Dante

Харуки Мураками. Привычка учиться

В теме 13 сообщений

Харуки Мураками. Привычка учиться
(«Асахидо» Мураками наносит ответный удар)

«Всех людей по большому счету можно разделить на две группы: тех, кто любит объяснять что-то другим и тех, что любит послушать чужие объяснения. Конечно, в каждой из этих групп найдутся более или менее талантливые, но в такие тонкости мы не будем углубляться.

Я отношусь к тем, кто любит учиться, а вот учить других людей мне совершенно несвойственно. Каждый раз, когда меня зовут прочесть лекцию или провести мастер-класс «Как написать роман», я вынужденно отказываюсь.
Нет ничего более печального, когда человек, не способный обучать других, оказывается на месте преподавателя. Стоит мне только представить, какой роман после моей лекции кто-то захочет написать, как голова моя идет кругом.

В американских университетах есть специальные творческие программы, где настоящие писатели учат студентов писать книги. Я никогда не принимал в них участия и поэтому точно не знаю, как все там устроено. Могу лишь догадываться, что 10 человек в группе собираются раз в неделю, чтобы прочесть вслух свои произведения, а потом их обсудить. Писатель, он же преподаватель, проверяет работы студентов и дает советы, как исправить ошибки. В чем прелесть этой системы? Студенты имеют возможность напрямую общаться с писателем и получать из первый рук действенные советы, а писатель имеет постоянный заработок. Объем работы в этой системе не такой уж большой, и свободное время писатель может тратить на собственное творчество. Я не могу в полной мере оценить насколько эта система эффективна, однако ничего плохого бы не было, если бы и в Японии появились подобные университетские программы. Для меня лично такая работа не подходит, однако какое замечательное слияние могло бы получиться — преподаватели, которые действительно умеют учить, и студенты, которые умеют учиться.

«Да разве можно научиться писать книги в университетской аудитории?» — такое мнение я считаю ужасно однобоким. Люди, а в особенности молодые люди, учатся всему и везде, и университетская аудитория не кажется мне таким уж неподходящим местом.

Впрочем сам я не люблю школу. Как следует я никогда не учился, и характер у меня был строптивый. Из средней школы мне запомнилось только, как учитель меня поколачивал; три года старшей школы я напропалую играл в маджонг и развлекался с девчонками; поступив в университет, ввязался в студенческие конфликты, вылетел после первого же семестра и сразу женился. Жизнь круто взяла меня в оборот, и что-то я совершенно не помню, чтобы я мог расслабиться и начать учиться как следует. Более того, я семь лет провел в Университете Васэда и совершенно ответственно заявляю, что не вынес из университета НИЧЕГО. Кроме своей жены. Но это приобретение трудно записать на счет превосходной университетской системы.

Только когда я вышел в большой мир и стал членом общества, я полюбил учиться. Почему так? Может быть благодаря тому , что я успел вдоволь наиграться в школьные годы? Или из-за того, что я не вписывался в школьную систему? А может быть причина в том, что мне необходимо было действовать по собственной воле, и только это придавало всему какую-то ценность.

На работе, когда выдавались выходные дни, я взахлеб переводил с английского любимые романы и учил французский язык со своим знакомым. Вот такой стала моя жизнь. Но и на работе я прилагал массу усилий, чтобы наблюдать, как люди ведут себя и внимательно слушал, о чем они говорят.

Слушать, о чем говорят люди — занятие увлекательное. Каких только людей и мнений нет на свете. Некоторые заставляют тебя воскликнуть от восторга «Да неужели!», а другие кажутся примитивными и лишенными смысла. Но даже к глупым и бессмысленным вещам стоит прислушаться — именно так ты понимаешь, что за всем стоит какая-то своя система ценностей. К тому же, если ты сделаешь шаг навстречу и покажешь, что готов искренне слушать, люди распахнут тебе свою душу. В то время я еще не знал, что стану писателем ( какие там романы!), но этот опыт потом помог мне написать мои книги и сыграл в моей жизни большую роль. А ведь вот таким вещам как раз и не учат в университетах.

Я думаю, и это мое субъективное мнение, что те, кто только и делал, что учился в молодые годы, став взрослыми превращаются либо в «перегоревших», либо в «ведомых». «Перегоревшие» учились как подорванные, но теперь они просто валяются на диване и смотрят телевизор, а «ведомые» хотя ничему особому уже не учатся, никак не могут обрести покой.

