Dante

Предзнаменование. Сложности литературной техники

В теме 6 сообщений

Цитата

Предзнаменование как драматургический приём -- наличие намёков, аллюзий в сюжетной линии, которая помогает зрителю (читателю) предугадать/разгадать дальнейший сюжет.

Более обширное описание с примерами тут:

Спойлер

Предзнаменование (foreshadowing) — литературная техника, более сложная, чем ружьё Чехова; наполнение сюжета намеками и подсказками, чтобы читатель мог догадаться о том, что произойдет позднее. От Ружья Чехова отличается тем, что:

а) Зачастую имеет не столько сюжетное, сколько символическое значение или важно для раскрытия характера, а не фабулы. Без Ружья Чехова сюжет обойтись не может (если Гарри Поттер не найдет зеркало Яиналеж, ему потом негде будет увидеть себя с Философским камнем). Без предзнаменования — может, оно добавляет перчинки, указывает на то, что автор внимателен к деталям и радует жанрово смекалистую часть аудитории, но в принципе на сюжет не влияет. Пример: в «Пиратах Карибского моря-4» мы впервые встречаем Анжелику в пабе под названием «Капитанская дочь». В принципе, для сюжета это не важно, но когда выясняется, что Анжелика таки дочь Чёрной Бороды, так прикольнее.

б) Играет не напрямую. Например, начальник Нео в «Матрице» угрожает ему: «Или вы начнёте приходить на работу аккуратно, мистер Андерсон, или вам придётся поискать другую работу». Позже мы узнаем, что вышло по слову его, но что именно произойдет с Нео, не было сказано напрямую, не так ли?

Часто предзнаменованиями являются персонажи, предвидящие будущее, оракулы. Если предзнаменование исполнено слишком топорно, то зритель раньше времени разгадает загадку и лишится интереса к происходящему.

Если в произведении описывается сон героя — это, скорее всего, предзнаменование. Хотя сон исполнится не буквально (это было бы слишком неинтересно), а лишь намекает на будущее развитие событий. (Впрочем, сны, особенно кошмарные, могут быть также свидетельством не будушего, а забытого героем прошлого — так к тому же и реалистичней. Но и это своеобразное предзнаменование, что герой таки вспомнит те события и столкнется с их последствиями.)

У данного приёма есть свои сложности:

  1. Зритель (читатель) может не понять
  2. Предзнаменование изменяет ход сюжета, и может мешать ему (например, если это сон или flashback)
  3. Предзнаменование может быть слишком простым, и это придаст обратный эффект: "мне скучно"

Разберёмся с точки зрения когнитивистики, почему данные проблемы имеют место быть. Как же работает предзнаменование на уровне сознания.

Для начала немного информации о мозге:

  1. Получение новой информации вызывает удовольствие (и этот механизм в целом достаточно сложный)
  2. Сбывшееся предсказание вызывает удовольствие (выброс дофамина от нового опыта многократно сильнее, чем от узнавания, но зависит от возраста и специализации мозга)
  3. Мозг старается думать таким образом, чтобы максимально использовать уже знакомую информацию, и задействовать ИМЕЮЩИЕСЯ сети. Он ужасно не любит, когда ошибается

О чём нужно постоянно помнить, мозг умеет получать удовольствие от осознания новой информации. Учёные считают, что этот механизм особенно силён до ~25 лет, но как вы уже можете догадаться, человек способен натренировать свой мозг получать дофамин каждый раз, когда он узнаёт новое (теперь вы в курсе, КТО на этом форуме дофаниновый наркоман на этой теме).

Люди читают вовсе не потому, что они возвышенные интеллектуальные существа, а лишь потому, что всем хочется "хапнуть дофаминчика". Они лишь отличаются набором нейронных связей, способностями распознать сложную аллюзию, иронию, и получать кайф от вещей, которые требуют высоких энергозатрат, то есть мышления. Не все так могут!

Цель автора доставить эту... кокаиновую дорожку, причём, чтобы к концу произведения она увеличивалась. Дурён тот писатель, который не желает кайфа своему читателю...

Однако автор испытывает известные когнитивные проблемы, используя приём предзнаменования. Дело в том, что в отличие от читателя, он (обычно) знает исход и конечную цель. Поэтому автору иногда очень сложно понять, как создать предзнаменование таким образом, чтобы:

  1. оно было понятно читателю
  2. оно не требовало больше мысленного напряжения, чем нужно (ведь это обломит весь кайф)
  3. и при этом оно не казалось глупым, ведь это тоже обламает весь кайф.

