человек способен быть более креативным, чем его сытый коллега. В народе говорят: "Сытое брюхо к ученью глухо". Биографии выдающихся личностей это подтверждают. Но еще более веские аргументы приводит наука.

Бедность – не порок

Иоанн Златоуст называл бедность «сокровищем некрадомым, жезлом несокрушимым, приобретением неоскудеваемым». Как показывает опыт, аскетизм не только по образу жизни, но и в силу обстоятельств зачастую дает человеку дополнительные силы для духовного, личностного и творческого роста. История знает огромное количество примеров, когда пребывавшие в нищете и голоде, казалось бы наперекор судьбе, становились гениями. Крайняя нужда была спутником многих выдающихся личностей – Франца Шуберта, Модеста Мусоргского, Уильяма Блейка, Оскара Уайльда, Ван Гога. За Эдгаром По даже закрепилась слава «голодного художника». Вместо ожидаемой потери жизненного тонуса и апатии нужда производила обратный эффект: художника посещали порыв вдохновения и удивительная работоспособность. Например, живший впроголодь Франц Шуберт за очередную тарелку еды прямо в трактире был вынужден сочинять песню – за короткое время из под пера композитора выходили шедевры. Жизнь основоположника немецкой Реформации Мартина Лютера была сопряжена с тяжелейшим умственным трудом, сопровождаемым ограничениями в отдыхе и питании. Но именно при таких обстоятельствах реформатора посещали мысли и образы, стимулировавшие его религиозное творчество. Во многом благодаря аскезе Лютер смог осуществить титанический труд – перевод Библии на немецкий язык.

Голод как стимул

«Сытое брюхо к ученью глухо» гласит народная мудрость. Иконописец Алексей Гудков с этим согласен, более того он считает, что творить на голодный желудок гораздо полезней и плодотворней чем на сытый. При росписи храмов монастыря Махера на Кипре ему пришлось не только трудиться в поте лица, но и вести аскетичную жизнь монаха. По словам художника, строгий пост, в меню которого были только овощи, «изматывал и доводил до обмороков», однако лики, написанные в таком состоянии, получались более одухотворенными и глубокими. С точки зрения физиологии избыточное питание, особенно «тяжелыми» продуктами, способствует притоку крови к желудку, что в свою очередь препятствует полноценному снабжению кровью мозга. Как следствие – быстрая утомляемость, пониженная концентрация и сонливость. Умеренное голодание напротив - улучшает кровоток и снабжение мозга кислородом. Как показали современные исследования, голод способствует очищению организма, избавляя его от старых и омертвелых клеток, что высвобождает большое количество столь необходимой человеку энергии.

Диета для гениев

«Растительная, а не животная пища – ключ к новой жизни», – писал Рихард Вагнер. Композитор был не одинок в своих взглядах. Вегетарианство предпочитали многие гении прошлого. Вот только малый список: Сократ, Леонардо да Винчи, Исаак Ньютон, Вольтер, Артур Шопенгауэр, Альберт Эйнштейн, Бернард Шоу, Лев Толстой. Скромной диеты почти всю свою жизнь придерживался Стив Джобс. Он мог неделями питаться фруктовыми смузи, морковью и яблоками. Вкусовые предпочтения определяли и философию гения IT-технологий. По словам дочери Джобса «он верил, что богатый урожай дают пустынные места и что удовольствие происходит из ограничения». Американская Ассоциация Диетологов пришла к выводу, что употребление мяса препятствует развитию детей и раскрытию у них творческого потенциала. Согласно исследованиям, дети-вегетарианцы в среднем в 2,5 раз быстрее и качественнее усваивают учебный материал. Ассоциация также убеждает, что растительные и молочные продукты, обладающие «чистой и высокой энергетикой» способствуют развитию у человека большей духовности. Американцам вторят исследования Дж. Йотекьо и В. Кипани – ученых Брюссельского университета, которые показали, что вегетарианцы более выносливы и работоспособны чем «мясоеды», а также в несколько раз быстрее восстанавливают силы. К веганству пришел, например, легендарный бегун-сверхмарафонец Скотт Джурек. Он на своем примере доказал, что растительная пища идеальна для того, кому необходима супервыносливость.

