Dante

Предзнаменование. Сложности литературной техники

В теме 6 сообщений

Цитата

Предзнаменование как драматургический приём -- наличие намёков, аллюзий в сюжетной линии, которая помогает зрителю (читателю) предугадать/разгадать дальнейший сюжет.

Более обширное описание с примерами тут:

Спойлер

Предзнаменование (foreshadowing) — литературная техника, более сложная, чем ружьё Чехова; наполнение сюжета намеками и подсказками, чтобы читатель мог догадаться о том, что произойдет позднее. От Ружья Чехова отличается тем, что:

а) Зачастую имеет не столько сюжетное, сколько символическое значение или важно для раскрытия характера, а не фабулы. Без Ружья Чехова сюжет обойтись не может (если Гарри Поттер не найдет зеркало Яиналеж, ему потом негде будет увидеть себя с Философским камнем). Без предзнаменования — может, оно добавляет перчинки, указывает на то, что автор внимателен к деталям и радует жанрово смекалистую часть аудитории, но в принципе на сюжет не влияет. Пример: в «Пиратах Карибского моря-4» мы впервые встречаем Анжелику в пабе под названием «Капитанская дочь». В принципе, для сюжета это не важно, но когда выясняется, что Анжелика таки дочь Чёрной Бороды, так прикольнее.

б) Играет не напрямую. Например, начальник Нео в «Матрице» угрожает ему: «Или вы начнёте приходить на работу аккуратно, мистер Андерсон, или вам придётся поискать другую работу». Позже мы узнаем, что вышло по слову его, но что именно произойдет с Нео, не было сказано напрямую, не так ли?

Часто предзнаменованиями являются персонажи, предвидящие будущее, оракулы. Если предзнаменование исполнено слишком топорно, то зритель раньше времени разгадает загадку и лишится интереса к происходящему.

Если в произведении описывается сон героя — это, скорее всего, предзнаменование. Хотя сон исполнится не буквально (это было бы слишком неинтересно), а лишь намекает на будущее развитие событий. (Впрочем, сны, особенно кошмарные, могут быть также свидетельством не будушего, а забытого героем прошлого — так к тому же и реалистичней. Но и это своеобразное предзнаменование, что герой таки вспомнит те события и столкнется с их последствиями.)

У данного приёма есть свои сложности:

  1. Зритель (читатель) может не понять
  2. Предзнаменование изменяет ход сюжета, и может мешать ему (например, если это сон или flashback)
  3. Предзнаменование может быть слишком простым, и это придаст обратный эффект: "мне скучно"

Разберёмся с точки зрения когнитивистики, почему данные проблемы имеют место быть. Как же работает предзнаменование на уровне сознания.

Для начала немного информации о мозге:

  1. Получение новой информации вызывает удовольствие (и этот механизм в целом достаточно сложный)
  2. Сбывшееся предсказание вызывает удовольствие (выброс дофамина от нового опыта многократно сильнее, чем от узнавания, но зависит от возраста и специализации мозга)
  3. Мозг старается думать таким образом, чтобы максимально использовать уже знакомую информацию, и задействовать ИМЕЮЩИЕСЯ сети. Он ужасно не любит, когда ошибается

О чём нужно постоянно помнить, мозг умеет получать удовольствие от осознания новой информации. Учёные считают, что этот механизм особенно силён до ~25 лет, но как вы уже можете догадаться, человек способен натренировать свой мозг получать дофамин каждый раз, когда он узнаёт новое (теперь вы в курсе, КТО на этом форуме дофаниновый наркоман на этой теме).

Люди читают вовсе не потому, что они возвышенные интеллектуальные существа, а лишь потому, что всем хочется "хапнуть дофаминчика". Они лишь отличаются набором нейронных связей, способностями распознать сложную аллюзию, иронию, и получать кайф от вещей, которые требуют высоких энергозатрат, то есть мышления. Не все так могут!

Цель автора доставить эту... кокаиновую дорожку, причём, чтобы к концу произведения она увеличивалась. Дурён тот писатель, который не желает кайфа своему читателю...

Однако автор испытывает известные когнитивные проблемы, используя приём предзнаменования. Дело в том, что в отличие от читателя, он (обычно) знает исход и конечную цель. Поэтому автору иногда очень сложно понять, как создать предзнаменование таким образом, чтобы:

  1. оно было понятно читателю
  2. оно не требовало больше мысленного напряжения, чем нужно (ведь это обломит весь кайф)
  3. и при этом оно не казалось глупым, ведь это тоже обламает весь кайф.