Лично я испытываю серьёзные проблемы с 1 и 2 пунктом, и мне было бы очень интересно узнать, а как вы дорогие авторы, справляетесь с этой важной темой.

3

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

Было бы отлично, если кто-то привёл конкретные неудачные примеры, которые понятны всем. Это позволило бы сделать обсуждение предметным.

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

Алан, ты задал сложные вопросы. Лично мне почти невозможно дать ответ, потому что я никогда при написании текстов не задумывался о приеме предзнаменования, и уж тем более о том, получился ли он у меня.

Одно я знаю точно: порой главные герои начинают жить своей жизнью, творить то, что не входило в планы писателя. А мы в общем-то получаемся не более чем биографы своих персонажей :)

Но мне нравится, например, когда фильмы или истории заканчиваются не тем, чем я ожидал. Хотя бывает и такое, что страстно желаешь хэппи энда, тогда при этом становится важным развитие сюжета, то есть то, что внутри истории ДО финала.

Настоящие эмоции вызывает не динамичность, а сопереживание героям, когда эти переживания просты по своему стремлению, но сложны по мере развития сюжета.

Примерно так...

1

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

Ну если говорить о конкретных примерах в кино, то наверное королём предзнаменований стоит считать Девида Линча. И я бы так же назвал его и антикоролём, в свете последнего сезона Твин Пикс.

Ну например можно взять его Внутренняя империя, где использование аллегории и аллюзии на сантиметр плёнки зашкаливает. Вот, перед нами кадр в стиле "рыбий глаз":

qOZj7mnctZ-9DC6ykhS9Eg-wide.jpg

Что вы скажите об этой женщине? Несмотря на то, что вы слышите его ужасный голос, и видите её в ужасном свете, только это восприятие формирует понимание того, что перед вами... ведьма. 

Можно взять фильмы Звягенцева. Например, его Возвращение, и сцену, когда труп отца тонет в лодке, которая постепенно набирает воду. Несмотря на то, что это конец фильма, данная аллегория позволяет вам лучше ощутить события в реальном мире, и ощущения детей.

Даже фильм Левиафан, который кто только не ругал, отлично демонстрирует вам предзнаменование с первых кадров: мрачная жуткая вода, безжизненные пейзажи. Всё это является лейтмотивом к теме фильма. И да, фильм в целом не удался... Увы. Однако Звягинцев грамотно умеет пользоваться этим приёмом.

Вот тут вы можете посмотреть анализ предзнаименований в фильме Ученик:

 

А ещё тут:

 

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

Я думаю, можно сразу привести как примеры явления природы:

  • Дождь, гром
  • Хмурую погоду
  • Ливень
  • Ночь, день.

Торковский, Сталкер: Знаменитый кадр с лампой накаливания, когда она внезапно лопается от перенапряжения, выражая тем самым перенапряжение человеческих душ, рядом с ней.

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

Разбор фильма критикессой слишком уж субъективный. Возможно, я самонадеянна, но тоже умею так: "что вижу - то и пою". Особенно многословно могу воспевать неоднозначные интерпретации.
Дождь - у гг промокли ноги, он: заболел, опоздал, получил инсайт, эффект бабочки, жизнь пошла не по плану...
Даня прав: иногда герои начинают жить собственной жизнью, и только в детективе автор пляшет, зная наперед развязку и имея ж/б обоснуй.
Занимаясь творчеством, я даже не задумывалась о наличии того, что некие сюжетные штрихи называются предзнаменованиями. В сюжетной линии события должны быть четко выверены, а не растекаться. 
На один из моих рассказов, хорошо принятых читателем, некий комментатор оставил отзыв: "Я так и знал, что этим все закончится!" Хотя никакой тайны сюжет не представлял уже с первого предложения. В нем был совершенно другой посыл. На всех не угодишь.
Вот еще интересное "предзнаменование": стакан, постоянно лопающийся на горлышке бутылки, по неизвестной причине. ИнтригХа!
Согласовывать повествование я предпочитаю в кругу доверенных единомышленников, публикуя готовый результат.

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать учетную запись

Зарегистрируйте новую учётную запись в нашем сообществе. Это очень просто!


Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.


Войти