Sign in to follow this  
Followers 0
  • entries
    5
  • comments
    11
  • views
    1,066

About this blog

Литературное движение

Entries in this blog

Дэни

Для начала вспомним что же такое критический отзыв? По сути, это любое высказывание о худ. или нехуд. тексте. Как распознать что перед нами - критика или инфошум? Если мы видим четко три элемента - книга (текст) как объект высказывания; личность критика - вкусовые пристрастия неизбежны; контекст - книга встроена в него; - то, скорее всего перед нами критическая рецензия. По мнению Галины Юзефович, автора книги " О чем говорят бестселлеры", о чем бы ни говорил критик, эти три вещи - объект, личность, контекст - присутствуют в его тексте всегда. "Однако, соотношение этих величин может быть различным и от того, чего в критический текст положили больше - объекта, личности или контекста, - будет зависеть и пространство его применения."

Виды критики (по Г. Юзефович) :

1. Критика размышления. Говорит о литературном процессе и характерна для толстожурнальнх изданий. "Критическая статья строится по законам очерка или новеллы, а критик не слишком отличается от писателя. Только пишет он не о любви, войне и т.д., а о других книгах."

2. Критика как способ самоописания. "Критик, выступающий в этом жанре, рассказывает не о книге и тем более не о контексте вокруг неё, но о самом себе."

3. Навигационная критика. Девиз: прочитал - расскажи. "Рассказ о книгах максимально ясно и удобно для читателя, в самом деле ищущего, чего бы почитать (ну, или по крайней мере пытающегося быть в курсе культурных событий."

Конспект раздела Как всё устроено в книжном мире? Зачем нам критика книги "О чем говорят бестселлеры" закончен. Переходим к платформе SRELKA. Здесь продолжение разговора о критике и уточнение её. Звездный состав спикеров и их тезисы:

- К. Мильчин. Два критерия хорошей рецензии - она написана, она интересна самому автору. Что критик "продает" читателю - информацию (Константин Мильчин), эмоции (Галина Юзефович), сопричастность (Лев Данилкин). Одно придуманное слово как пример сопричастности. Невозможно придумать новый язык рецензии, но одно слово придумать можно;

- И. Кириченко и П. Грозный. Форматы рецензий: листинг (список), где интересна сама тема; перекрестная рецензия, своего рода книжный баттл, где 1 рецензия на 3 книги, дробление критического высказывания на "за" и "против"; конспекты; маргиналии; видеоблогеры, подкасты; твиты-рецензии, телеграм-рецензии, мемы как способы разговоров о книгах;

- А. Наринская. Критика как политика;

- А. Мунипов. Как писать о профильном нон-фикшине;

- Г. Юзефович. Как, для кого и зачем;

- Л. Данилкин. Как писать о биографической литературе. Быть экспертом в том, в чем быть не обязан. Крючки, за которые можно зацепиться, это внетекстовые факторы, то что происходит за текстом, где проходит грань между жизнью и искусством. Не существует общепринятого канона, но всё же существуют те тексты, которые попадают в премиум. Важная вещь - язык. Попытка описать героев современным языком. Уместно это или нет. Есть замысел в этом автора или ему медведь на ухо наступил. Установить границы где заканчивается дурновкусие и начинается искусство. Разбросать знаки правил игры. Закончить рецензию внятной оценкой;

- М. Трудолюбов. Как говорить о социально-политической литературе сегодня. Век постправды. Понятие "постправды" лишнее или нет. Отношение с читателем. Нужно помнить, что автор рецензии претендует на его время, а это невосполнимый ресурс. Ответственность за захват этого ресурса.

Дэни

Если автор неизвестный гений, то путь его рукописи к читателю может быть следующим.

Условно разделим всё литературное поле на три сектора: электронный, премиальный, журнальный. И тогда:

- для первой части, куда входит всё, что касается инета, рукопись может быть размещена на собственном авторском сайте, а также может участвовать в сетевых литературных конкурсах (имени Дмитрия Горчева, например);

- во вторую часть входят те премии, где номинатором может выступить, например, районная библиотека : НОС, Нацбест, Большая книга, Рукопись года. Исключение, кажется, Русский Букер. Туда библиотека не имеет права заявлять рукопись. Можно заявить до трех авторов, тексты которых ещё нигде не издавались;

- третья часть самая действенная, но незаслуженно забытая. Это литературные журналы, например, Новый мир, Дружба народов, Октябрь, Юность, Нева. Сюда самотёком может прийти рукопись.

Для всех секторов литературного пространства отслеживаем значимые моменты:

- сроки подачи рукописи. Для премиальной части , например, в 2018 это конец марта/начало апреля;

- технические параметры, например, объем, количество знаков, печатная версия, аудиоверсия, редактура/корректура. Для второй и третьей части обязательны предварительное письмо и краткое содержание.

На пути рукописи к читателю крайне важны детали. О них нужно помнить, например:

- сетевой конкурс имени Дмитрия Горчева  ежегодно меняет тему;

- для Нового мира желателен будет тот текст, который окажется в точке пересечения литературного процесса. Т.е. автор очень хорошо знает, что было написано до него в заявленной теме и что происходит рядом с ним, кто ещё работает и как по схожей проблеме. И на стыке этих двух представлений должна быть создана рукопись.

Если же гений и его рукопись идут известным проверенным способом, т.е. самотёком в книжные издательства, то необходимо учитывать некоторые моменты, например:

- в 2016 году к Ирине Прохоровой было прислано 200 рукописей, к Елене Шубиной 400. Количество достаточно большое, чтобы потеряться в нем. По этому, что-то должно отличать нашего гения от других талантов. Как минимум, авторский стиль и уникальная авторская интонация.