Лично я испытываю серьёзные проблемы с 1 и 2 пунктом, и мне было бы очень интересно узнать, а как вы дорогие авторы, справляетесь с этой важной темой.

3

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Было бы отлично, если кто-то привёл конкретные неудачные примеры, которые понятны всем. Это позволило бы сделать обсуждение предметным.

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Алан, ты задал сложные вопросы. Лично мне почти невозможно дать ответ, потому что я никогда при написании текстов не задумывался о приеме предзнаменования, и уж тем более о том, получился ли он у меня.

Одно я знаю точно: порой главные герои начинают жить своей жизнью, творить то, что не входило в планы писателя. А мы в общем-то получаемся не более чем биографы своих персонажей :)

Но мне нравится, например, когда фильмы или истории заканчиваются не тем, чем я ожидал. Хотя бывает и такое, что страстно желаешь хэппи энда, тогда при этом становится важным развитие сюжета, то есть то, что внутри истории ДО финала.

Настоящие эмоции вызывает не динамичность, а сопереживание героям, когда эти переживания просты по своему стремлению, но сложны по мере развития сюжета.

Примерно так...

1

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Ну если говорить о конкретных примерах в кино, то наверное королём предзнаменований стоит считать Девида Линча. И я бы так же назвал его и антикоролём, в свете последнего сезона Твин Пикс.

Ну например можно взять его Внутренняя империя, где использование аллегории и аллюзии на сантиметр плёнки зашкаливает. Вот, перед нами кадр в стиле "рыбий глаз":

qOZj7mnctZ-9DC6ykhS9Eg-wide.jpg

Что вы скажите об этой женщине? Несмотря на то, что вы слышите его ужасный голос, и видите её в ужасном свете, только это восприятие формирует понимание того, что перед вами... ведьма. 

Можно взять фильмы Звягенцева. Например, его Возвращение, и сцену, когда труп отца тонет в лодке, которая постепенно набирает воду. Несмотря на то, что это конец фильма, данная аллегория позволяет вам лучше ощутить события в реальном мире, и ощущения детей.

Даже фильм Левиафан, который кто только не ругал, отлично демонстрирует вам предзнаменование с первых кадров: мрачная жуткая вода, безжизненные пейзажи. Всё это является лейтмотивом к теме фильма. И да, фильм в целом не удался... Увы. Однако Звягинцев грамотно умеет пользоваться этим приёмом.

Вот тут вы можете посмотреть анализ предзнаименований в фильме Ученик:

 

А ещё тут:

 

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Я думаю, можно сразу привести как примеры явления природы:

  • Дождь, гром
  • Хмурую погоду
  • Ливень
  • Ночь, день.

Торковский, Сталкер: Знаменитый кадр с лампой накаливания, когда она внезапно лопается от перенапряжения, выражая тем самым перенапряжение человеческих душ, рядом с ней.

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Разбор фильма критикессой слишком уж субъективный. Возможно, я самонадеянна, но тоже умею так: "что вижу - то и пою". Особенно многословно могу воспевать неоднозначные интерпретации.
Дождь - у гг промокли ноги, он: заболел, опоздал, получил инсайт, эффект бабочки, жизнь пошла не по плану...
Даня прав: иногда герои начинают жить собственной жизнью, и только в детективе автор пляшет, зная наперед развязку и имея ж/б обоснуй.
Занимаясь творчеством, я даже не задумывалась о наличии того, что некие сюжетные штрихи называются предзнаменованиями. В сюжетной линии события должны быть четко выверены, а не растекаться. 
На один из моих рассказов, хорошо принятых читателем, некий комментатор оставил отзыв: "Я так и знал, что этим все закончится!" Хотя никакой тайны сюжет не представлял уже с первого предложения. В нем был совершенно другой посыл. На всех не угодишь.
Вот еще интересное "предзнаменование": стакан, постоянно лопающийся на горлышке бутылки, по неизвестной причине. ИнтригХа!
Согласовывать повествование я предпочитаю в кругу доверенных единомышленников, публикуя готовый результат.

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать учетную запись

Зарегистрируйте новую учётную запись в нашем сообществе. Это очень просто!


Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.


Войти