Алан Тьюринг

"Русский характер"

В теме 19 сообщений

Из статьи Бориса Егорова "Русский характер": "Множество русских народных сказок строит сюжеты на воровстве: герои воруют яблоки, перо жар-птицы, коня и проч. и проч. — и эти акции трактуются как подвиг, а не как порок! Наверное, еще больше сказок про обманы: знаменитые «Лиса и волк», «Мужик и медведь» прославляют надувательство, сказочники явно издеваются над обманутыми простачками. Характерно, что на суровом и свободном Севере, который не затронуло ни татарское иго, ни крепостное рабство, процветала честность: дома никогда не запирались, не было конокрадства, не было обмана при торговле. Надо сказать, и позднейшее развитие купечества в центральной России создавало нравственную обстановку честности, ибо в свободной среде выгоднее быть честным!

В русском фольклоре чрезвычайно мало произведений о крестьянском труде. Кажется, есть только былинный образ Микулы Селяниновича. И совсем нет русских сказок про упорный и творческий труд (это уже в новейшее время писатели вроде Н. Лескова или П. Бажова как бы компенсировали недостачу и изобразили в своих сказах творческих, работящих умельцев), зато сколько угодно сказок имеется про чудесные подарки герою — одна сказка про Емелю-дурачка чего стоит. Не трудом, а чудом существует такой герой.

Любопытно, что вера в чудесное подношение существовала не только в народной среде. Безалаберный Ап. Григорьев, вечно пребывавший в загулах и в безденежье, готов был зарабатывать статьями, переводами, поэзией, но еще больше верил в божественное чудо, буквально надеясь, что Господь Бог подбросит ему — на улице или во дворе — кошелек денег. Поразительная разница с западным протестантом! Тот тоже верил в божественное покровительство, в то, что Бог отличает лучших, но нужно иметь право быть таким лучшим и потому усердно трудиться, в поте лица зарабатывать свое богатство.

Можно фатально ждать божьего внимания и благоволения, но при этом не менее фатально трудиться и трудиться. Фатальному ожиданию своей судьбы Ап. Григорьев противопоставлял свободное ее испытание, он как бы лез на рожон, желая увидеть, как Бог относится к нему, но лез не в труде и поте, а в «безобразиях», как он деликатно выражался, в пьяных загулах, в излишествах купленной любви и т. п. — ему, видимо, казалось, что Бог так скорее его заметит, простит грехи и поможет материально. А в «атеистическом» варианте вера не в труд, а в чудо точно выражена в арии Германна из «Пиковой дамы»:

Труд, честность — сказки для бабья...
Сегодня — ты, а завтра — я!
Так бросьте же борьбу,
Ловите миг удачи..."

(Егоров Б.Ф. От Хомякова до Лотмана - М.: Языки славянской культуры, 2003).

1

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Надежды на чудо возникают от безысходности...

Но кто сказал, что надо равняться на Германна?? Тоже нашли образец для подражания -- социально опасного безумца!))

3

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
2 часа назад, Алан Тьюринг сказал:

Множество русских народных сказок строит сюжеты на воровстве: герои воруют яблоки, перо жар-птицы, коня и проч. и проч. — и эти акции трактуются как подвиг, а не как порок!

Множество сказок, мифов и легенд вообще строят сюжет на воровстве. Выводить тут какой-то "русский характер" довольно глупо.

2 часа назад, Алан Тьюринг сказал:

 Характерно, что на суровом и свободном Севере, который не затронуло ни татарское иго, ни крепостное рабство

Любят очень многое валить на иго. Но иго - это система подчинения русских князей хану Золотой Орды. С какого боку это должно как-то отражаться на простом населении-то? Иго - это, конечно, не совсем вассалитет, это вынужденный вассалитет, основанный на завоевании, но все-таки не какая-то там жуть жуткая. Крепостное рабство... во-первых крепостная зависимость отличается от рабства, во-вторых крестьянская община - она и в Африке крестьянская община. 

Цитата

процветала честность: дома никогда не запирались, не было конокрадства, не было обмана при торговле.

Однако... почему-то в Великом Новгороде честность не процветала. Городские усадьбы обносились высоченными заборами, воровство и обман в торговле процветал неимоверно. Какая-то наивная идеализация: "среди белых снегов и холодных равнин, живут свободные дикари, не тронутые пороками цивилизации, чистые как свежевыпавший снег"...

2 часа назад, Алан Тьюринг сказал:

В русском фольклоре чрезвычайно мало произведений о крестьянском труде.