В конце концов каждый волен жить так, как ему нравится, но я по-прежнему всем сердцем люблю тех, кто в школьные годы самозабвенно валял дурака.

Судя по иллюстрациям моего друга, художника Андзая Мидзумару, можно предположить, что он тоже провёл свои юные годы беспечно прохлаждаясь.

24609_800.jpg
Иллюстрация Андзая Мидзумару к эссе Харуки Мураками

А вы что обо всем этом думаете?»

3

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Эх!! Я бы процитировала Паланика по этому поводу))) Но книжица уже в библиотеке, а на память я не рискну )):mosking: Кто знаком с его творчеством, тот поймёт о чём я)))

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Интересное мнение))) Очень интересное и очень спорное, потому что оно основано на опыте только одного человека. Но это же делает это мнение ценным - все эти утверждения - анализ личного опыта.

1 час назад, Dante сказал:

Каких только людей и мнений нет на свете. Некоторые заставляют тебя воскликнуть от восторга «Да неужели!», а другие кажутся примитивными и лишенными смысла. Но даже к глупым и бессмысленным вещам стоит прислушаться — именно так ты понимаешь, что за всем стоит какая-то своя система ценностей.

Золотые слова! Да, за каждым мнением стоит система ценностей, которая упала не с потолка, построена на основе индивидуального опыта человека. Единственное, что "режет ухо" в этом высказывании, так это оценка "...к глупым и бессмысленным вещам.." Очень часто мы считаем глупым и бессмысленным то, что по какой-то причине не в состоянии понять и принять сами

 

1 час назад, Dante сказал:

Я думаю, и это мое субъективное мнение, что те, кто только и делал, что учился в молодые годы, став взрослыми превращаются либо в «перегоревших», либо в «ведомых». «Перегоревшие» учились как подорванные, но теперь они просто валяются на диване и смотрят телевизор, а «ведомые» хотя ничему особому уже не учатся, никак не могут обрести покой.

Автор и сам говорит о субъективности своего мнения. Конечно, таких много, но еще больше и других и очень-очень разных)))

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Quote

Я думаю, и это мое субъективное мнение, что те, кто только и делал, что учился в молодые годы, став взрослыми превращаются либо в «перегоревших», либо в «ведомых». «Перегоревшие» учились как подорванные, но теперь они просто валяются на диване и смотрят телевизор, а «ведомые» хотя ничему особому уже не учатся, никак не могут обрести покой.

Мураками я не люблю, но в этом случае мой опыт совпадает с его: тем, на кого родители возлагали большие надежды, часто бывает трудно найти себя во взрослой жизни. И наоборот, те, которые в молодости были раздолбаями и сами пришли к необходимости учиться, обычно бывают более успешными.

Изменено пользователем Ace of Hearts
Убрал Олю из автора цитаты
0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
2 часа назад, Ace of Hearts сказал:

Мураками я не люблю, но в этом случае мой опыт совпадает с его: тем, на кого родители возлагали большие надежды, часто бывает трудно найти себя во взрослой жизни. И наоборот, те, которые в молодости были раздолбаями и сами пришли к необходимости учиться, обычно бывают более успешными.

Мне он тоже не особо нравится. И да, так тоже может быть, конечно, только слова это не мои, а Мураками из стартового поста. Я такого точно не говорила))) Не могли бы вы поменять автора цитаты)))

Изменено пользователем Olya
0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
5 hours ago, Olya said:

Не могли бы вы поменять автора цитаты)))

Поменял :) Извините, я недавно на форуме, с трудом разобрался, как это работает.

1

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
22 часа назад, Ace of Hearts сказал:

тем, на кого родители возлагали большие надежды, часто бывает трудно найти себя во взрослой жизни.

Я был болезненным (пятый класс я проучился в постели, да и дальше по месяцу-два проводил в больнице) ботаном-зубрилой, а братишка, самостоятельный и самодостаточный был предметом восторгов родителей. И, если честно, то я завидовал его уверенности, его самостоятельности, его уверенности. В лицо мне не говорили, но доносили добрые люди, как отец восхищался младшим, был уверен, что тот далеко пойдет.

Даже не обсуждается, он талантливее и способнее меня. Уже одно то, что, начав учиться в одном ВУЗе, он бросает его и поступает в другой, а затем и в третий. И каждый раз в первой тройке поступающих. А я в один-то на крыльях удачи поступил, считай, чудом.