Алгоритм действует и для рукописей, чьи авторы работают не только в жанре реализм. Для фэнтази, фантастики, триллера, хоррора и т.д. Но с небольшими поправками:

- уточняем специфику, приоритетные направления издательства или составляем список школ и конкурсов, которые приветствуют жанровую литературу.

Для детского и подросткового направления худ. текстов тот же алгоритм и те же уточнения + большое поле для деятельности. Грубо говоря, русского Гарри Поттера ещё никто не создал.

Добавление из личного наблюдения:

- редкий непопулярный способ - переделать текст в сценарий, отследить, где проходят публичные чтения, презентации, обсуждения и таким образом заявить свою рукопись;

- экзотический способ - сократить весь текст до идеи и предложить в таком виде включить в список работы литературного агента.

-

Дэни

Жила-была на площадке ЛитРес Электронная буква. Вначале она была обычной премией для сетевых текстов известных авторов. В разное время Электронную букву вручали Борису Акунин, Дине Рубиной, Александре Марининой.

Шло время, тексты читались, авторы награждались. Но Электронная буква грустила. Ей хотелось чего-то такого, чему она не могла дать название. Печальная, забрела Электронная буква в один из старейших разделов ЛитРеса. Звали его Самиздат.

  • Ну, чего ты всё ходишь-бродишь как неприкаянная, - спросил Самиздат.
  • Не знаю, - вздохнула Электронная буква, - что-то тоскливо мне.
  • Я знаю, что тебе нужно, - подумав ответил Самиздат. - Обычная перезагрузка тебе поможет. Поиск новых авторов, розыск нигде неизданных текстов.
  • Точно, как же я сама не догадалась, - воскликнула повеселевшая Электронная буква.

Это же очень просто, в три шага: 1- зарегистрироваться на ЛитРес: Самиздат; 2 - загрузить и опубликовать книгу через платформу ЛитРес: Самиздат до 15 марта 2018 года; 3 - дождаться оглашения длинного списка премии в июне 2018 года и объявления победителей в октябре 2018 года.

Электронная буква и Самиздат договорились объявить об этом на ближайшей ярмарке нон-фикшн.

Так всё и было. На 19-й нон-фикшн состоялась перезагрузка Электронной буквы. Объявлена была миссия премии - поиск, поддержка и продвижение новых авторов.

Определили номинации: Крупная проза, Малая проза, Поэзия и спец. раздел - Лучший Чтец для авторской записи аудиокниги.

Презентацию провели представители жюри премии:

  Председатель - очаровательно-деятельный Дмитрий Быков - рассказал о Самиздате в      бытность СССР. Это были самые хорошие тексты и самые интересные авторы. На вопрос о критериях, которыми будет руководствоваться жюри при выборе победителя конкурса, Дмитрий повторил свое правило первой и последней фразы текста. Сначала читается последнее и первое предложение произведения. Если возникает желание узнать что между ними, то текст хороший. По крайней мере, интересный.

 Серьезный и внимательный главный редактор «Нового мира» Андрей Василевский, отвечающий за номинацию Поэзия, говорил об отсутствии любых критериев. Это либо литература, либо нет, поэзия или нет, это сразу чувствуется.

 Наталья Кочеткова, лит. обозреватель Лента.ру, была очень убедительна, когда рассказывала о практической пользе Электронной буквы. И действительно, в результате выигрывают все. И авторы, расширяющие читательскую аудиторию, и читатели, узнающие новые имена, и издатели, для которых авторы из шорт-листа и лонг-листа - это сложившийся издательский портфель. Оцененный экспертным жюри и проверенный читательской аудиторией.

 Лит. обозреватель РБК-Стиль, преподаватель журфака МГУ Наталья Ломыкина соглашалась с предыдущими ораторами, которые говорили о важности Электронной буквы для неизвестных текстов. Отмечала, что это первая в России премия, для которой не нужно уже изданного произведения или публикации в толстом журнале. Принимаются и получают экспертную оценку именно сетевые тексты, размещенные на ЛитРес:Самиздат. И добродушно отвечала на резонерскую реплику из зала:

 - А Вам-то зачем всё это надо?

 - Как зачем? Это же так здорово - открыть новое имя и сиять отраженным светом его таланта.  

В состав жюри будут входить Денис Драгунский, не присутствующий на презентации, и Сергей Чонишвили, куратор номинации «Лучший Чтец».

 

Дэни

non/fictio№17

В 2015  семнадцатый non-fiction проходит в поиске новой искренности в литературе. 

Презентации: Максим Кронгауз "Слово за слово: о языке и не только"; Леонид Юзефович "Зимняя дорога"; "Азбучные истины" о любви; Андрей Аствацатуров "И не только Сэлинджер"; Ирина Левонтина "О чем речь"; Людмила Улицкая "Лестница Якова".

Пресс-центр: РИПОЛ-классик", серия Редактор Качалкина. Поиск авторов, которые умеют рассказывать истории.

День книжной иллюстрации:

"Календарь №1"- презентация; "Роль иллюстрации в развитии знания" спикер Александр Марков; "Художники русской лаковой миниатюры"; "Инфографика - от литературного текста к визуализации смысла" спикер Майя Стравинская.

"Правовые особенности взаимоотношения художников и издателей на примере российского и международного права". Граффити - авторское искусство принадлежащее всем. 

Электронная книга: "Электронная книга - освобождение автора и читателя" спикер Кирилл Мартынов. Фанфик тоже текст; "Проектирование электронных изданий" спикер Егор Тулин.

 

Sign in to follow this  
Followers 0