Обжорству бой!

lev.jpg

Ученые давно заметили, что многие старики, выходя на пенсию, чтобы заполнить пустующее время, находят себе «развлечение» – начинают много и разнообразно есть. Однако чревоугодничество может иметь более серьезные последствия чем ожирение. Специалисты из клиники Майо в Аризоне установили, что чем больше пищи потребляет пожилой человек – тем выше риск приобретения болезни Альцгеймера или слабоумия. В испытаниях также установлено, что неумеренное питание – больше 6000 калорий в сутки – с возрастом отрицательно влияет на общее самочувствие и способствует проявлению когнитивных нарушений, а они, как известно, главное связующее звено между здоровым и слабоумным мозгом. Ученые установили среднюю норму для сохранения здоровых функций мозга – независимо от образованности и рода занятий это 2100 калорий в день. К любопытным результатам пришли и исследователи Университета Флориды. Они выяснили, что калорийность пищи уменьшает уровень содержания в человеческом мозге белка, который препятствует отмиранию нервных клеток. По мнению доктора Левенбурга, ограничение в калориях, пусть даже начатое в середине жизни, «сулит множество выгод».

От ожирения к творческому потенциалу

1026596_original-663x489.jpg

Благодаря современным методам, новосибирские ученые по-новому взглянули на эффективность деятельности голодного человека. Им удалось обнаружить отделы головного мозга, отвечающие за чувство голода. Одновременно с этим появился шанс разработать препараты, способствующие притуплению аппетита страдающих ожирением, воздействуя на эти отделы. Ученые при обследовании 18 человек после 36-часового голодания подтвердили, что в различных областях головного мозга сила кровотока увеличивается, особенно в островковом подкорковом слое, который посылает сигнал тревоги в случае каких-либо проблем. Снабженный кислородом мозг способен принимать более верные решения как в экстремальных ситуациях, так и при занятии творчеством. Более того, реагируя соответствующим образом на «позывы перекусить», человек может сам регулировать активность островкового коркового слоя мозга.

Голодный. Злой, но креативный

faa24e16c0c6edf95ff90fcab22b10df-663x497

Однако голодным быть не так-то просто. В силу того, что голодание высвобождает определенное количество энергии, не задействованной в переваривании пищи, эта энергия при физическом чувстве дискомфорта и неудовлетворенности может подпитывать негативные мысли и эмоции. Как известно, голодный человек зачастую бывает более раздражительным, вспыльчивым и даже злым чем сытый. Однако исследования немецких ученых опубликованные в издании «Academy of Management» свидетельствуют о преимуществе таких людей. Там утверждается, что «ворчливые и недовольные сотрудники» обладают гораздо более высоким творческим потенциалом. При этом негативные мысли и эмоции только стимулируют креативность. Авторы идеи – Кетрин Розинг и Майкл Фриз из Люнебургского университета – обнаружили что негативное мышление помогает человеку концентрироваться на проблеме и на возможностях ее разрешения. Именно негативные мысли способствуют лучшему пониманию ситуации, а после их «рассеивания» закладывается возможность для появления грандиозных идей. По результатам исследования представителей самых разных профессий, предполагавших тестирование до и после работы, выявлено: тот, кто пришел на работу не в лучшем расположении духа к концу рабочего дня выдавал наиболее креативный результат.

Источник

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
1 hour ago, Stylist said:

Крайняя нужда была спутником многих выдающихся личностей – Франца Шуберта, Модеста Мусоргского, Уильяма Блейка, Оскара Уайльда

Ну вот кто это придумал, что Уайльд жил в крайней нужде?? Прекрасно он жил, пока не спознался с этим отпрыском маркиза Куинсберри. А те полтора года. что он провел в тюрьме... Нас он наградил Балладой, а отпрыска -- сифилисом...

1

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Мне кажется не правильно смешивать понятие умеренности и вегетарианство. 

5 часов назад, Stylist сказал:

Согласно исследованиям, дети-вегетарианцы в среднем в 2,5 раз быстрее и качественнее усваивают учебный материал. Ассоциация также убеждает, что растительные и молочные продукты, обладающие «чистой и высокой энергетикой» способствуют развитию у человека большей духовности.

вот это как-то сомнительно :-)

Человек эволюционно рассчитан на периоды голода, и есть в организме механизмы, позволяющие его пережить. А на обжорство мы не рассчитаны. Помогает ли чувство голода эффективнее ловить мамонта? Очень может быть))

Изменено пользователем Yar
3

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
5 часов назад, Stylist сказал:

При этом негативные мысли и эмоции только стимулируют креативность.

самая креативная профессия - вахтер в студенческой общаге и сотрудник почты России. Никогда не улыбаются.  :-)

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
2 minutes ago, Yar said:

самая креативная профессия - вахтер в студенческой общаге и сотрудник почты России. Никогда не улыбаются.  :-)

Мне пару раз улыбнулись)) С одним из них живу до сих пор...