Ну так русский мужик крестьянским трудом занимался куда меньше чем его западноевропейский собрат. Ибо сезон сельскохозяйственной активности чрезвычайно короток. С другой стороны я пытаюсь что-то про крестьянский труд вспомнить в западном фольклоре и тоже ничего в голову не приходит.

 

 

 

2

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Ерунда какая то!

Сказки на то и сказки, чтоб там были чудеса. И чтоб богатство с неба, да! И чтоб лягушачью шкурку сбросить и красавица!))

А труд... это не сказка - это "жизня" такая. Кому интересны сказки про труд?))

А верить в сказки...

Ну судя по тому, сколько людей в мире играют в лотерею.)))

Получается верят в богатство, что должно свалиться с небес.)))

 

 

3

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Автор статьи/книги просто сначала дал себе некую сильно идеологизированную установку, а потом стал под нее довольно произвольно подгонять некие и весьма спорные факты.

Изменено пользователем Сергей Греков
2

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Греков, собственно, о статье всё сказал постом выше. А Илья указал направление истинного отличия в характерах - особенность отношения к труду из-за климата. Если в Европе можно было крестьянину с упорным трудом быть уверенным в благополучии, то тут далеко нет. Без факта осознания золотой рыбки и конька-горбунка за спиной было как-то крайне неуютно.

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
6 minutes ago, Кир Aquarius said:

Греков, собственно, о статье всё сказал постом выше. А Илья указал направление истинного отличия в характерах - особенность отношения к труду из-за климата. Если в Европе можно было крестьянину с упорным трудом быть уверенным в благополучии, то тут далеко нет. Без факта осознания золотой рыбки и конька-горбунка за спиной было как-то крайне неуютно.

А я что, имею против золотой рыбки? Она много моих желаний исполнила, пока чудить не начала от старости...)) 

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
1 минуту назад, Сергей Греков сказал:

А я что, имею против золотой рыбки? Она много моих желаний исполнила, пока чудить не начала от старости...)) 

Ты уверен что это была рыбка а не белочка?))

2

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
29 minutes ago, Кир Aquarius said:

Ты уверен что это была рыбка а не белочка?))

Белок в чешуе не бывает!)) Даже если они появляются на базе алкогольного делирия!

Изменено пользователем Сергей Греков
0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
38 минут назад, Кир Aquarius сказал:

Греков, собственно, о статье всё сказал постом выше. А Илья указал направление истинного отличия в характерах - особенность отношения к труду из-за климата. Если в Европе можно было крестьянину с упорным трудом быть уверенным в благополучии, то тут далеко нет. Без факта осознания золотой рыбки и конька-горбунка за спиной было как-то крайне неуютно.

Одно только уточнение: сейчас, что в России, что в Европе крестьян - от силы процентов 5 населения. И городской "менталитет" он как бы совершено другой. И совершенно другое отношение к труду. Если уж говорить о глобальных вещах, то для традиционного общества и для общества постиндустриального работа - это образ жизни, в то время как для общества индустриального, работа - это то, где ты проводишь определенную часть дня. Сейчас вот идет этот слом, это движение в сторону работы как образа жизни, что характерно для средневековье. Поэтому когда мы говорим "другое отношение к труду" у русских и европейцев о чем мы говорим? На самом деле мы говорим скорее о мещанском, городском сознании в Западной Европе и России в период Нового Времени, в период развития капитализма и протестантской морали. Ну да, в России этого не было... 

2

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
38 минут назад, Сергей Греков сказал:

А я что, имею против золотой рыбки? Она много моих желаний исполнила, пока чудить не начала от старости...)) 

На самом деле тут недавно какой-то депутат или... кто-то из сбербанка предложил убрать эти сказки, а то воспитывают в людях плохое :) 

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
19 минут назад, Сергей Греков сказал:

Белок в чешуе не бывает!)) Даже если они появляются на базе алкогольного делирия!

Ой, Сереж, не скажи) Не алкоголем единым, как говориться... ) Наука не стоит на месте)

Изменено пользователем Olya
0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
5 minutes ago, Olya said:

Ой, Сереж, не скажи) Не алкоголем единым, как говориться... ) Наука не стоит на месте)

Когда в Большом поставили "Сказку о царе Салтане", в роли белки выступил огромный мужик в соответствующем костюме...

Детей оттуда выносили.