Может и потому, что всё мне давалось трудом, а ему легко и просто, рутина взрослой жизни была ему не интересна. В то время, когда я пахал на двух-трех работах, он... продолжал себя искать.

Конечно, моя жизнь скучнее, серее, чем его. Обыденней. Но я ему никогда не завидовал, как можно завидовать родному человеку? Если бы к его таланту, да каплю моего трудолюбия, его имя гремело бы. 

2

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

В обучении одна польза: научиться самому потом находить все то, что нужно.

1

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Я думаю, что пейсатель прав. Чтобы стать успешным и обрести какое-то твердое место, надо учиться у самой жизни. Понять, чем ты действительно будешь заниматься и в чем ты хорош, можно только путем опыта, а никак не в теории. И чем больше проводишь времени в учебных заведениях, тем меньше его остается на получение этого опыта. С педагогической точки зрения намного более эффективно, чтобы тебя пару раз выкинули из вуза, загребли в армию, потом ты сменил несколько работ, и, наконец, сам осознал необходимость корочки для дальнейшей карьеры, поступил и закончил.

Я, например, много лет учился после окончания школы. Все мне давалось очень легко, потому что было интересно, а упорным трудом я ничего не добивался, даже не пробовал. Причем учился не только в вузике, сам тоже. Много читал по специальности и т.д. Из-за чтения научной литературы даже забросил на какое-то время художественную, так что только сейчас нагоняю. К жизни и карьере это все изначально не имело никакого отношения. Да у меня не было ни личной жизни, ни каких-то интересов кроме учебы. Ну и что? Сейчас не знаю, чем я хочу заниматься. Ни серьезных планов, ни достижений, ни умений, ни навыков. Не хочется ничего достигать, пахать. Нет такой привычки, желания трудиться и строить карьеру тоже нет. Зато многие мои сверстники, которые дурака валяли лет 5 назад, сейчас успешно занимаются бизнесом или какой-нибудь другой солидной деятельностью, много работают, заводят семьи.

1

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

А для меня фраза Сенеки "Век живи, век учись...", а можно даже и с русским вариантом продолжения))) очень даже актуальна.  Формы обучения могут быть очень разные и нет того уровня мудрости, на котором можно было бы остановиться) Пока у человека есть любопытство и желание узнать/познать себя или что-то новое вообще - он реально жив и молод. Старость приходит не с возрастом, а с угасанием любопытства (в широком смысле этого слова) и тяги к познанию. Простите за высокий штиль)))

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
В ‎26‎.‎11‎.‎2018 в 09:07, Dante сказал:

Я отношусь к тем, кто любит учиться, а вот учить других людей мне совершенно несвойственно.

Какое превосходство слышится во фразе "учить других людей"! Вот эта самая фраза так здорово описывает существующий в отношении обучения стереотип: если я учу, то я заведомо выше и вектор "условной информации" направлен от меня к оппоненту, я несу разумное доброе вечное... А если я учусь, то вектор "условной информации" направлен от оппонента ко мне. Наличие этого стереотипа привнесло в процесс обучения слишком много негативного, вплоть до восприятия обучения как насилия над личностью). Учить и поучать в таком смысле - это абсолютно неэффективные методы) Обучение это не односторонний процесс, он протекает одновременно в обоих направлениях - учатся оба)  И так называемый условный "объект обучения" должен об этом знать))) Так же как и "субъект обучения", впрочем...)

Изменено пользователем Olya
0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
47 минут назад, Olya сказал:

если я учу то вектор "условной информации" направлен от меня к оппоненту, если я учусь, то вектор "условной информации" направлен от оппонента ко мне

но, по сути своей, в идеале вектор со стрелками в оба конца! Т.е. учитель не только УЧИТ, но и УЧИТСЯ у ученика.

"Я прав только потому, что я прав, и иного быть не может!"  - тупиковая ветвь. Подавляя ученика, не воспитаешь из него думающего человека.

1

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
В 28.11.2018 в 07:27, Феликс Бобчинский сказал:

"Я прав только потому, что я прав, и иного быть не может!"  - тупиковая ветвь. Подавляя ученика, не воспитаешь из него думающего человека.

Да, и я именно об этом

Подавляя ученика, "учитель" не научить его пытается, а реализовать свои собственные комплексы и самоутвердиться за его (ученика) счет, тем самым снижая эффективность обучения.  Уважение ко всем без исключения участникам процесса - базовый принцип обучения

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать учетную запись

Зарегистрируйте новую учётную запись в нашем сообществе. Это очень просто!


Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.


Войти