4

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
47 минут назад, Yar сказал:

...сотрудник почты России. Никогда не улыбаются.  :-)

Про вахтеров ничего не скажу, давно не сталкивалась.

А на нашей почте мне лично улыбаются.))

Когда я подхожу к оператору, здороваюсь с улыбкой, мне всегда улыбаются в ответ.))

Но допускаю, что этот же самый оператор, когда на него с первых слов с наездом и руганью, так же рыкнет на посетителя. Не должен, конечно, но...

 

1

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
4 минуты назад, Любопытная сказал:

 на нашей почте мне лично улыбаются.)

Наверное, это совсем некреативные сотрудники :D

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
2 часа назад, Сергей Греков сказал:

Мне пару раз улыбнулись)) С одним из них живу до сих пор...

Без исключений правила были бы невыносимы)) Я очень  сомневаюсь,  что улыбчивые проигрывают ворчливым в креативности

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

У голодных вегетарианцев и произведения такие же -  беззубые, "вегетарианские"... 

2

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

По словам дочери Джобса «он верил, что богатый урожай дают пустынные места и что удовольствие происходит из ограничения»

Да, с этим согласна полностью.

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

И все сводится к шекспировскому:

"Что делала бы благость без злодейства?"

 

***

Еще одна влюбленность как болезнь

Проникла в душу, все перевернула...

Ты, разум. с утешеньями не лезь:

Душа больна, она едва уснула.

Душа излечится... Но в гулкой тишине

Тревога снова расставляет сети:

Без этой боли как поверить мне, 

Что я еще живу на белом свете?

Изменено пользователем Сергей Греков
2

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
9 часов назад, Anidd сказал:

У голодных вегетарианцев и произведения такие же -  беззубые, "вегетарианские"... 

Ага, как у Гитлера. Хотя, наверное, он тогда еще не был вегетарианцем. Да и, в принципе, вроде картины у него ничего, лучше бы дальше рисовал, глядишь, на одного выдающегося художника больше было бы, и на одного кровавого диктатора меньше.

Впрочем, тогда он как раз был голодным художником - и в прямом и в переносном смысле. Неустроенность эта вся, непризнанность, тут война (Первая Мировая), ну и понеслось, дальше все знают. 

Не думаю, что художник должен быть голодным - ничего никто не должен. У всех по-разному складывается судьба. По-разному рождается творчество, у кого от голода и лишений, у кого прорастает только на благодатной почве, если этой почвы нет, черт знает, куда вырвется нереализованный творческий потенциал. 

Так что, про "голодных художников" есть разные мнения) Не сказал бы, что лишения всех и всегда заставляют сублимировать. А как же пресловутая пирамида потребностей Маслоу, согласно которой, высший уровень потребностей (а творчество как раз на высших уровнях) не может реализовываться, пока не закрыты базовые потребности? То-есть, да, истории много случаев известны, когда творили люди, ведущие скромный, аскетичный и даже полуголодный образ жизни. Но может им просто этого хватало, чтобы заполнить базовые уровни, и большего не требовалось, чтобы перейти к творческой самореализации? 

Ну и это "Талантам надо помогать, бездарность пробьются сами". 

Нет, скорее лишения - не обязательное условие таланта, напротив, творят вопреки им, а не благодаря...

4

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Я тоже думаю, что нужда - совсем не обязательное условие для расцвета творчества. Необходимы наличие таланта, желания и времени. Жизненные проблемы одних стимулируют к борьбе и заставляют искать новые пути, развиваться, другие сдаются и тонут. По-разному бывает. Рафаэль, Микеланджело, Леонардо нищими не были, как ни крути, наоборот, были обласканы властями. Микеладжело вообще начал карьеру скульптора с мошенничества, было дело.))) Пушкин тоже не голодал, как и Лермонтов с Толстыми всеми. Горький, Репин... да многие. Не знаю, но когда жрать нечего, то не очень до стихов и писанины с малеванием, разве что в надежде заработать.

4

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
2 часа назад, sollozapada сказал:

Нет, скорее лишения - не обязательное условие таланта, напротив, творят вопреки им, а не благодаря...

Я только за! за*бало это отсутствие бабла!))

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
35 минут назад, Сергей Греков сказал:

Я только за! за*бало это отсутствие бабла!))

Ты то тут причем? Мы же про талант)))

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
1 hour ago, sollozapada said:

Ты то тут причем? Мы же про талант)))

Вы? Про талант?? Вот уж точно ни при чем!!))

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
9 часов назад, Ветер сказал:

Я тоже думаю, что нужда - совсем не обязательное условие для расцвета творчества. 

Я думаю, это вот "художник должен быть голодным", или "учитель - это призвание" - это такие фразы, которые придуманы работодателями, чтобы меньше платить.