2

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
29 минут назад, ElijahCrow сказал:

 Поэтому когда мы говорим "другое отношение к труду" у русских и европейцев о чем мы говорим? На самом деле мы говорим скорее о мещанском, городском сознании в Западной Европе и России в период Нового Времени, в период развития капитализма и протестантской морали. Ну да, в России этого не было... 

Нет, я говорил о крестьянском труде, в том числе и в допротестантскую эпоху. Европеец знал, что если он будет упорно трудится, его семья будет сыта, он будет иметь достаток и уважение. В России же упорный труд не гарантировал оного. То поздние заморозки побили всходы, то не успело созреть, как снегом засыпало. То залило, то высушило. Да ещё на наших почвах, которые нормальный урожай давали несколько лет, а потом опять деревья валить и пни корчевать. Поэтому европеец мог довольствоваться честным упорным трудом, а россиянин в голове всегда иметь щуку или какую другую рыбку, а то и противозаконное присвоение чужого имущества. Чтобы больше было уверенности в завтрашнем дне.

Протестантская мораль не на пустом месите возникла. Мы помним правило: "Религия легализует традицию". Сначала возникает традиция, а религия её уже вбирает в себя. В Европе было принято упорно трудится, протестантизм это в себя вобрал. На Аравийском полуострове не ели свинину и осуждали азартные игры, появившийся молодой ислам сделал это своей частью.

1

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Строго говоря, никакого русского характера не существует. Это называется социальным детерминизмом.

1

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
18 минут назад, Сергей Греков сказал:

Когда в Большом поставили "Сказку о царе Салтане", в роли белки выступил огромный мужик в соответствующем костюме...

Детей оттуда выносили.

Значит и искусство тоже не стоит на месте(

Я помню "короля Лира" в ТЮЗе в середине 90-х: старшеклассники на балконе чуть глаза в бинокль не сломали, разглядывая Регану топлес. А выносили оттуда учителей и родителей, после того, как король Лир нарисовал силуэт женщины на сцене и повернувшись к залу спиной, помочился на него (надеюсь не по настоящему). Главное, что смысла пьесы никто не уловил

Белочка в рыбьей чешуе тихо курит в сторонке...

 

1

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
5 часов назад, Кир Aquarius сказал:

Нет, я говорил о крестьянском труде, в том числе и в допротестантскую эпоху. Европеец знал, что если он будет упорно трудится, его семья будет сыта, он будет иметь достаток и уважение. В России же упорный труд не гарантировал оного. То поздние заморозки побили всходы, то не успело созреть, как снегом засыпало. То залило, то высушило. Да ещё на наших почвах, которые нормальный урожай давали несколько лет, а потом опять деревья валить и пни корчевать. Поэтому европеец мог довольствоваться честным упорным трудом, а россиянин в голове всегда иметь щуку или какую другую рыбку, а то и противозаконное присвоение чужого имущества. Чтобы больше было уверенности в завтрашнем дне.

Тут соглашусь. Отчасти. Однако есть еще один момент: увы, но "менталитет" по наследству не передается. Поэтому как только крестьянин приезжает в город и становится пролетарием, то у него и "менталитет" начинает меняться. В городе нет традиционного общества, и нет тех правил, которое задает традиционное общество. Большой город дает анонимность и безликость. Человек - тварь гибкая в плане моделей поведения. Мы очень хорошо подстраиваемся под новые условия. Поэтому тянуть "отношение к труду" из средних веков - бессмысленно. Не стоит приукрашивать условия жизни в Западной Европе. Трудишься-трудишься, а тут война, все пожгли, да всех убили. Или чума. И еще не забывай - Европа была перенаселена, а долгое интенсивное хозяйственное освоение многих регионов привело, к примеру, к дефициту леса. Хотя во многом ты и прав.

2

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
On 2/12/2019 at 11:35 AM, Алан Тьюринг said:

И совсем нет русских сказок про упорный и творческий труд (это уже в новейшее время писатели вроде Н. Лескова или П. Бажова как бы компенсировали недостачу и изобразили в своих сказах творческих, работящих умельцев), зато сколько угодно сказок имеется про чудесные подарки герою — одна сказка про Емелю-дурачка чего стоит. Не трудом, а чудом существует такой герой.

К сожалению, это во многом правда. Надежда на авось, на чудо русским очень свойственна, но также свойственна им и изобретательность, гибкость ума, сочувствие и желание помочь, и много других положительных качеств.

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать учетную запись

Зарегистрируйте новую учётную запись в нашем сообществе. Это очень просто!


Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.


Войти