Вообще. для того чтобы быть хорошим художником нужно быть слегка е*анутым. Для гениальности желательно вообще полностью съехать с катушек.... но есть шанс остаться непризнанным гением. 

5

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Во время ВОВ, по-моему, было написано много песен. Был же значит всплеск творческой активности. Хотя в это время не то, что в нищете жили, а за жизнь боролись.

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Всего год или два назад я был уверен, что это правда. Посмотрите, что у нас есть? Биографии писателей, музыкантов. Очень многие бедные и несчастные. Сидишь и думаешь: не ну правда же.

Нет эмоций, нет опыта -- нет произведений.

Думал так очень долго, большую часть жизни. И вынужден признать, что баран, поймался на красоту мыслей, и не захотел разбираться в сути. Раньше мне очень нравилась идея о первичности эмоций, об их глубинной мудрости. Сейчас понимаю сколько дров наломал именно из-за этой глупости.

Здесь нужно рассмотреть два тезиса:

  1. Правда ли сильные эмоции способствуют творчеству
  2. Правда ли, чтобы вызвать сильные эмоции нужно быть голодным
  3. Правда ли, что смерть, война, и другие трагические события так же способствуют творчеству

Любой, кто хоть когда-то сталкивался с процессом творения знает, что успешные моменты в творчестве связаны с сильными эмоциями. Культура кишит примерами, когда писатели, музыканты, влюблялись, были на войне (вот сейчас подгонят фильм про Толкиена), и писали свои лучшие произведения. Всё это многообразие случаев как бы подталкивает нас к выводу, что там, где сильные эмоции -- там вдохновение.

Что является предметом творения? Оформленная идея, мысль. Я не буду говорить о ценности этой мысли. Мысль может быть захватывающая, а может и не быть. Но чем лучше она проработана, чем лучше творец понимает её, тем лучше результат. Не зря работа писателя похожа на работу детектива, который пытается распутать свои же мысли. 

Когда мы плохо понимаем свою задумку, своих героев, их историю, их разум, мотивацию, смысл поступков, сущность истории, наши произведения пишутся дольше, хуже, скучнее. И что самое важное, от плохо проработанных идей, мы ощущаем меньше эмоций. Потому что мозг чувствителен к уродству идей.

Помните, что происходит с вами, когда вдруг после многих дней, месяцев, а может быть лет, вы находите правильную последовательность поступков и мотивации для героя? Помните как это выглядит? Озарение! Неуёмный безудержный поток чувств, пронизывающий все уголки души. Пир сознания по красоте! Красоте сюжета или идеи. Тогда вы пишите лучшим образом, почти с первого раза.

Что здесь оказалось первичным, сильные эмоции или найденная красота?

А что говорит нейробиология? С одной стороны отрицательные эмоции способны сконцентрировать ваше внимание. Помните, секрет савантов? Им удалось получить свои способности в том числе из-за сверхвысокого уровня концентрации. Когда вы сконцентрированы на рассказе, идее, вы быстрее найдёте лучшее решение. Короткий стресс способен временно активировать внимание человека. Но это не справедливо в отношении длительного стресса.

Более того, голод отвлекает, и нам это хорошо известно. А серьёзный голод ухудшает работу мозга. О какой пользе можно говорить, если эффективность мышления падает? Вы серьёзно?! И здесь я должен был вспомнить о писателях наркоманах, писателях алкоголиках, писателях, которые вели вредный образ жизни. И при этом писали... Но может быть они бы написали больше и лучше, если бы не их вредные привычки? Ответ на этот вопрос не прост.

Как ни странно, именно творцы алкоголики, наркоманы являются ярким доказательством того, что художник должен быть сытым.

Звучит дико? Но подождите минутку...

У приёма наркотиков есть причина: желание избавится от негативных эмоций. Не будем углубляться от куда эти эмоции взялись, вариантов много. Но факт состоит в том, что именно после приёма алкоголя или наркотиков человеку становится лучше. Конечно, это временное улучшение. Но это является ярким доказательством: чтобы творить нужно хорошо себя чувствовать. Чем автор более здоров, психически и физически, тем эффективнее он создаёт.

Способствует ли голод хорошему настроению? Нет!

Предыдущий год моей жизни показал, что для творчества нужна информация, познание и работа. Много работы, много информации. И что удивляет, на качество творчества почти никак не влияет кол-во переделок. А вот качество осмысления -- очень влияет. Теперь я понимаю, почему написав рассказ, через месяц или два начинаю ощущать стыд. Через месяц идея продумывается ещё лучше и всплывают новые дырки, новые места несовершенности героев. Это рождает неприятное чувство, и сегодня я понимаю, что с этим чувством нужно смириться, и идти дальше. Ведь черед год я стану совсем другим, и совсем иначе буду воспринимать свои идеи в прошлом. Не будет ничего идеального, потому что идеальность -- это смерть. А жизнь -- это смена взглядов.

Конечно многие творцы были бедны, но причина их бедности или голода не в гениальности, а в том, что они были сконцентрированы не на деньгах, а на творчестве, и достигли высоких результатов. Здесь голод -- следствие их творчества, а не творчество следствие голода.

Легко перепутать причину и следствие :) Не так ли?

3

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
14 часов назад, sollozapada сказал:

Да и, в принципе, вроде картины у него ничего

Почему Гитлер — все-таки плохой художник?

14 часов назад, sollozapada сказал:

ну и понеслось, дальше все знают. 

Ты имеешь ввиду "ораторский" психоз, который перешёл на других? А причём тут ИСКУССТВО?

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

А мне в связи с этой темой, вспомнилась недавняя про "мертвых свидетелей".

Здесь приведены примеры гениальных "голодных творцов", но мы же не знаем, сколько потенциальных гениев не реализовали свои способности, не создали то, что могли бы создать, именно из-за своей бедности (голода). А я думаю таких очень много, было и есть сейчас, гораздо больше, чем тех, кто смог реализоваться вопреки трудностям.

4

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Эх, любим мы всех под одну гребенку...)))

Художник может быть и голодным и сытым, и счастливо влюбленным и разочарованным, пригретым властью и опальным, прекрасным человеком и полным говнюком - главное, чтобы он при этом был талантливым.  И художник он не потому что голоден или сыт, а потому что талантлив! И для реализации каждому творцу нужен свой собственный "список условий" 

 

5

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
1 час назад, Olya сказал:

Эх, любим мы всех под одну гребенку...)))

А ещё мы состоим из воды, умеем улыбаться, наше лицо делает одни и те же движения во время удивления, и тысячи общих параметров, которые объединяют всех людей на земле.

Схожести не перечёркивают индивидуальности :) 

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
28 минут назад, Dante сказал:

А ещё мы состоим из воды, умеем улыбаться, наше лицо делает одни и те же движения во время удивления, и тысячи общих параметров, которые объединяют всех людей на земле.

Схожести не перечёркивают индивидуальности :) 

Дим, я немного не об этом))) Дело не в схожести и индивидуальности, а в нашей склонности к обобщениям.

То что тело человека на 60-70% состоит из воды - это медицинский факт!) Здесь общение с использованием слова "все" более чем уместно. Таких обобщений много

 А то что для реализации творческих способностей художник должен быть голодным (читай все художники) - притянутое за уши умозаключение) Может быть кому-то из художников и нужно быть голодным, но под эту гребенку не стоит грести всех.

Приемлемым утверждением было бы "есть художники, которые успешно творят будучи голодными"  С этим не поспоришь, наверняка есть. Но, с такой же вероятнстью, есть и другие.  И это не казуистика)

Изменено пользователем Olya
1

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
25 минут назад, Olya сказал:

То что тело человека на 60-70% состоит из воды - это медицинский факт!

Я именно это и имел ввиду: обобщение может строиться на фактах, на объективной схожести, а может строиться, как ты говоришь, на умозаключении, или на желании натянуть лягушку на удава. 

Как мне кажется, тут проблема не в склонности обобщать, а в ошибочности аргументации, потому что даже на нашем сайте таких "художников" скорее нет (а если есть, было бы интересно послушать как голод помогает творить). 

В данном случае (статья в топике) всё дело именно в ошибочной аргументации, которая даёт искажённое представление о процессе творения. И не понятно, зачем изданию распространять этот вредный мем. И этому журналисту, который написал статью, которая по сути говорит: если ты занимаешься творчеством, тебя нужно сделать бедным.

Мне не понятно, чем думал человек, когда он компилировал глупости из отрывков. Он против творчества? Или ему чем-то насолили художники? Обидели писатели? Что они ему сделали? Ах, да, он скорее всего просто решил заработать денег за проходную статью. Это просто бизнес... вот оно что.

Я думаю, что распространение вредных мемов, которые могут изменить жизнь тысячи людей в настоящем и будущем -- достаточно серьёзное преступление. Поэтому пусть творцы будут достаточно сытыми, чтобы иметь своё собственное мнение как им творить.

2

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать учетную запись

Зарегистрируйте новую учётную запись в нашем сообществе. Это очень просто!


Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.


Войти